Урок по географии для 6 класса «Климат и климатические пояса»


ХОД УРОКА
Этап
урока Предполагаемая деятельность учителя Предполагаемая деятельность обучающихсяИнтерпретация деятельности направленная на формирование УУД
1.Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем с вами очередной урок географии. Но как вы уже, наверное, заметили, не совсем обычно. У нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки! И больше отвлекаться не будем. Я попрошу вас, начать наш урок с полной тишины. Сели ровно, красиво и посидим секундочку очень-очень тихо.(не дыша))
Ребята, скажите, а что вы слышите? Слышите. Как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катиться. И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Давайте будем очень внимательны, и не будем терять ни секунды драгоценного времени. Ответы обучающихсяКак тикают часы.
Эмоциональный настрой обучающихся, снятие напряжения, волнения
2.Мотивационно – психологический момент
Сейчас, я расскажу вам такую легенду.
Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.     - Скажи мне, - спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих греков. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?     В раздумье философ начертил посохом на земле два круга – маленький и большой.     - Твои знания - это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
И вот, сегодня на уроке, мы с вами продолжим расширять круг своих знаний.
Личностные УУД
Формирование внутренних и личных мотивов побуждающих к деятельности
3.Актуализация опорных знаний Над какой темой мы с вами работаем уже на протяжении нескольких уроков? А.-это?
-Молодцы!
А что мы узнали по этой теме, на прошлом уроке?
Сейчас, я предлагаю выполнить небольшое задание. Вам необходимо из предложенного списка выбрать элементы характеризующие погоду?
(t, АД, осадки, ветер, влажность –показ презентации)
Молодцы!
Для определения показателей элементов погоды существуют специальные приборы, вы их должны знать, т.к мы знакомились с ними на прошлых уроках. Скажите, какие приборы есть у нас сейчас в кабинете и, что по ним можно определить?
А какими приборами определяют (внимание на слайд) влажность, осадки, ветер. Всех этих приборов, у нас в классе нет, но они существуют на метеостанциях, которые определяют состояние погоды.
Ответы обучающихсяАтмосфера – воздушная оболочка Земли.
Что такое погода. Погода- состояние нижнего слоя атмосферы (тропосфера) в том или ином месте за некоторый промежуток времени: час, сутки, неделю, месяц.
(показ на экране)
(термометр - t воздуха,
барометр – АД)
Регулятивные УУД
В ходе работы контролируют правильность и полноту ответов, выполнения задания на доске, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученные ответы
4.Изучение нового материала
Расширяя свой круг знаний по теме атмосфера, мы разберем сегодня на уроке еще одно понятие, близкое по значению слово погода. Ребята, а кто из вас догадается, что это за понятие? Так о чем же пойдет речь, сейчас у нас на уроке? Правильно, тема нашего урока климат.
А как вы думаете, на Земле климат всегда был таким, как в наши дни?
Итак, какова цель нашего урока?
Правильно, цель нашего урока узнать, что такое климат и причины влияющие на него. Для этого, у себя в тетради, мы запишем, ниже темы, посередине ПРИЧИНЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА и поставим стрелки. Эту схему мы заполним по ходу урока.
Первый вопрос, что же такое климат? Давайте, поработаем с учебником, стр.138.&38
Найдите в учебнике определение.
На Земле трудно найти место с одинаковым климатом, современный климат меняется от экватора к полюсам. Давайте посмотрим на карту в ваших учебниках.
Ребята, а что, по вашему мнению является причиной изменения климата? От чего зависит климат?
Правильно, одной из причин формирования климата является – географическое положение местности или угол падения солнечных лучей, которое отражает основной показатель состояния погоды и климата – это температура воздуха.
Говоря о погоде и климате, кроме -t воздуха, на что мы еще чаще всего обращаем внимание?
Ответы обучающихсяКлимат
(Работа с тетрадью, число, тема урока)
Ответы обучающихсяУзнать, что такое климат и от чего он зависит?
(Работа с тетрадью)
(Работа с учебником)
(Работа с картой в учебнике, стр.139)
(Ответы обучающихся: экватор, угол падения солнечных лучей)
(Ответы обучающихся :На осадки)
Регулятивные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, средств ИКТ. Овладение основами картографической грамотности
От чего зависит t, мы с вами выяснили. А вот от чего зависит количество осадков, выпадающих на разной территории нашей планеты Земля. В
Внимание на экран!
Итак, ребята, мы с вами увидели, что это удивительное место –Черрапудж находится в Индии. А на каком полуострове находится сама Индия? Каким океаном омывается данный полуостров? Кто нам покажет на карте?!
А, теперь, давайте поразмышляем, где по вашему мнению, на территории Индостана, должно находится это место? – Черрапудж? Выйдите к доске и прикрепите этот флажок на карту, в то место, где по вашему мнению находится Черрапудже.
Ребята, по мнению многих и вас, судя по флажкам – это место должно находится у побережья океана и по логике вещей вы правы, т.к. вторая причина влияющая на формирование климата и количество осадков – это близость к океану. Чем ближе к океану, тем климат более влажный. (Ролик о самом мокром месте на Земле – Черрапудж)
(Ответы обучающихся :П-в Индостан, Индийский океан)+ работа с настенной картой
Игровой момент-работа с настенной картой
5.Постановка
проблемы
Но вот, в чем проблема – расположено это место не на берегу океана, а в сотни километров от него.
Личностные УУД
Учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи
6.Поиск решений
Значит есть еще причины, влияющие на формирование климата. А какие это причины, вы ребята, сейчас выясните самостоятельно, работая с учебником, продолжая заполнять в тетради начатую схему.Стр.139-140 время работы 2 минуты.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто нашел третью причину? Выходим к доске, запишем ее. Четвертая причина?
Самостоятельная работа обучающихся с учебником и тетрадью. Мини – исследование.
Работа у доски
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
7.Рефлексия
Ну, а теперь вернемся к целям нашего урока. Поднимите руку, кто узнал, что такое климат? А какие причины влияют на его формирование?
Спасибо, молодцы!
Регулятивные УУД
Уметь оценивать правильность выполнения действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
8.Домашнее задание
Параграф 30, учить записи в тетради, определение, устно вопросы после параграфа.
9.Создание проблемной ситуации на следующий урок
Ребята, зная, что такое климат, от чего он зависит, познакомившись с типами климата Земли, мы, к сожалению, не всегда наблюдаем сходства с природными закономерностями, а наблюдаем аномальные явления происходящие в настоящее время в Европе и у нас в стране. На эти и другие спорные вопросы, мы с вами попытаемся ответить на следующем уроке.
Спасибо за работу! Оценки за урок… урок окончен. МБОУ Сосновская СОШ №1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК по ГЕОГРАФИИ 6а класс
Тема урока: Климат и климатические пояса.
Цели урока:
Предметная: формирование представления о климате и климатических поясах, причинах, влияющих на климат.
Методологическая: развитие логического мышления обучающихся путем выявления причинно – следственных связей между климатом и климатообразующими факторами.
Метапредметная: формирование умения ориентироваться в окружающем мире, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
-Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
Метапредметные:
-Познавательные действия –исследование и отбор необходимой информации.
-Коммуникативные действия- правильно выражать свои мысли в речи, умения слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Предметные:
-Освоение знаний о климате и климатических поясах, причинах, влияющих на формирование климата.
-Владение умениями работать с различными источниками информации (текст учебника, календарь погоды, карта).
Оборудование: Компьютер…
Тип урока: Изучение нового материала.