Урок литературного чтения в 3 классе по теме Соколов-Микитов Листопадничек теневой театр (2 урок)


Разработка урока литературного чтения
3 класс
Учитель: Новикова Н.С.
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 2 урок по теме
Театрализация. Признаки текста для инсценирования. Теневой театр.
Цели:
Познакомить обучающихся с особенностями текста, подходящего для инсценирования.
Воспитывать интерес к произведениям о природе.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Формировать навыки осмысленного выразительного чтения. Учить умению высказывать свои мысли.
Расширять и активизировать словарный запас. Развивать воображение, связную речь, мышление, творческую активность.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны определять жанр литературного произведения, выбирать виды деятельности на уроке.
Обучающиеся должны уметь определять признаки текста, подходящего для инсценировки.
Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух.
Обучающиеся учатся видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер героя.
Обучающиеся учатся пересказывать произведение на основе плана, придумывать свои рассказы о животных.
Формирование УУД
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в группах, выполняя определённую роль.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план и работать по составленному плану.
Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предметные: находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, устанавливать сходства и различия произведений, выбирать наиболее подходящие для инсценирования отрывки, размышлять о характере и поступках героя.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.
Отгадайте загадку:
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины?
(бобры)
2. Речевая разминка. (Слайд № 1 «Речевая разминка»)
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Прочитаем глазками.
Прочитаем скороговорку вместе.
Прочитайте с вопросительной интонацией. ?
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с сердитой интонацией. -
Прочитайте с веселой интонацией. +
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте очень быстро.
- Можем ли мы инсценировать эту скороговорку?
- Сколько актеров нам для этого нужно? (2 + 2)
- Почему?
Слайд № 2
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Инсценировка скороговорки.
- Что нам помогло показать характер героев? Их эмоции?
Наблюдение над текстом.
- Любой ли текст можно инсценировать? (Да)
Послушайте отрывок текста и скажите, можно ли его инсценировать?
(Учитель зачитывает отрывок научно-популярного текста о бобрах из «Википедии»)
Бобры — род млекопитающих из отряда грызунов. Единственный современный представитель семейства Бобровые. Делится на два вида — обыкновенный бобр, обитающий в зоне от Атлантического побережья до Прибайкалья и Монголии, и канадский бобр  — в Северной Америке. Современная систематика различает восемь подвидов обыкновенного бобра.
- Можно ли этот текст инценировать?
- Почему этот текст нельзя инсценировать?
- К какому жанру относится этот текст? (Научно-популярная статья)
- Какой вывод можно сделать? (Научно-популярные тексты инсценировать нельзя)
Постановка основного вопроса к уроку.
Ребята, мы свами участвуем в программе «Театральный класс» и, готовясь к нашим выступлениям, сталкиваемся с проблемой выбора текста для инсценировки.
- Какой же вопрос мы можем задать при выборе текста для театрализации?
(Возможные ответы детей: в тексте должны быть герои, действие, диалог).
- Все, что вы назвали, это признаки текста, который можно инсценировать. Перечисляя их, вы отвечали на вопрос: «Какой текст можно инсценировать?» Это и будет главный вопрос нашего урока.
На доске появляется вопрос:
Какой текст можно инсценировать?
Работа над текстом сказки.
- Ответить на вопрос урока нам поможет работа над сказкой Соколова-Микитова «Листопадничек». Откройте учебник на странице 60 и найдите отрывок, в котором говорится о том, как животные леса готовились к зиме.
- Можем ли мы инсценировать этот отрывок? (Да)
- Почему? (В нем есть герои, они совершают действия)
действия
На доске появляется слово
- Чтобы доказать это утверждение, мы обратимся к очень интересному виду театра – теневому. Сценой теневого театра является экран. Рама-ширма сделана из толстого картона. Экран обтянут тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона, можно окрасить их в черный цвет с одной стороны. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка имеет дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
- Какие герои участвуют в инсценировке первого отрывка? (Журавли, медведи, ежи, змеи).
Инсценировка первой картины «Животные леса осенью».
1 чтец читает текст, дети-кукловоды показывают действия фигурками за ширмой: журавли, медведи, ежи, змеи.
- Прочитайте, какие слова автора помогли актерам понять, что изображать?
(Улетели, залегли, уснули, свернулись, спрятались).
Оценивание инсценировки.
Инсценировка второй картины «Разговор зайчихи с зайчатами».
3 чтеца (автор, зайчиха, зайчонок). Фигурки зайчихи, зайчат.
- Найдите отрывок, в котором описан разговор Листопадничка с мамой. Сможем ли мы инсценировать этот отрывок? (Да)
- Почему? (Здесь есть слова героев)
герои
На доске появляется слово
Оценивание инсценировки.
Инсценировка третьей картины «Разговор Листопадничка с бобрами».
2 чтеца (автор, ). Фигурки бобра, бобрихи, зайчонка.
Учитель ставит декорацию хатки бобров.
- Найдите отрывок, в котором описан разговор Листопадничка с бобрами.
- Почему? (Здесь есть слова героев)
декорации
На доске появляется слово
Оценивание инсценировки.
Инсценировка четвертой картины «Незваные гости».
3 чтеца (автор,). Фигурки бобра, лисы, рыси, росомахи, выдры, зайчонка.
- Поняли ли вы, какой характер у героев?(Нет, потому что мы видим только силуэты
героев).
_ Давайте попробуем инсценировать этот отрывок по-другому.
Инсценировка с помощью актеров.
- Что вы добавили бы в эту инсценировку? (Костюмы)
На доске появляется слово
костюмы
Оценивание инсценировки.
Составление ответа на вопрос урока.
- Ответьте на вопрос, который мы задали в начале урока?
Какой текст можно инсценировать?
(Инсценировать можно текст, в котором много действия, есть герои с разными характерами, которые вступают в диалог).
- К какому жанру будут относиться эти произведения? (Сказки, рассказы о детях, стихи)
сказки рассказы о детях стихи
На доске появляются слова
Итог урока.
- Что мы с вами сегодня сделали на уроке? (Инсценировали спектакль. Ответили на вопрос, любой ли текст можно инсценировать?).
Спектакль – продукт нашего урока. Мы сможем его показать ученикам 1 и 2 классов.
Рефлексия. Слайд № 3 – закончи предложение.
Домашнее задание.
Д/З будет такое же интересное, как и сам урок. Вам нужно будет разделить текст на части и нарисовать мультфильм к произведению. Основываясь на свой рисунок, вы сможете пересказать текст.