Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно – оздоровительное направление «Расти здоров!»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ ШКОЛА №1
Рассмотрено и согласовано
на заседании ШМО
_________ ____________
«____» ____________2016г. . Утверждаю
Директор школы
________ __________
«___»___________2016г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
спортивно – оздоровительное направление
«Расти здоров!»
для детей 6,5-11лет

Программу разработал:
Козлова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
Бреды, 2016 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительное направление «Расти здоров!» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД.
У обучающегося будут сформированы умения:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы 
1. Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
-Делать предварительный отбор источников информации.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
-осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
К концу 1 курса
Должны знать: основные виды подвижных и спортивных игр;  как правильно составлять режим дня; как правильно надо мыть руки и лицо, как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна;  о правилах поведения в быту и на природе; о правилах дорожного движения; о правилах пожарной безопасности; о пользе физических упражнений и закаливания; правила безопасного поведения на воде; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; правила обращения с животными;
Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений, выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закаливающие процедуры, соблюдать правила безопасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе, соблюдать правила безопасности.
Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, опрос на занятиях после пройденной темы, викторины после каждого изученного раздела, в конце года мониторинг. 
К концу 2 курса
Должны знать: о правилах поведения в школе и дома; комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; как предупредить болезни глаз; как следить за своим питанием; как следить за гигиеной своего тела; правила дорожного движения; о причинах ДТП; правила пожарной безопасности;  знать, чем опасен электрический ток;  правила безопасности в любую погоду; правила поведения на воде; меры предосторожности при обращении с дикими животными.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах; оказать первую помощь при укусах насекомых; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; соблюдать меры предосторожности при обращении с дикими животными.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам», мониторинг, игры - проверки «Учимся не болеть», «Светофор здоровья», выполнение проекта по теме «Азбука витаминов».
К концу 3 курса
Должны знать: основные подвижные и спортивные игры; игры народов мира; как отучить себя от вредных привычек; комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний; упражнения для снятия усталости глаз; правила дорожного движения; как вести себя во время пожара в школе; правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, как уберечься от укуса насекомых; как уберечься от ушибов и переломов; правила безопасности во время грозы;
Должны уметь: играть в подвижные и спортивные игры; отказаться от вредных привычек; выполнять упражнения по профилактике простудных заболеваний; выполнять упражнения для глаз; соблюдать правила дорожного движения; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать первую помощь при ушибах и порезах;
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года мониторинг, в конце изученного раздела Игры – проверки «Школа светофорных наук», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; выполнение проекта на тему «Я здоровье берегу сам себе я помогу».
К концу 4 курса
Должны знать: подвижные, спортивные игры, игры народов мира; что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; основные виды травм.
Должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; противостоять вредным привычкам; уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, сотрясении мозга; оказать медицинскую помощь при кровотечении; оказать первую помощь при ожогах и обморожении; оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
А так же:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий,  походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение мониторинга, в конце изученных разделов  проведение  деловой игры «Формула здоровья» по изученным темам и КВНа  «Здоровье и безопасность»; создание проекта по теме «Секреты здоровья».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Викторины «Секреты здоровья», «Моя безопасность»
-Проекты по темам «Азбука витаминов», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Секреты здоровья».
-Игра проверка знаний «Учимся не болеть», «Светофор здоровья», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
-Деловая игра «Формула здоровья»
-КВН «Здоровье и безопасность».
Формы и режим занятий
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
Основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п Наименование разделов Количество часов Основное содержание
1 Будем бегать, прыгать и играть.
6 Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов
2 Что нужно для здоровья?
15 Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
3 Основы безопасности.
13 Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
Итого 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 курс 34 ч
№ п/п Тема Кол-во
часовДата Корректировка Форма текущего контроля
Раздел «Будем бегать, прыгать и играть»
1-2 Подвижные игры. 2 Практическая работа
3-4 Спортивные игры. 2 Практическая работа
5-6 Эстафеты. 2 Практическая работа
Раздел «Что нужно для здоровья» 7-8 Режим дня. 2 Практическая работа
9-10 Утренняя зарядка. «Рабочие инструменты» человека. Гимнастика для глаз. 2 Практическая работа
11 Сон – лучшее лекарство. 1 Беседа
12-13 Наши друзья – вода и мыло. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. 2 Беседа
14-15 Чтобы зубы не болели. Чтобы уши слышали. 2 Беседа
16-17 Осанка – стройная спина. Гигиена кожи. 2 Беседа
18-19 Самые полезные продукты. 2 Беседа
20-21 Викторина «Секреты здоровья». 2 Обобщение по разделу.
Раздел «Основы безопасности»
1. Правила дорожного движения 22-23 Наш друг Светофор. Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. 2 Беседа
24 Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» 1 Беседа
25 «Дорожные знаки», «Правила
 перехода улиц и дорог» 1 Экскурсия.
26 Экскурсия «Мы – пешеходы», «Безопасный путь в школу и домой» 1 тест по ПДД.
2. Правила пожарной безопасности 27 Огонь – друг или враг? «Что я знаю о пожаре?» 1 Анкета
28 Отчего возник пожар? 1 Беседа
3. Правила поведения в быту 29-30 Опасность у нас дома. 2 Беседа
31 Безопасность при общении с домашними животными. 1 Беседа
4. Правила поведения в природе 32 Если солнечно и жарко.
Если на улице дождь и гроза.
Правила безопасности на воде. 1 Беседа
33-34 Викторина «Моя безопасность» 1 Обобщение по разделу.
