Программа «Психологически безопасная образовательная среда



Программа«Психологически безопасная образовательная среда"



Каткова Ирина Николаевна, учитель музыки,
педагог дополнительного образования

г. Урай, 2016
Программа «Психологически безопасная образовательная среда"составлена для использования ее во внеурочной деятельности школьников, участников музыкального клуба "Лира".
Цель программы: создание во внеурочной деятельности школьников психологически безопасной образовательной среды через повышение уровня компетентности педагогов и родителей.
Теоретические основы программы:
Определение насилия, жестокого обращения с ребенком.

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Жестокое обращение с ребенком - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Основные виды насилия.
Основные виды насилия:
- физическое;
- психологическое (эмоциональное);
- сексуальное;
- пренебрежение нуждами ребенка.
Понятие психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Психологически безопасной образовательной средой общеобразовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеет положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды и защищенности от психологического насилия.
Сущностью безопасной образовательной среды является обеспечение участников учебно-воспитательного процесса безопасным окружением для благополучного приобретения новых знаний, умений, конструктивного общения, самореализации и удовлетворения всех необходимых потребностей, без причинения психологического и физического вреда здоровью его участникам (в данном случае ученики или учителя).
Важнейшими показателя психологически безопасной образовательной среды являются: качество межличностных отношений (конструктивное общение в диаде «учитель-ученик» и «ученик-ученик»),  психологическая  защищенность,  психологический  комфорт и удовлетворенность  образовательной средой всех участников учебного процесса. Одним из важных показателей является удовлетворение личностных потребностей школьника, что изначально включает в себя все вышеперечисленные показатели.
Показатели психологически безопасной образовательной среды:
низкий уровень психологического насилия;
преобладание диалогической направленности субъектов общения;
позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
высокий уровень удовлетворенности школьной средой.
Задачи программы:
1. обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и
развития каждого обучающегося;
2. систематическое отслеживание психолого-педагогического климата
образовательной среды, динамики психологического развития каждого
обучающегося в процессе школьного обучения;
3. повышение психологических компетенций педагогов и родителей;
4. оказание необходимой психологической поддержки учащимся, педагогам, родителям;
5. проведение психологических занятий с учащимися, педагогами и родителями;
6. проведение индивидуальных консультаций с педагогами и родителями учащихся;
7. подготовка пакета нормативно-правовых документов и методических материалов педагогам, участвующих в учебно-воспитательном процессе со школьниками.
Работа с учащимися:

Диагностическая работа с учащимися с целью отслеживания динамики их психологического развития в процессе школьного обучения, сформированности универсальных учебных действий, выявления учащихся группы риска (метод мониторинга, анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», диагностические методики - "Письмо другу", "Интервью для диагностики насилия", "Незаконченные предложения").
Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у них знаний правил поведения в коллективе и обществе, обеспечивающих их личностное развитие, позитивное отношение к нормам морали и нравственности.
Развивающая работа с учащимися (индивидуальная и групповая) по развитию коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенций, по формированию мотивации к учебному процессу,
Просветительско-образовательная работа по выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей учащихся для обеспечения наиболее полного личного и профессионального самоопределения.
Консультативная работа со школьниками (индивидуальная и групповая) для оказания психологической помощи в решении возникших проблем и трудностей межличностных взаимодействий.
Творческая работа с учащимися создает возможность музыкально-творческой самореализации школьников (концерты, фестивали, конкурсы, музыкальные спектакли и сказки), предоставляет опыт социального взаимодействия, происходит приобретение социальных знаний и формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Коррекционная работа со школьниками (индивидуальная и групповая) проводится с целью оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в поведении и личностном развитии, проблемы в процессе адаптации в коллективе, выявленные в процессе диагностики и мониторинга.
Работа с педагогами:
Диагностическая работа с педагогами с целью оценки уровня сформированности психолого-педагогических компетенций педагогов (анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для педагогов, методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко);
Просветительско-образовательная работа с целью повышения психолого-педагогической компетенции педагогов, обучения методам и приемам конструктивного общения с учащимися, методам формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках и внеурочной деятельности, методам работы с родителями по данной проблеме.
Консультативная работа с целью снижения уровня психологической тревожности у педагогов, поддержки их эмоционального здоровья и развития творческого профессионального потенциала, овладения навыками психоэмоциональной саморегуляции.


