Программа «Психологически безопасная образовательная среда».


Программа
«Психологически безопасная образовательная среда»
Цель программы: создание в классе безопасной образовательной среды.
Основное содержание программы:
1. Название программы: «Профилактика буллинга в 8б классе».
2. Цель программы- развитие поведения и поступков учащихся, направленных на пользу обществу и проявляющихся в изменении позиции, занимаемой в неформальной структуре класса.
3. Теоретические основы программы:
А). Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Школьное насилие может быть психологическое и физическое.
Психологическое насилие рождает у «жертвы» эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. К такому виду насилия относятся: своеобразные ярлыки, замечания, насмешки, необъективные оценки, высмеивание, унижение, изоляция, игнорирование.Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к «жертве», которая в некоторых случаях может влечь за собой физические травмы. К такому виду насилия относятся: избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
Б). Безопасная образовательная среда - это системы психологической и педагогической безопасностей учебно-воспитательного процесса.
Сущностью безопасной образовательной среды является обеспечение участников учебно-воспитательного процесса безопасным окружением для благополучного приобретения новых знаний, умений, конструктивного общения, самореализации и удовлетворения всех необходимых потребностей, без причинения психологического и физического вреда здоровью его участникам.
В). Важнейшими показателями психологически безопасной образовательной среды являются: качество межличностных отношений (конструктивное общение в диаде «учитель-ученик» и «ученик-ученик»),  психологическая  защищенность,  психологический  комфорт и удовлетворенность  образовательной средой всех участников учебного процесса. Одним из важных показателей, на мой взгляд, является удовлетворение личностных потребностей ребенка, что изначально включает в себя все вышеперечисленные показатели.
В обыденном сознании буллинг означает «травить», «гнобить» человека. Травля часто встречается в школе, и педагоги уделяют ее исследованию большое внимание. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п. Это в дальнейшем влияет на поведение обучаемых, их успеваемость, а в некоторых случаях приводит и к трагическим ситуациям, например, такому опасному социальному явлению как суицид 
Насилие рассматривается как преднамеренное и принудительное физическое или психологическое воздействие одного человека (группы, общества) на другого человека (группу, общество). Можно и рассматривать насилие как принуждение, проявление прямой физической или вербальной агрессии, воспринимаемой человеком как принуждение. Принято выделять физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.
В настоящее время педагогами, психологами, правоохранительной системой уделяется огромное внимание одной из форм насилия – буллингу, Буллинг понимается как травля, третирование, запугивание, физический и психический террор и унижение достоинства человека. Это английское слово (bullying, от bully – хулиган, задира, насильник, драчун). Буллинг иногда объединяют с процессом виктимизацией, означающий процесс или конечный результат превращения в жертву, которая начинает негативно относиться к себе и изменяет свое отношение, поведение и общение к другим людям. Многие исследователи, среди них и социологи, и психологи, и криминалисты (Хелд, 1994; Бесаг, 1984; Роланд, 1989) дали определение буллингу, как длительному систематическому физическому или психическому насилию, осуществляемому одним человеком или группой лиц с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть жертву длительному напряжению, который не в состоянии защитить себя в сложившейся ситуации. Причиной буллинга в общеобразовательных учреждениях могут стать социально-экономические факторы. Примером могут послужить этническое, имущественное и социальное неравенство. Дети из неблагополучных, более бедных семей чаще задевают насмешками и унижают более благополучных сверстников, наслаждаясь при этом, когда жертва испытывает страх. С помощью насилия идет их самоутверждение 
Самыми распространенными формами физического насилия были: удары по голове (лицу) , по рукам , скручивание уха , таскание за волосы , броски какими-то предметами , пинки.
Чаще всего как мальчики, так и девочки используют вторую форму буллинга – вербальное воздействие (чаще всего – издевки). Речь идет о таких словах, которые ранят, обычно это негативные высказывания о жертве. Наибольший эффект производит высмеивающий комментарий. Жертва буллинга чувствует, что значит стать всеобщим посмешищем, а в такой ситуации нелегко себя защитить.
Третья из основных форм буллинга – изоляция, она более популярна среди девочек, чем среди мальчиков (Roland, 1999; Parada, 2006).
4. Задачи программы.
1. Отобразить в образовательной среде класса психологическое содержание, технологии и средства относительно рассматриваемой проблемы.
2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, имеющими вопросы относительно данной проблемы.
3. Проведение психологических занятий, тренингов с учениками 8б класса в рамках данной проблемы.
4. Формирование схемы безопасного взаимодействия учеников с участниками школьного насилия. Обучение учеников приемам конструктивного диалога и адекватного решения проблемы.
5. Разработка пакета нормативно-правовых и методических материалов для дальнейшей успешной работы по данной проблеме.
