РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности и конструированию во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по изобразительной деятельности и конструированию
во второй младшей группе
на 2015-2016 учебный год
Составлена на основе вариативной основной
«Программы воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
воспитателем Порублевой.М.А.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа разработана с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении; в соответствии с «Законом об образовании РФ»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10); «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666) и вызвана требованиями современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Рабочая программа обеспечивает компетентный подход в организации и реализации образовательного процесса с учётом имеющихся условий.
Данная рабочая учебная программа разработана на основе вариативной основной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа учитывает возрастные особенности и потребности контингента детей, воспитывающихся в данной группе, социальный заказ родителей и имеющиеся возможности ДОУ и группы. Структура и содержание программы определена сроком на 1 год.
Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста являются рисование и лепка.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию творческого мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов, строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивой умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка
Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкольников предпосылок познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно по лепке, одно по конструированию.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из глины лепят.
Рисование
Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастерами, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводитъ детей к рисованию предметов округлой формы.Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть —чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку,
Конструирование.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.
Способствовать развитию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
К концу года дети могут
• Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.•Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.
•Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.
•Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
•Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
•Различать основные формы деталей строительного материала.
•С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
•Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Программное содержание Количество занятий, где данная тема является основной
1 Рисование: 36
1.1 Предметное 12
1.2 Сюжетное 17
1.3 Декоративное 4
1.4 По замыслу 3
2 Лепка 36
3 Конструирование 36
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Тема и цель занятия 1-й недели Тема и цель занятия 2-й недели Тема и цель занятия 3-й недели Тема и цель занятий 4-й недели
1 2 3 4 5
СЕНТЯБРЬ
Рисование Тема Наши помощники - карандаш и кисточка По ровненькой дорожке
Цель Познакомить с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом; со свойствами краски Учить:
-рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге;
-выполнять движения в соответствии с ритмом музыки
Лепка Тема Что такое пластилин? Заборчик для петушка
Цель Познакомить с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом Учить:
-складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства материала;
-выполнять подражательные движения в соответствии с музыкальным ритмом
Конструирование Тема Башня Башня
Цель Закреплять умения накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Развивать речевую активность Учить строить две башенки разного цвета и высоты, украшать их призмами такого же цвета, как и башенки
ОКТЯБРЬ
Рисование Тема «Дождик, дождик, пуще...» «Листья желтые...»
Цель Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение. Познакомить с синим цветом Учить:
-рисовать листья, примакивая кисточку к листку;
-правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть
Лепка Тема «Дождик, дождик, кап-кап-кап…». «Вышла курочка гулять...»
Цель Учить:
-отщипывать кусочки пластилина от целого;
-располагать их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом Учить отщипывать кусочки пластилина от целого. Закреплять умение реагировать на сигнал в подвижной игре. Знакомить с синим цветом
Конструирование Тема Башенка Дорожка
Цель Закреплять умение строить башню.
Учить строить из кубиков различной величины (большой, маленький) Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую поверхность
НОЯБРЬ
Рисование Тема Снег идет «Сшили Тане сарафан»
Цель Познакомить с материалом - ватой.
Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку Учить располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку».
Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета
Лепка Тема «Сорока-сорока» Бусы
Цель Закреплять умения отщипывать кусочки от целого куска пластилина.
Формировать умение выполнять смену действий по музыкальному сигналу Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания
Конструирование Тема Дорожки Ворота для гаража
Цель Закреплять понятия «широкие», «узкие», «длинные», «короткие». Побуждать создавать разнообразные дорожки Обучать:
-умению строить по образцу;
-оценивать свою работу и товарища;
-играть с постройками
ДЕКАБРЬ
Рисование Тема «В лесу родилась елочка» «Маленькая елочка в гости к нам пришла»
Цель Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета
Лепка Тема «Сидит белка на тележке...» Чудесные карандашики
Цель Закреплять умение формировать из пластилина округлыекомочки.
Формировать умение выполнять ритмические движения Продолжить знакомить с материалом.
Упражнять в лепке приемом раскатывания глины прямымидвижениями.
Развивать желание лепить
Конструирование Тема Горка Детский городок
Цель Учить:
-последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия;
-ровно прикладывать детали;
-находить сходство с предметами Учить:
-последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия;
-ровно прикладывать детали;
-находить сходство с предметами
ЯНВАРЬ
Рисование Тема Идет снег Разноцветные колеса Снежные комочки
Цель Продолжать:
-учить правильно держать кисточку;
-обмакивать всем ворсом в краску;
-изображать снежинки, прикладывая всем ворсом к бумаге;
-учить узнавать и правильно называть белый цвет Продолжать учить рисовать кистью предметы круглой формы.
Упражнять в умении промывать кисть. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов Закреплять умение рисовать предмет круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур.
Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа
Лепка Тема Орешки Лепка по замыслу «В гости к нам пришли разноцветные Карандаши» Колечки
Цель Закреплять знание о форме разных предметов. Упражнять в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания глины кругообразными движениями
Учить самостоятельно намечать тему лепки, доводить задуманное до конца. Воспитывать умение радоваться своим работам. Учить правильно пользоваться глиной, лепить на доске, не разбрасывать материал Продолжать знакомить с материалом, упражнять в приеме раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить Учить:
-лепить из пластилина свертывая полоску в кольцо;
-соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Развивать образное восприятие
Конструирование Тема Заборчик Заборчик с воротами
Цель Учить:
-ставить кирпичик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу;
-строить по готовому образцу Закреплять умение строить заборчик. Учить строить по своему замыслу. Закреплять понятие «высокий - низкий»
ФЕВРАЛЬ
Рисование Тема Цветные мячики Идет дождь Огоньки в окнах дома
Цель Учить рисовать предмет круглой формы; называть то, что нарисовали Учить:
-рисовать короткие штрихии линии;
-правильно держать карандаш;
-видеть образ явления. Развивать желание рисовать Учить:
-наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов;
-аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью
Лепка Тема Палочки Шарики Колобок Лепка по замыслу
Цель Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями Закреплять:
-умение раскатывать глину между ладонями круговыми движениями;
-отщипывать небольшие ко мочки;
-аккуратно класть готовые изделия на дощечку Учить самостоятельно работать с пластилином, доводить начатое до конца. Воспитывать умение радоваться готовому изделию
Конструирование Тема Постройка дома Постройка домика с окошками
Цель Упражнять в умении делать перекрытие с использованием
нового элемента - треугольной призмы;
Научить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки Закреплять умение строить по образцу.
Учить строить по своему замыслу.
Обогащать словарный запас.
Учить разбирать постройки и убирать детали на место
МАРТ
Рисование Тема Разноцветные колечки Разноцветные ворота Салют Колечки
Цель Продолжать учить:
-рисовать слитные линии круговыми движениями;
-правильно держать карандаш;
-рассматривать работу Учить проводить Дугообразные линии, узнавать очертания, называть их.
Закреплять умение правильно держать карандаш Продолжать учить:
-правильно держать кисточку;
-обмакивать всем ворсом в краску; учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета
- снимать лишнюю каплю о край баночки
учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета Продолжать учить:
-правильно держать карандаш;
-передавать в рисунке определенную форму;
-отрабатывать кругообразные движения руки.
Учить использовать карандаши разных цветов. Закреплять знания о цвете
Лепка Тема Картофель Палочки Разные цветные мячи Колечки для пирамидки
Цель Закреплять умения раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; класть глину и изделия на дощечку Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить Закреплять:
-прием раскатывания глины между ладонями;
-работать аккуратно;
-класть готовые изделия на доску Продолжать:
-учить лепить палочки;
-считать палочки и соединять их концы, образуя кольцо;
-вызывать желание лепить
Конструирование Тема Скамеечка для куколки Скамеечка
Цель Закреплять понятия «высокие» и «низкие». Учить рассматривать работы и оценивать их Закреплять умение строить скамеечку из кубиков. Учить:
-строить, ставя кубики на узкую поверхность;
-играть с постройками
АПРЕЛЬ
Рисование Тема Светит солнышко Идет дождь Украсим узором платье для куклы Кати Колобок катится по дорожке
Цель Учить:
-передавать в рисунке образ солнышка;
-сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисованию Учить изображать дождь, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге.
Закреплять умение правильно держать кисть Учить правильно держать
кисть, ритмично наносить
мазки на силуэт платья.
Развивать восприятие
цвета.
Закреплять знание цвета Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать
Лепка Тема Бублик для куклы Наташи
(пластилин) Горох для петушка (глина) Колобок катится по дорожке
(пластилин) Лесенка (глина)
Цель Продолжать учить:
-лепить палочки;
-считать палочки и соединять их концы Продолжать отрабатывать навык лепки из глины. Учить играть с изделиями Учить играть с готовыми изделиями Учить:
-работать аккуратно;
-класть готовые изделия из глины на доску. Вызывать желание лепить
Конструирование Тема Мебель для куклы (стол, стулья) Лесенка
Цель Развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шести кубиков.
Учить выделять детали постройки; обыгрывать постройку. Усложнять постройку за счет большого количества деталей
МАЙ
Рисование Тема Стебелечки к цветам Травка зеленая (карандаш) Стебелечки к цветам Рисование но замыслу
Цель Продолжать учить:
-правильно держать кисть;
-рисовать прямые линии Учить:
-передавать в рисунке образ травки;
-продолжать учить рисовать короткие прямые отрывистые линии.
Закрепить знание зеленого цвета Закреплять ранее приобретенные навыки. Развивать эстетическое восприятие Учить:
-самостоятельно выбиратьинструмент для рисования:краски, карандаши;
-выбирать тему для рисования;
-радоваться готовому изделию
Лепка Тема Мисочка для зайчика Самолет Мандарины Лепка по замыслу
Цель Закреплять умения:
-раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями;
-сплющивать в ладонях комок;
-пальцами делать углубления Продолжать учить:
-раскатывать комочки глиныпрямыми движениями;
-соединять части, перекрашивая их между собою Продолжать учить:
-лепить предметы круглой формы;
-радоваться готовому изделию Учить:
-самостоятельно выбирать материал (глину, пластилин);
-выбирать тему для лепки.
Развивать эстетическое восприятие
Конструирование Тема Горка с лесенкой Самостоятельное конструирование
Цель Закреплять умение последовательно выполнять постройку,
контролируя свои действия.
Учить усложнять постройку, ровно прикладывать детали Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования
детали.
Закреплять умение играть с постройками
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80., № 2, 2005.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.