Урок Климатические пояса Африки

Урок географии в 7-м классе по теме: "Климат Африки"
Цели и задачи:
углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки основными и переходными, их особенностями и признаками;
охарактеризовать климатические пояса и области Африки;
продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;
воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного. Хвоя тихонько летит с эвкалипта, Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.

– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
На доске надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли.

– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
III. Актуализация знаний
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор
Какова роль фактора
Влияние на климат Африки

Географическая широта
Чем дальше от экватора, тем
Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря
Чем выше, тем
Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры
Пассаты с океана приносят весь год
Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов
Осадки выпадают на наветренных склонах
Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения
Если у берега проходит теплое течение, то
Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.
Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

IV. Изучение нового материала
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.
Работа с контурной картой.– Выделить экватор, северный и южный тропик. – Указать пояса давления. – Обозначить постоянные ветры. – Подписать типы воздушных масс.
Выводы:
получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
V. Закрепление и применение знаний и умений. Описание погоды в климатических поясах, используя схему.
Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год ); СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето, зимой ТВ, поэтому); Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год ); СТ (летом – ТВ, поэтому лето, зимой УВ, поэтому).
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
Средняя температура января.
Средняя температура июля.
Годовое количество осадков.
Режим выпадения осадков.
Господствующие ветры в январе, июле.
Климатический пояс и область:
№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный; № 3 – тропический.
VI. Подведение итогов урока. На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.
VII. Домашнее задание Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
Опережающее задание:
1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.
VIII. Проверка уровня усвоения материала. Выполнение теста и самопроверка. Тесты и задания для проверки. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки. 1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш. 2. Расположен в районе тропиков. 3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. 4. Лежит на самом севере и на самом юге материка. 5. Только одно время года – лето. 6. Погода круглый год жаркая и сухая. 7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная. 8. Два сезона – влажный и сухой. 9. Весь год господствуют пассаты. 10. После полудня почти всегда идет сильный ливень. 11. Весь год мало осадков. 12. Осадки в основном выпадают летом.
А) экваториальный
№ 3,

Б) субэкваториальный
№ 1,

В) тропический
№ 2,

Г) субтропический
№ 4,

А) 3, 5, 10; Б) 1, 8, 12; В) 2, 6, 9, 11; Г) 4, 7.
Заголовок 115