Статья на тему: ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ – КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА УРОКАХ

ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ – КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА УРОКАХ
Овцынова О. В.,
МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»
г. Губкина Белгородской области
Медицина рекомендует заниматься спортом и физкультурой, правильно питаться, чередовать труд и отдых для того, чтобы оставаться долгие годы здоровым. Выполняя эти правила, мы сможем оставаться здоровыми, а чем дольше мы будем сохранять свое здоровье, тем дольше нам удастся прожить. Но очень часто мы сталкиваемся с грубостью, хамством и бестактностью, оказываемся в экстремальной ситуации, - и все наши усилия по укреплению здоровья сводятся на нет, потому что это стресс для человека. А следствием стресса могут стать неврозы, сердечнососудистая недостаточность, язвенная болезнь, сахарный диабет и другие болезни. Если же отрицательные эмоции носят кратковременный характер, то они приносят пользу, так как, мобилизуя внутреннюю энергию, помогают преодолеть трудности, достичь цели, а, следовательно, улучшить настроение и самочувствие человека. Однако регулярные стрессы опасны для жизни. Их следует избегать и не допускать перенапряжения нервной системы, чтобы не заработать целый букет опасных болезней.
Поэтому бесстрессовая (комфортная) психологическая обстановка на уроках позволит сохранить здоровье как учащихся, так и учителей. Создание комфортной психологической атмосферы на уроках является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми и зависит от его дидактических способностей обучать творчески, развивая мышление учащихся, приучая их работать инициативно и самостоятельно. Педагог обязан преподносить учебный материал так, что бы он был доступен и прочно усвоен. Проявляя дидактические способности, учитель увлекает учащихся тайной великих открытий, своим предметом, экспериментом. А заинтересованность занятиями – одна из гарантий успеха.
Умение педагога ярко выражать свои мысли с помощью слова, мимики, пантомимики – важное качество для него. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками». Способность педагога к восприятию внутреннего мира учащегося, умение выявит его подлинное отношение к занятиям, к учителю, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент помогает создать в классе здоровую психологическую обстановку, обеспечивающую развитие личности, раскрытие ребенка для проявления дарования, для активного взаимодействия с педагогом и одноклассниками [1].
Большинство учащихся стараются быть независимыми. И при беседе с ним учителю особо важно определить причину их поступка, их место в коллективе, обстановку в их семье. Перед разговором целесообразно выявить причины успеха и неудач учащегося. Разговор следует вести в доброжелательном тоне, не перебивая выслушивать возражения, поощрять сомнения и попытки отстаивать свою точку зрения. Внимание и поощрение вызывают удовольствие, радость от умственного или физического труда.
Учитель, умеющий погасить вспышку гнева, раздражения, которые могут обидеть ученика, избежит конфликтной ситуации и сохранит в классе комфортную доброжелательную обстановку.
Отношение педагога с учащимися влияет на психологическую обстановку в классе. Коммуникабельность педагога позволяет легко вступать в контакт с учащимися и поддерживать с ними правильное отношение. Истинный педагог уважительно, с любовью относится к каждому своему ученику, если даже тот доставляет много хлопот и огорчений. Тактичный педагог прост и естественен в общении, поддерживает состояние работоспособности, увлеченности трудом. Он готов в любую минуту оказать помощь своему подопечному, успокоить отстающего, вселить ему надежду на успех, ответить на поставленный вопрос, спокойно разрешить возникший в классе конфликт. Комфортная психологическая обстановка в классе зависит от умения учителя найти каждому ученику посильное и интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе. Хороший учитель чаще применяет похвалу, чем критику. Хвалит за затраченные усилия и полученные результаты, а не рассматривает усилия учащихся как обязанности [2].
Для здоровой психологической обстановки важен оптимизм и юмор педагога, позволяющие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или ликвидировать любой конфликт, снять напряжение. Бодрый, жизнерадостный тон и доброжелательность педагога не менее важны, чем его педагогическое мастерство. Учитель – оптимист активен, уверен в торжестве добра, в возможности достижения высоких результатов в труде, искренне верит в каждого учащегося и его возможности. В наличии у такого учителя и шутка, и веселый рассказ, и вовремя сказанное острое слово. Стать остроумным человеком невозможно, но научиться использовать шутку профессионально в работе может каждый.
Таким образом, комфортная психологическая обстановка на уроке, необходимая для наиболее эффективного обучения, воспитания и личностного развития учеников, обеспечивает защиту всех участников учебного процесса от психологических угроз и успешное сохранение и развитие их физического и психологического здоровья.
GUARANTEE OF HEALTH OF THE PUPIL – THE COMFORTABLE PSYCHOLOGICAL SITUATION AT LESSONS
Ключевые слова:
Comfortable psychological situation, stresses, inner world of the child, true teacher.

Список источников:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО. 2002. - с. 62
15