Конспект по литературному чтению на тему: И. Соколов-Микитов «Русский лес»


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный этап Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок чтения проведу у вас я, зовут меня Юлия Сергеевна!
-Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось.
-Повернитесь лицом к соседу и улыбнитесь друг другу. - Здороваются с учителем, садятся на свои места. Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия.
Личностные: Формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Развиваются этические чувства, доброжелательность.
Этап проверки домашнего задания - Ребята, прежде чем мы познакомимся с новой темой урока, давайте вспомним какой раздел мы изучаем, для этого откроем учебник на стр.33.
- Как он называется?
- О чём произведения входящие в этот раздел?
-С какими жанрами произведения вы знакомы?
-Давайте вспомним, с какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке.
- А сейчас я хочу вас проверить, насколько хорошо вы их помните. Я буду зачитывать отрывок, а вы назовите жанр, автора и название (рассказа или стихотворения)
-1) Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье.
2) Рано, пташечка, запела, - сказал ей Старый Воробей.-Смотри ещё, сколько морозу будет.
3) Что там такое?
Что там случилось?
Что-то большое зашевелилось…
И заскрипело,
и зашумело,
и закряхтело,
и зашагало…
Где-то
что-то
идёт…
Это
тронулся
лёд!
- Молодцы, ребята! - Мы изучаем раздел «Читаем о родной природе»
- Произведения о природе
-Мы знакомы с жанрами рассказ и стихотворение,
- Произведения: Л.Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки «Синичкин календарь» и стихотворение Э.Мошаковский «Лёд тронулся»
- Рассказ, автор Л. Толстой «Солнце и ветер»
- Рассказ, автор В. Бианки «Синичкин календарь»
- Стихотворение, автор
Э.Мошковская «Лёд тронулся» Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
- умение находить информацию;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
- формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
3 . Сообщение темы и цели урока. Этап подготовки к первичному восприятию - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями из раздела «Читаем о родной природе»
- Как вы думаете, о чём будут эти произведения?
-Я предлагаю вам свою загадку, а отгадкой будет являться тема нашего сегодняшнего урока.
- Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом,Чудеса увидишь в нем.
- О чём будем читать?
- А теперь, откройте учебник на с. 37. Прочитайте название произведения и автора.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
- Да, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с произведением И. Соколова-Микитова «Русский лес» (Отрывок).
- Какие же цели урока поставим перед собой?
- Верно!
- Можем ли мы предположить, о чём будет данный отрывок «Русский лес»?
- Слышали этого автора раньше?
- Читали его произведения?
- Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30мая 1892г. в урочище, Осеки Калужской губернии.
Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Произведения Соколова-Микитова переводились на иностранные языки. - Узнают о том, чем будут заниматься на уроке, внимательно слушают учителя.
- О природе
-Лес
-О лесе
-Открывают учебник, читают название и автора.
- Сегодня мы познакомимся с новым автором и его рассказом.
- Внимательно слушают учителя.
- Познакомиться с творчеством И. Соколова-Микитова, прочитать выразительно, разобрать, о чём это произведение.
- О Русском лесе
- Отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные:
-самостоятельно формулировать тему урока и познавательную цель
- умение четко и грамотно выражать свои мысли;
- умение аргументировать своё мнение;
Коммуникативные:
-умение принимать позицию другого.
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Этап первичного восприятия - Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова, а вы внимательно меня слушайте. - Внимательно слушают учителя. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать.
Регулятивные:
Вовлечь учащихся в учебную деятельность.
Проверка первичного восприятия
- Совпали ли ваши догадки о чем произведение с содержанием рассказа?
- Ребята, понравилось вам произведение?
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
 -Что порадовало, удивило, а, может быть, взволновало?
- Да, совпали
- Да
-Хорошее, радостное
-Выдвигают свою точку зрения
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение.
умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Словарная работа
Этап перечитывания и анализа произведения.
