Консультация на тему: Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой



консультация для учителей и воспитателей группы продленного дня









































Составитель: учитель-логопед Козырева О.В.





Абсолютно всё в жизнеобеспечении человеческого организма зависит от процессов газообмена и дыхания. Чтобы газообмен происходил в оптимальном режиме, необходимо, чтобы органы дыхания были способны эффективно работать. Сегодня различные нарушения функции дыхания встречаются также часто, как сколиоз или плоскостопие.
Эти нарушения и недуги способен исправить сам человек. А профилактическую работу с малышом-дошкольником может провести воспитатель. Помочь ему также могут и родители, не ограничиваясь занятиями с воспитателем или логопедом в детском саду.
Один из эффективных методов развития правильного физиологического и речевого дыхания предложила Александра Николаевна Стрельникова – педагог, работавшая со многими московскими театрами. В 70-х годах ХХ столетия у неё занимались постановкой голоса многие драматические актёры, вокалисты, дикторы и учителя. Сама А.Н. Стрельникова также начинала в своё время карьеру оперной певицы, была солисткой Московского музыкального академического театра им. К.С. Станиславского. С детства страдая грудными болями, она рано подорвала свой голос. Во время приступов Стрельникова практиковала различные дыхательные упражнения. И, видя, что они приносят ей облегчение, начала разрабатывать методику излечения с помощью дыхательных упражнений болезней, приводящих к потере голоса. Вскоре ей удалось восстановить свой голос.
Постепенно гимнастика Стрельниколвой стала приобретать широкую известность в театральных кругах Москвы. Собственный опыт привёл её к созданию собственной уникальной гимнастики. Александра Николаевна обратила внимание, что у профессиональных певцов проблемы связаны со связками, а вот лёгкие у них – обычно в порядке. Объяснение она нашла в том, что при пении лёгкие подвергаются наиболее интенсивной вентиляции. (В покое человек вдыхает около 500 см3 воздуха, а при пении количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается до 3000 см3 ). И эта интенсивная вентиляция благотворно влияет на состояние органов

1
дыхания. Клинические испытания доказали, что даже после нескольких минут занятий дыхательной гимнастикой жизненная ёмкость лёгких возрастает на 10-15 %. Длительные занятия приносят ещё более ощутимые результаты.
Упражнения для дыхания не являются лекарством. Они направлены не на какой-то больной орган, а на все органы и ткани организма, обеспечивая прежде всего высокий уровень снабжений всего организма кислородом благодаря резко возрастающей эффективности дыхания. Ритмичные шумные вдохи через нос способствуют также улучшению обменных процессов и психоэмоционального состояния, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. Ученик Стрельниковой Михаил Щетинин, 12 лет работая со своей учительницей, добивается практически 100% успеха в лечении заикания у детей.
Сама Стрельникова советовала научиться тренировать нормальное дыхание с соблюдением следующих правил:
Вдох производить как можно медленнее – втягивая воздух носом;
Выдох производить как можно более свободно – выпуская воздух через рот, выдох должен быть шумным, резким и коротким (как хлопок в ладоши);
После выдоха не делать паузы;
Стараться никогда не осуществлять вдох или выдох максимально глубоко;
Грудную клетку в процессе дыхания нельзя поднимать и опускать даже незначительно;
Мышцы спины и лица должны быть расслаблены;
Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха;
Все вдохи-движения делаются в темпоритме строевого шага (кА маршируют солдаты);
Счёт в стрельниковской гимнастике идёт не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух;
Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-рёберного
2
дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребёнка. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, лёгкий вдох и плавный длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
Вдох и выдох через нос;
Вдох через нос; выдох через рот;
Вдох через рот, выдох через нос;
Вдох и выдох через рот;
Базовый комплекс упражнений:
Упражнение «Ладошки»
И.п.: встать, руки согнуть в локтях (локти вниз) и «показать ладони зрителю» - «поза экстрасенса». Делать шумные короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулачки (хватательные движения). Плечи не должны подниматься. Сделать 4 вдоха носом («шмыгнуть носом»). Затем опустить и отдохнуть 3-4 секунды – пауза (выдох через рот). «Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение «Погончики»
И.п.: стоя. Кисти рук сжать в кулачки и прижать к поясу. В момент вдоха толкать кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук вернуть в и. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены, выдох уходит. Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд не 4, а 8 вдохов-движений. Норма: «прошмыгать носом» 12 раз по 8.
Упражнение «Насос»
И.п.: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделать наклон лёгкий вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться и снова
3
наклониться с коротким шумным вдохом с пола. Взять в руки газету или палочку и думать, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны делать ритмично, легко, низко не наклоняться, достаточно наклона в пояс. Спина круглая, на прямая, голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд 16 вдохов-движений. Отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот.
Это упражнение очень результативно, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени. Норма: «прошмыгать носом» 6 раз по 16.
Упражнение «Кошка» (приседание с поворотом)
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни не должны отрываться от пола во время выполнения этого упражнения). Сделать лёгкое танцующее приседание и одновременно с приседанием – поворот туловища вправо – резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и такой же короткий шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибать и выпрямлять (приседание лёгкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделать подряд 32 вдоха-движения. Отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделать 3 раза по 32 вдоха-движения (32+32+32 = 96 – стрельниковская «сотня»).
Упражнение «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки).
И.п.: руки согнуть в локтях и поднять на уровне плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест накрест), руки не менять (всё равно какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3 – 4 секунды.
4
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.п.: встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся к полу (вдох). И, сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице), наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперёд – откидывайтесь назад, вдох с пола – вдох с потолка. Выдох уходит сам (не задерживать дыхание и не выталкивать выдох).

Формирование длительного и плавно речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Детям с нарушением речевой деятельности методика А.Н. Стрельниковой предлагает следующие упражнения:
Упражнение «Поём песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью;
Упражнение «Немое кино»
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний 2-3-х гласных звуков). Ребёнку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
Упражнение «Топор»
Ребёнку предлагается поставить ноги на ширине плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперёд, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.
Упражнение «Зоопарк»
Каждый ребёнок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый совершает
5
экскурсию по зоопарку, называет животное, ребёнок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
Упражнение «Ворона»
Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га, га, га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.)
Упражнение «В лесу»
Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребёнку предлагается, услышав своё имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ауф». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы: «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т. д., которые должны быть произнесены ребёнком на одном выдохе.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании её участвуют щёки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляционной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
Упражнение «Толстяк»
(картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щёки и удержать воздух в течение 15 секунд.
Упражнение «Худенький Петя»
(картинка-образ – худенький мальчик с впалыми щеками)
Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щёки внутрь.


6
Упражнение «Снежок»
(картинка-образ – падающие снежинки)
Губы сблизить и слегка выдвинуть вперёд трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щёки при этом не надувать.
Упражнение «Дудочка»
(картинка-образ – дудочка)
Высунуть узкий язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так на кончик языка, чтобы пузырёк засвистел, как дудочка.
Упражнение «Пропеллер»
(картинка-символ – самолёт с пропеллером)
Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого воздуха.

Дыхательная гимнастика является одним из действенных методов. Она не только увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, но и тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.





































Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой