Программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление Здоровый ребенок-успешный ребенок


Спортивно – оздоровительное направление 1 класс
Программа
«Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Пояснительная записка
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Реализация  внеурочной   деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Программа составлена с учетом коплектации материально-технической базы МОУ «Владыкинская СОШ.» и климатических особенностей региона Саратовская область.
Задачи направлены наукрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Планируемые результаты:
1 уровень:
Дети получат знания:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
2 уровень:
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
3 уровень:
Дети получат опыт:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Система оценки результатов: соревнования, экран успеха и др.
При организации занятий будут учитываться возрастные особенности учащихся и обеспечиваться баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения будет отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности - 2 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во  внеурочное  время. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Место проведения Время проведения Форма организации.
Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, внеурочная деятельность.
календарно-тематическое планирование
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы Формы
Методы формирования сознания. - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;
- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;
- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;
Методы стимулирования поведения и деятельности. - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.
Метод проектов. - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Народные игры – 7 часов Формируемые УУД
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия. Предметные: Развитие основных физ- их качеств и расширение функциональных возможностей организма.
Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Личностные: Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Коммуникативные: понимать общую задачу урока и точно выполнять свою часть работы;
Метапредметные: Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Рефлексивные: Владение умениями совместной деятельности;Метапредметные: Научаться технически правильно выполнять двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные: обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
№ Тема занятия Содержание занятия Количество
часов Календарные
сроки
1
Русская народная игра «У медведя во бору»
Русская народная игра «Филин и пташка». Игровые правила. Отработка игровых приёмов.
Проведение игры. 1
3.09
2 Русская народная игра «Горелки».
Русская народная игра «Кот и мышь». 2 Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. 8.09
10.09
3
Русская народная игра «Блуждающий мяч». Правила игры. Проведение игры.
Правила игры. 2
4 Русская народная игра «Лапта» Проведение игры. Эстафета. 2 Подвижные игры – 19 часов Предметные: Развитие основных физ- их качеств и расширение функциональных возможностей организма.
Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Личностные: Установление обучающимися связи между Предметные: Развитие основных физ- их качеств и расширение функциональных возможностей организма.
Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая
с образцом. Личностные: Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;целью учебной деятельности и её мотивом; Коммуникативные: Договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
Личностные: развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
Познавательные: Научаться простейшим способам контроля за отдельными показателями физ- ой подготовленности;
5 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. 2 6 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» Комплекс утренней гигиенической гимнастики. 7 Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. 2 8 Весёлые старты с мячом. Гимнастические упражнения. Эстафеты. 2 9 Игра «Волк во рву»
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» Игры с мячом: ловля, бросок, передача. 1
10 Весёлые старты со скакалкой Комплекс ОРУ со скакалкой. 1 11 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. 3 12
Игра «Белки, волки, лисы».
Игра «Совушка». Правила игры. Проведение игры.
1
13
Игра «Удочка»
Игра «Перемена мест» Игры со скакалкой, мячом.
Построение. Строевые упражнения, перемещение. 1
14
Игра «Салки с мячом».
Игра «Прыгай через ров» Правила игры. Проведение игры.
Совершенствование координации движений. 2
15 Игры на свежем воздухе: "Мяч на полу", "Передача мячей в колоннах", "Команда быстроногих", "Эстафета зверей", "Вызов номеров", "Кто дальше бросит?", "Кто обгонит?", футбол. Развитие основных физ- их качеств и расширение функциональных возможностей организма.
Совершенствование координации движений.
4 Спортивные игры – 38 часов Познавательные: Обучение работе с разными видами информации, умение читать дидактические иллюстрации. Личностные: Проявление активности, стремление к получению новых знаний; Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданий, данных учителем.
Личностные: Проявление активности, стремление к получению новых знаний;
Коммуникативные: Формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; Личностные: Проявление активности, стремление к получению новых знаний. Познавательные: Научаться простейшим способам контроля за отдельными показателями физического развития; Коммуникативные: Договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
Личностные: развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; Коммуникативные: понимать общую задачу урока и точно выполнять свою часть работы;
Метапредметные: Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Рефлексивные: Владение умениями совместной деятельности;
Метапредметные: Научаться технически правильно выполнять двигательных действий из базовых видов спорта,
использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные: обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

16 МинифутболИгровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 4 17 Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. 12 18 Пионербол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 10 19 волейбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра по упрощенным правилам 11 20 Спортивный праздник. Игры, эстафеты, Весёлые минутки. 1 21 Резерв 2 22 Всего часов 66 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

п/пРазделы и темы курса Количество часов Содержание учебной темы
1 Народные игры 7 1.1
Русская народная игра «у медведя во бору»
Русская народная игра «филин и пташка» 1
Игровые правила, отработка игровых приемов,
выбор и ограничение игрового пространства, проведение игры
1.2
Русская народная игра «горелки»
Русская народная игра «кот и мышь» 2
Правила игры,
, разучивание игры, проведение игры
1.3 Русская народная игра «блуждающий мяч» 2 Правила игры, проведение игры
1.4 Русская народная игра «лапта» 2 Правила игры, проведение игры, эстафета
2 Подвижные игры 19 2.1
Игра на внимание «класс, смирно», «за флажками»
Игры с элементами ОРУ «море волнуется – раз» 2
Правила игры, строевые упражнения, перестроения
комплекс утренней гигиенической гимнастики
2.2 Игра с мячом «охотники и утки» 2 Комплекс ОРУ с мячом, строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два
2.3 Веселые старты с мячом 2 Гимнастические упражнения, эстафеты
2.4 Игра «волк во рву»
Игра с прыжками «попрыгунчики-воробушки» 1 Игра с мячом: ловля, бросок, передача
2.5 Веселые старты со скакалкой 1 Комплекс ОРУ со скакалкой
2.6 Игры на свежем воздухе: «два деда Мороза», «метко в цель» 3 Катание на лыжах, разучивание и проведение игр, метание снежков в цель
2.7
Игра «белки, волки, лисы»
Игра «Совушка» 1
Правила игры, проведение игры
2.8
Игра «удочка»
Игра «перемена мест» 1
Игры со скакалкой, мячом
Построение, строевые упражнения, перемещение
2.9
Игра «салки с мячом»
Игра «прыгай через ров» 2
Правила игры, проведение игры
Совершенствование координации движений
3.0 Игры на свежем воздухе 4 Развитие основных физ- их качеств и расширение функциональных возможностей организма.
Совершенствование координации движений.
3 Спортивные игры 38 3.1 минифутбол4 Игровые правила, отработка игровых приемов
3.2 баскетбол 12 Игровые правила, отработка игровых приемов, броски в корзину. Игры: « кто быстрее», «кто точнее», «снайпер».. и др.
3.3 пионербол 10 Игровые правила, отработка игровых приемов, игра. Игры: «перестрелка», «салки с мячом» и др.
3.4 волейбол 11 Игровые правила, отработка игровых приемов, игра. Игры: «перестрелка»,
3.5 Спортивный праздник 1 Игры, эстафеты, веселые минутки
4 резерв 2 5 Всего часов 66 Приложение к программе