Чтение по цепочке
Работа с иллюстрацией
-Перед чтением отрывка из рассказа «Русский лес» разберем слова, которые встретятся в тексте.
- Как понимаете слово гугукать?
-Найдите на с.37 слово гугукать. Прочитайте, что оно означает.
-Давайте произнесём его по слогам.
- А теперь с ударением.
-Как понимаете слово пуховиками?
-Найдите на с.37 слово пуховики. Прочитайте, что оно означает.
-Давайте произнесём его по слогам.
- А теперь с ударением.
- Ребята, а теперь, давайте сейчас прочитаем данный рассказ по цепочке.
- Как вы считаете, какой это текст по цели высказывания: художественный или публицистический?
- Почему?
- Верно!
-Какими словами автор описывает лес?
- Что значит, пробуждается лес?
-Что можно услышать в лесу ранней весной? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- Ребята, вы видели или слышали, как пищат рябчики?
- Почему автор называет сов невидимыми?
- Знаете ли слово гугукают?
- Как вы понимаете, водят весенние хороводы прилетевшие журавли?
- Водить весенние хороводы журавлей, значит летать в небе, виде хоровода.
- А сейчас я хочу вам показать, как пищат рябчики, гугукают совы, водят весенние хороводы прилетевшие журавли, жужжат пчёлы и поёт первый соловей.
-Какие картины можно увидеть в весеннем лесу? Прочитайте описание одной картины.
-Почему пуховики Соколов-Микитов называет золотистыми?
- Как Соколов-Микитов называет пение соловья?
- Как вы считаете, с какой целью автор написал данное произведение «Русский лес»?
- Ребята, посмотрите на рисунок на стр. 37.
- Скажите, кто и что на ней изображено?
- Гу-гу-кать – издавать резкие звуки: гу, угу.
- Произносят вместе с учителем по слогам и с ударением.

-Пу-хо-ви-ки-барашки, пушистые цветки ивы.
- Произносят вместе с учителем по слогам и с ударением.
-Дети читают по цепочке.
-Художественный
-Потому, что речь идёт об описании природы.
-Яркими, красочными, выразительными словами
-Значит, лес просыпается, показывает себя во всей красоте.
-Услышать, как тонко пищат рябчики, гугукают совы, жужжат пчёлы, защёлкал соловей.
-Отвечают на поставленный вопрос учителем.
- Потому, что сова ночная птица.
-Да, так издают свои звуки совы.
-Выдвигают свою точку зрения.
- Внимательно слушают и смотрят.
-Водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Цветут жёлтые золотистые пуховики ивы.
- Потому, что пуховики жёлтого цвета, а на солнце они золотистого.
-Защёлкал звонко, то есть звонко запел
- С целью показать всю красоту русского леса, как он необычайно красив.
-Смотрят
-Изображен лес, где показаны журавли, пуховики ивы, пчёлы. Объясняют свое понимание о пословице, раскрывают смысл.итают название рассказа.ереверните страницу и прочитайте название расс Регулятивные:
- формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Личностные:
- осознают значимость чтения;
-эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Физкультминутка Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
Выполняем 2 раза. - Дети выполняют физкультминутку, повторяя за учителем. Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Работа с загадкой
Повторное чтение
Работа с песенкой
Работа с иллюстрацией - Прочитайте загадки.
- Какие слова помогли подобрать отгадки. Докажите.
- О ком говорится в первой загадке?
- Почему вы так решили?
- Верно!
- О Ком говорится во второй загадке?
- Как вы догадались?
-Молодцы, ребята!
-Как вы думаете, связаны ли данные загадки с текстом «Русский лес»?
- Почему?
- Каких?
- Верно!
-Давайте прочтём загадку о сове.
-А теперь о скворце.
-Учитель зачитывает наизусть.
- О ком говориться в песенке?
- Что делают журавли?
- Что значат слова курли, курлы-си, зачем их употребляют?
- Верно!
-Давайте вместе произнесём эти слова.
