Технологическая карта урока Родная природа в творчестве русских поэтов


Технологическая карта урока
Учитель Репьёва Елена Борисовна.
Учебный предмет: литература.
Класс 6.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Родная природа в творчестве русских поэтов (с использованием краеведческого материала)».
Цель урока: привить учащимся интерес к поэзии.
Задачи:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о творчестве Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А. К. Толстого; познакомить с творчеством шарьинского поэта В.А.Смирнова;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
развить навыки исследовательской деятельности;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Технологии: технология развития исследовательских навыков, здоровьесбережение.
Оборудование: тексты стихотворений Е.Баратынского, Я.Полонского, А.Толстого, В Смирнова, презентация; фотографии и портреты поэтов, рисунки учащихся, музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года». Учебник «Литература 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина.- М.:Просвещение,2015, тетради.
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент, 1 мин.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. Звучит музыка П.И Чайковского «Времена года».
Взаимодействуют с учителем Личностные: положительное отношение к учебной деятельности2.Мотивация к учебной деятельности
2 слайд, 2 мин. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы, наверное, уже поняли, о чем мы будем говорить.
Слушают учителя, пытаются сформулировать цель урока Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия, Адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: формирование умения выступать перед другими
3. Постановка учебной темы, цели
3,4 слайды, 3 мин. Рассказ о творческих работах учащихся – сочинениях о любимом уголке природы, предшествовавших уроку.
Зачитывание отрывков лучших работ. Мотивирует учащихся на определение темы урока, предлагает записать тему в тетрадь. Слушают учителя, вспоминают ранее написанные сочинения, определяют тему урока Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
4. Изучение новых способов деятельности,
получение новых знаний, 5-7 мин.
Предлагает учащимся работу в группах: выразительное чтение стихотворений Е.Баратынского, Я. Полонского, А.Толстого, анализ по предложенному заранее плану:
-тема стихотворения
- основная мысль
-художественные выразительные средства
Свои наблюдения предлагает оформить в виде таблицы:
1) образы стихотворения
2) слова и выражения, обозначающие состояние природы
3) значение слов и выражений
4) средства выразительности: эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения. Учащиеся работают в группах. Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка., ориентирование в ситуации Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. 5. Стадия осмысления содержания
5-10 слайды,
15 мин. Предлагает учащимся отвечать по плану. Кратко рассказывают биографию поэта, выразительно читают стихотворение, называют тему, основную мысль, изобразительно- выразительные средства, которые помогают автору выразить любовь к родной природе. Также объясняют смысл непонятных слов. Личностные УУД: самоопределение
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
6. Физкультминутка. 7. Анализ произведений
11,12 слайды,
10 мин. Организует практическую работу, подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов, задавая вопросы по тексту стихотворения и раздаточному материалу.
Е.Баратынский рад весне, это чувствуется по восклицательным предложениям. Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. Автор использовал олицетворения: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « …река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»;метафоры: « На крыльях ветерка», « На торжествующем хребте».
Пейзаж стихотворения Я. Полонского контрастен, резок: тучи, скалы, пустыня, гром, яркая молния, раскаты эха. Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Использует олицетворения, эпитеты, сравнения.
А.Толстой в стихотворении «Где гнутся над омутом лозы…» рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.
В своих стихах В.Смирнов воспевает красоту и неповторимость шарьинских пейзажей, реки Ветлуги. Поражает удивительная образность, лиричность, мудрость и правда жизни, заключенная в его стихах. О чем бы ни писал поэт, он всегда воспевает отчий дом, родные края и просторы, которые манят своей щедрой красотой. Поражает обилие метафор:
«полотнища полей», «разводья ржи», «кайма берез», «клеверный дым», «скрипы коростелей», «гривы высоких тополей»; сравнений – «как острова», «как птица» и др.Особенно дороги сердцу поэта многочисленные деревни, в которых раньше кипела жизнь, а сейчас там никто не живет. Виктор Александрович любил бывать в родной деревне, будучи уже немолодым, и призывал не забывать свою историческую родину.
В своих стихах он воспевает красоту неброской русской природы, такой волнующей и необыкновенной. Для него важна каждая березка, каждый кустик, - ведь все навевает воспоминания, будоражит воображение. И чем старше становился поэт, тем сильнее было желание вернуться на родную землю.
Работают над текстом стихотворения, заполняют таблицу, высказывают свою точку зрения, работают с текстом стихотворения, находят и называют средства выразительности, подбирают подходящую лексику, выписывают в таблицу.
Проводят работу над словами, вызывающими затруднения в понимании.
Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворения
«О милые полотнища полей…»
Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворения «Власиха»
Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворения «Береза» Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
8. Обобщение и систематизация
(Рефлексия),
5 мин.
Завершает урок чтением стихотворения ученицы Арины Ц. о реке Шарьинке «Река, что за моим окном»:
Просит ответить на вопросы:
1.Что нового узнали на уроке?
2.Понравились ли стихотворения?
3.Бывали ли в вашей жизни подобные ощущения?
4. Не появилось ли у вас желания написать своё стихотворение? Делают выводы, обобщения. Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные: контроль, коррекция Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
9. Домашнее задание, 2 мин. Выучить наизусть понравившееся стихотворение,
по возможности сочинить своё. Записывают домашнее задание