2 год (34 часа)
№ п/п Тема Кол-во
часовдатакорректировкаФорма текущего контроля
Раздел «Будем бегать, прыгать и играть» 1-2 Подвижные игры. 2 Практическая работа
  3-4 Спортивные игры. 2 Практическая работа
  5-6 Эстафеты. 2 Практическая работа
Раздел «Что нужно для здоровья» 7 Настроение в школе и дома. Поведение в школе. 1 Беседа
8 Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. 1 Практическая работа
9 Болезни глаз. Как их предупредить. 1 Беседа
10 Слух - большая ценность для человека. 1 Беседа
  11 Профилактика кариеса. 1 Беседа
12 Режим питания. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Беседа
 13-18 Работа над проектом по теме «Азбука витаминов». Проект
19-20 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Гигиена тела и души. Беседа
21 Игра «Учимся не болеть». Обобщение по разделу.
Раздел «Основы безопасности» 1. Правила дорожного движения 22 Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Светофор и его виды. 1 Беседа
23 «Элементы улиц и дорог», «Дорожные знаки» 1 Экскурсия
24 Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. «Правила перехода улиц и дорог». 1 Экскурсия
25 Причины ДТП, 1 тест по ПДД
2. Правила пожарной безопасности 26 Чтобы огонь не причинил вреда. 1 Беседа
27-28 Правила поведения в случае пожара в квартире. 2 Беседа
3. Правила поведения в быту 29 Как уберечься от поражения электрическим током. 1 Беседа
  30 Если ты ушибся или порезался. 1 Беседа
4. Правила поведения в природе 31 Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. Как уберечься от мороза. 1 Беседа
  32 Правила поведения на воде. 1 Беседа
33 Меры предосторожности при обращении с дикими животными. 1 Беседа
34 Игра «Светофор здоровья». Викторина по знаниям ЗОЖ. 1 Обобщение по разделу.
Итого 34 3 курс (34 часа)

п/п  Тема Кол-во
часовДата Корректировка Форма текущего контроля
Раздел «Будем бегать, прыгать и играть» 1-2 Подвижные игры. 2 Практическая работа
3-4 Спортивные игры и эстафеты. 2 Практическая работа
  5-6 Игры разных народов. 2 Практическая работа
Раздел «Что нужно для здоровья»   7-8 Азбука питания. 2 Беседа
   9 Вредные привычки. 1 Беседа
   10 Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. 1 Практическая работа
11-12 Глаза – главные помощники человека. 2 Упражнения для глаз.
13-19 «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». 7 Работа над проектом
20 Игра «По тропе здоровья». 1 Обобщение по разделу.
Раздел «Основы безопасности»  Правила дорожного движения 21-22 «В стране дорожных знаков». 2 Игра-путешествие
23 Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке 1 Практическая работа
24 «Правила перехода улиц и дорог». 1 Экскурсия
25 Игра «Школа светофорных наук». 1 Викторина по ПДД.
Правила пожарной безопасности 26-27 Как вести себя во время пожара в школе. 2 Беседа
28-29 Азбука пожарной безопасности. 2 Беседа
 Правила поведения в быту 30 Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. 1 Беседа
 Правила поведения в природе 31 Как уберечься от укусов насекомых. 1 Беседа
32 Как уберечься от ушибов и переломов. 1 Беседа
33 Правила безопасности во время грозы. 1 Беседа
34 Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». 1 Обобщение по разделу.
Итого 4 курс (34 часа)
№ п/п Тема Кол-во часов Дата Корректировка Форма текущего контроля
Раздел «Будем бегать, прыгать и играть» 1-2 Подвижные игры. 2 Практическая работа
3-4 Спортивные игры и эстафеты. 2 Практическая работа
5-6 Игры разных народов. 2 Практическая работа
Раздел «Что нужно для здоровья» 7-8 Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. 2 Беседа
9-10 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. 2 Беседа
11 Основные виды травм у детей школьного возраста. Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга. 1 Беседа
12 Первая медицинская помощь при кровотечении. 1 Беседа
13 Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. 1 Беседа
14 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). 1 Беседа
15-20 «Секреты здоровья». 2 Работа над проектом
21 Деловая игра «Формула здоровья». 1 Обобщение по разделу.
Раздел «Основы безопасности»  Правила дорожного движения 22 Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. 1 Беседа
23 «Мы пассажиры». 1 Экскурсия
24 Опасная ситуация. 1 Беседа
25 Этого могло не случиться. 1 Беседа
 Правила пожарной безопасности 26 Что я расскажу младшему брату о пожаре? 1 Беседа
27-28 Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. 1 Беседа
29 Отравляющие ядовитые газы. 1 Беседа
 Правила поведения в быту 30 Безопасное поведение в быту. 1 Беседа
 Правила поведения в природе 31 Правила поведения в лесу, техники безопасности для туриста. 1 Беседа
32 Средства и способы спасения утопающих. 1 Беседа
33 Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. 1 Беседа
34 КВН «Здоровье и безопасность» 1 Обобщение по разделу.
Итого 34 Список литературы:
1.Анастасова Л.П., Ижевский, П.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
2.Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым».
3.Басова Е.Д.  Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4.Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии  (для начальной школы).
5.Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
6.Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. 
Список рекомендуемой литературы:
1.Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2.Марченко, Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе.
3.Николаева, Л.Н.  Огонь друг или враг? 1 класс.
4.Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А., Жиренко, О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
5. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
6.Сосунова, Е.М., Форштат,  М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.