- Ребята посмотрите на рисунок рядом с песенкой на с.38.
- Скажите, что вы видите?
- Что ещё мы видим?
- Верно!
- А теперь прочитайте Песенку выразительно. - Читают
-Днём спит, а ночью летает.
-О сове.
- Потому что сова - ночная птица, поэтому днём она спит, а ночью летает.
- О скворце.
- Потому что скворец поёт очень красиво
- Да
-Потому, что в загадках, как и тексте, говориться о птицах
-О сове и скворце.
-Читают загадку о сове.
-Читают загадку о скворце.
- Внимательно слушают.
- О журавлях.
-Журавли летят и издают звуки.
- Что бы показать какие звуки издают журавли.
-Курли, курли, курли.
-Курлы-си, курлы-си.
- Смотрят
-Видим как летят журавли.
- Лес
- Читают с выразительно. Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Этап обобщения - Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 22, выполним задание № 2.
- Прочитайте задание.
- Выполним данное задание вместе со мной.
- В выполнении данного задания нам поможет отрывок из произведения Соколова-Микитова «Русский лес»
-Читаем загадку, ищем отгадку и записываем её в кроссворд.
1)Гугукают по ночам?
2)Защёлкали на берегу реки?
3)Тонко пищат?
4)Водят хороводы?
5)Жужжат над ивой?
-Молодцы!
- Ребята, что вам сегодня захотелось сделать прочитав отрывок «Русский лес»
- Открывают рабочую тетрадь на стр. 22
- Читают задание
- Выполняют задание вместе с учителем.
- Внимательно слушают учителя
1)Совы
2)Соловей
3)Рябчики
4)Журавли
5)Пчёлы
- Попасть в этот лес почувствовать и услышать все красоты Русского леса.
-Текст «Русский лес»
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
- умение находить информацию;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
- формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
Итог урока. Рефлексия - Ребята, с каким автором мы познакомились?
- С произведениями, каких жанров познакомились?
- На парте у каждого лежат разноцветные кружочки.
- Кому понравился урок, у него все получилось, он не испытывал затруднения, поднимите зеленый кружок.
- Кому понравился урок, но он испытывал трудности, поднимите желтый кружок.
- Кому не понравился урок и он не узнал ничего нового, поднимите красный кружок.
- Ребята, я надеюсь, что произведение И.Соколова-Микитова, помогут вам задуматься о природе. Будьте, добрыми и отзывчивыми!
- Спасибо за урок, урок окончен, до свидания! - С И. Соколов-Микитов
- Знакомились с отрывком произведения «Русский лес», отгадывали загадки и выразительно читали песенку про журавлей.
- Оценивают себя и свою деятельность на уроке
- Слушают учителя
- Прощаются с учителем, готовятся к следующему уроку. Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке.
Личностные: осуществляют самоорганизацию.
УМК: «Начальная школа XXI века»
Учебник: Литературное чтение
Автор: Ефросинина Любовь Александровна
Класс: 1 «В»
Тема: И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок)
Цель: познакомить учащихся с новым рассказом И. Соколова-Микитова, работать над выразительностью чтения, расширить кругозор учащихся, формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция, воспитывать уважение к книге и знаниям, побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
- личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
- метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
- предметные: научатся определять жанр произведения, тему, учатся работать с текстом, искать ответ на поставленный вопрос.
Оборудование: Мультимедийная презентация, конспект, заверенный учителем и методистом, наглядный материал, учебник «Литературное чтение» (авт. Ефросинина Л.А.). рабочая тетрадь «Литературное чтение» (авт. Ефросинина Л.А)
Министерство образование и науки Астраханской области
ГАПОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Конспект по литературному чтению
на тему: И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок)

Выполнила
студентка 3 «А» группы
_______Кравченко Ю.С.
Учитель
_________ Лепещенко А.Е.
Методист
___________ Руднева Л.М.
Астрахань,2016