Дыхательная гимнастика с детьми младшего школьного возраста


«Дыхательная гимнастика
с детьми младшего школьного возраста»
  Цель:    повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми младшего школьного возраста, формирование знаний по проведению  дыхательной  гимнастики на практике.
Задачи:
- показать значение дыхательной гимнастики, как одного  из средств  профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;
 -познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми младшего школьного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
Оборудование: столы, стулья, разноцветные шары, мыльные пузыри, бантики на веревочках.
  Слайд 1  Уважаемые коллеги!  Я рада приветствовать  Вас  на  мастер – классе,  тема которого  «Дыхательная  гимнастика с детьми  младшего школьного возраста ».      В моей работе учителя музыки дыхательная гимнастика имеет большое  значение. Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания  в работе с детьми.
    Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?
    За последние годы  резко ухудшилось состояние здоровья детей первых 10 лет жизни. Анализ детской заболеваемости в школьных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ.   Поэтому целесообразно уделять должное внимание   укреплению и  оздоровлению организма. Значительную роль в этом   играет дыхательная гимнастика.                                                       Без правильного дыхания невозможна  и хорошо звучащая речь, и конечно правильное пение!
  Слайд 2   Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др.  часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, пения, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
    Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей младшего школьного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми.  Поэтому детей необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
 Слайд 3
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
 Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.  Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
 Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от « жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
 Слайд 4  В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
1. Нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя).
2.Среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается).
3. Верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть).
4. Смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
     Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
  Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
    Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы учащегося (это место между грудной клеткой  и  животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох -  короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5). Проделайте это еще раз совместно с ладонью ученика, а потом он сам с удовольствием  будет «следить» за своим правильным дыханием.
Слайд 5 Правильное дыхание помогает сформировать комплекс дыхательных упражнений или дыхательная гимнастика. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва,  А.Н.Стрельниковой,  К.П.Бутейко,  используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.
 Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных  дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений.
Слайд 6 Остановимся на   особенностях  использования дыхательной гимнастики в работе:
 1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
 2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме.  Все упражнения имеют игровые названия, например:  «Костер», «Насос» и так далее.
 3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной  гимнастики, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
 4. Важное условие эффективности такой гимнастики  в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
   Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
         А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса. 
    Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, тренажеров используемых мной в работе с детьми, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.
           Уважаемые коллеги!  Я предлагаю вам  выполнить данный комплекс  вместе со мной.   Всё, что нам нужно для обучения перед вами на столах.
    Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
   Слайд 7 Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
  Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.  Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка   нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1.Вдох и выдох через нос.
(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный).
2.Вдох через нос, выдох через рот.
(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).
3.Вдох через рот, выдох через нос.
4.Вдох и выдох через рот.
5.Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот
(слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности:
                        -  без участия речи,
                                            -  на материале гласных звуков,
                          -  согласных звуков,
        -  слогов,
     -  слов,
-  предложений и фраз.
Слайд 8
     I. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Например:
1. «Покатай трубочку». Детям, а сейчас и вам я предлагаю вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглую трубочку (шарик из ваты или фольги,карандаш, катушку от ниток ).
Слайд 9
2. «Бабочки». Перед вами разноцветные бабочками, вырезанные из тонкой бумаги, на ленточках. Дуть на бабочку можно только на одном выдохе, медленно, медленно, по моему сигналу.
Слайд 10
3. Самым простым и незамысловатым дыхательным тренажером являются мыльные пузыри, я их называю «Радужные шары». Цель этой игры: учить глубокому вдоху через нос, и продолжительному выдоху через рот (для застенчивых детей игра помогает раскрепоститься, снимает страх общения, развивает коммуникативные навыки). Так же можно работать в парах: один пускает шары, второй их ловит.
Слайд 11
4. «Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания) в течение 3 минут.
      Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
      После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.
Слайд 12
   II. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция. Вдох через рот  быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
Например:
1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (голосом).
2.Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом.
Слайд 13
   III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале
согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Педагог  должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом).
Например:
1.«Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз).
Слайд 14
2.«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6-8раз).
   И другие упражнения.
  Слайд 15  IV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т.д.
Например:
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
    И другие упражнения.
Комплекс можно использовать в работе с детьми разного младшего школьного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и  с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений, постепенно увеличивая до 6-8 раз.
   Уважаемые педагоги! Я познакомила вас с комплексом  дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Эти упражнения вы сами можете использовать для тренировки дыхания, а так же для профилактики болезней дыхательных путей.
Свой мастер-класс хотелось бы закончить словами Артура Шопенгауэра
Слайд 16 « Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья »
Поэтому желаю всем здоровья!!!
   Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен и  интересен.
Слайд 17