5. Основные направления работы:
В данной программе объектами являются педагоги, которые должны получить с ее  помощью основные ответы в работе с родителями и учащимися, включенными в ситуацию школьного насилия. Исходя из этого, можно описать основные направления в работе.
1. Создание комфортной обстановки участников в течение реализации программы
2. Описание и изложение всей информации, необходимой для повышения уровня психологической компетентности педагога, по средствам индивидуальных и групповых бесед, тренинговых занятий, методической и нормативно-правовой документации.
3. Обучение педагогов приемам, методам и формам конструктивного общения с учащимися в ситуации школьного насилия, безопасного выхода из сложившейся ситуации.
4. Обучение методам саморегуляции по средствам лекций, бесед, психологических упражнений и игр.
5. Обучение педагогов формам и методам работы с родителями по данной проблеме, через применение бесед, индивидуальных консультаций, тренинговых занятий.
А) Работа с учащимися:
1.Тренинговое занятие «Мир в душе»
Цель: обучить детей методам саморегуляции.
2.. Круглый стол «Кто мне поможет!?»
Цель: Изучить нормативно-правовые основы педагога, ученика и родителя в вопросах школьного насилия.
Б) Работа с педагогами:
1. Психологическая игра «Учитель или Родитель: Кто кого?»
Цель: формирование благоприятного отношения педагога к родителям, не справляющимся со школьными агрессорами. Обучить методам конструктивного диалога с родителями школьных агрессоров.
2. Тренинговое занятие с педагогами «Агрессия и Мы»
Цель: изучить возможные варианты проявления агрессии в школьном насилии, помочь определить и найти возможные пути решения, по средствам саморефлексии и анализа ситуаций.
В) Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации
Цель: эмоциональная поддержка родителей, решение возможных явных проблем по данной теме.
2.Беседа «Родители или мы»
Цель: показать родителям важность их психологической компетентности. Совместное нахождение вариантов донесения информации и путей решения конфликтных ситуаций педагогов и родителей. Указать на необходимость работы педагогов с родителями по теме школьного насилия и детской агрессивности.
Формы и методы работы:
1. Установочный мини-семинар для педагогов
Цель: описание содержания программы, методов и форм работы.
2. Педагогический совет в виде круглого стола
Цель: обсуждение содержания заявленной проблемы, установка возможных дополнений и пожеланий.
3. Групповая консультация педагогов «Поделись своим секретом»
Цель: установка доверительных отношений между педагогами и реализаторами программы. Наметить возможные явные проблемы по данной теме. Обсуждение накопившейся «информации», эмоций по данной теме. Постановка важных вопросов и нахождение путей их возможного решения.
4. Круглый стол «Агрессивный ребенок»
Цель: найти и определить основные факторы агрессивного поведения ребенка. Показать формы и методы преодоления данной проблемы.
5.  Психологическая игра «Ты мне - я тебе»
Цель: определить и обучить методам конструктивного диалога с агрессорами в ситуации школьного насилия
6. Групповая консультация
Цель: обсуждение не озвученных проблем, рефлексия проведенных занятий, определение пожеланий и возможного редактирования данной программы.
7. Оформление нормативно-правового стенда в каждом классе, раздача брошюр по саморегуляции педагогов, методам и формам конструктивного диалога с агрессорами, мини-брошюра «Мои права и обязанности».
Цель: информационно-методическая просвещенность.
Сроки реализации программы:
Данная программа со временем должна пополняться и обновляться, но неизменными сроками реализации можно назвать начало второй учебной четверти до конца четвертой учебной четверти.
Предполагаемые результаты:
Предполагаемыми результатами можно назвать те результаты, которые в скором времени будут отображаться в полной картине статистики фиксирования тех или иных случаев психологического или физического насилия в классе. Но осознавая всю суть проблемы, которая по средствам реализации одной только программы не может быть решена, можно отметить результаты, которые хотелось бы видеть. Важными показателями результативности можно считать осознанное принятие материала, который предлагается педагогам в качестве повышения их психологической компетентности; смена точки зрения учащихся на эту проблему в положительную сторону; конструктивное общение между всеми участниками учебного процесса (умение применять отработанные методы и навыки); открытость в произношении данной проблемы, угнетение страха в общении с «агрессорами». Исходя из этого, можно подвести своеобразную черту – любая положительная динамика в решении вопроса школьного насилия в образовательной среде, может указывать на небезнадежность путей ее дальнейшего решения.
Приложение I
Тест для мамы:
Нравится ли Вам ваш ребенок?
Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли Вы на него, когда он говорит?
Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
Поправляете ли Вы речь ребенка?
Позволяете ли ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли вы его?
Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
Отводите ли Вы каждый день время для чтения и бесед с ним?
Играете ли Вы с ним в какие-нибудь игры?