Работа с родителями:
Диагностическая работа с родителями с целью оценки уровня сформированности психолого-педагогических компетенций родителей, диагностика их представлений о социально-психологической адаптации ребенка (анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей, анкета "Школа глазами родителей", комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкие).
Просветительско-образовательная работа с родителями с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка, обучения методам поддержки творческого развития детей и развития их универсальных учебных действий.
Консультативная работа с родителями (индивидуальная и групповая) по вопросам оказания поддержки ребенку в трудных жизненных ситуациях (адаптация, конфликты со сверстниками), информирование родителей о способах бесконфликтного общения с ребенком и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка.
Творческое сотрудничество родителей, детей и учителей через их совместную деятельность (концерты, фестивали, спектакли) способствуют сплочению всех участников и установлению взаимопонимания между ними, что обеспечивает приобретение учащимися положительных социальных знаний и опыта и решает проблемы их нравственного воспитания.
Формы и методы работы.
1.Мониторинги, анкетирование, методики, направленные на диагностику педагогов, учащихся и родителей.
2. Семинары и конференции для педагогов и родителей:
"Безопасная образовательная среда", "Роль музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности", "Эстетическое воспитание детей в семье", "Как развивать у детей творческие способности", "Возможности дополнительного образование ребенка", "Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования", "Креативность и способы ее развития", "Одаренные дети и проблемы их воспитания", "Система взаимоотношений "ученик - учитель - родитель", "Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе", "Как сберечь здоровье школьника", "Формирование универсальных учебных действий учащихся", "Роль семьи в развитии способностей ребенка", "Процесс социализации ребенка в семье", "Позитивная самооценка как условие успешного развития личности", "Психологические особенности детей разного возраста", "Профилактика эмоционального выгорания", "Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка", "Как помочь ребенку учиться", "Правильная мотивация в учебе", "Как помочь ребенку адаптироваться", "Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками", "Проблемы общения детей", "Помогите ребенку победить страх", "Школьная тревожность и ее преодоление", "Школьное насилие", "Физическое насилие в семье".
3. Консультации и беседы для родителей:
"Методы семейного воспитания", "Роль семьи в нравственном воспитании детей", "Как говорить с подростком", "Трудные дети", "Советы по воспитанию детей-подростков", "Почему дети не хотят учиться.", "Внимание родителей к ребенку", "Правила общения", "Как избежать семейных конфликтов", "Если с ребенком никто не дружит", "Как избежать школьных неудач", "Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка", "Формирование у ребенка уверенности в себе", "Как воспитывать ребенка без наказания", "Роль личного примера родителей в воспитании ребенка", "Пути разрешения конфликтов с ребенком", "Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения", "Секреты успешного родителя".
4. Консультации и беседы для учащихся:
"Общение со сверстниками", "Способы преодоления стресса", "Способы саморегуляции эмоционального состояния и поддержания психологической стабильности», «Развитие самостоятельности и настойчивости в учебной деятельности», "Стратегия успеха", "В поисках своего призвания", "Выбор профессии", "Здоровый образ жизни".
5. Праздники, концерты, фестивали и дни творчества детей, педагогов и родителей:
Концерты к Дню матери, День 8 Марта, Новогодний праздник, День рождения школы, Фестиваль творчества, Праздник семьи, Фестиваль национальностей "Много голосов - один мир", "Праздник дружбы", Концерт ветеранам", Шефские концерты", "Концерт для пожилых людей", " Концерт для детей с ограниченными возможностями", Отчетные концерты для родителей", "Концерт для самых маленьких" (для детей детских садов), Фестиваль "Моя Россия", Фестиваль народов мира.
6. Музыкальные спектакли и сказки с участием детей, педагогов, родителей:
Постановка музыкальной сказки «Веселые гномы», «Новогодний калейдоскоп» (театрализованное представление), Шоу - программа «Веселые нотки», «В гостях у сказки», Постановка музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», Музыкальная сказка«Волшебник из будущего», Театрализованное представление « Семь цветов радуги».
7. Музыкальные гостиные с участием детей, педагогов, родителей:
Вечер русского романса «Средь шумного бала», Концерт-лекция "Путешествие в мир духовых инструментов", Игра-викторина «Музыкальная шкатулка», Музыкально – конкурсная программа «Восторг», Творчество композиторов современной музыки «Осенние мелодии», «Играй гармонь». Исполнители народной музыки, Творчество П.И.Чайковского. "Времена года", Знакомство с музыкальными инструментами. « Лесное эхо», Конкурс–викторина «Великие композиторы», Литературно-музыкальная композиция «Музыка вновь слышна», «Фортепианная музыка», Литературно-музыкальная композиция «Любить Россию», «Мелодия скрипки», «Детский оркестр», Лекция-концерт «Мой родной край», Музыкально-конкурсная программа "Береги мир".Сроки реализации программы: 3 года, программа будет корректироваться, будут вноситься дополнения, новые формы и виды работы.
Предполагаемые результаты: положительная динамика в работе по созданию во внеурочной деятельности школьников психологически безопасной образовательной среды.