Урок окружающего мира Природа Донбасса в опасности


Урок окружающего мира в 4 классе
Тема урока:
Природа Донбасса в опасности
Подготовила
учитель начальных классов
Горловской общеобразовательной
школы I-III ступеней № 25 с
углубленным изучением
отдельных предметов
Долженко Елена Васильевна
Цели:
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,Начинаем мы урок.Улыбнулись, подтянулись,Друг на друга посмотрелиИ спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Актуализация знаний
- Наш урок я хотела бы начать со следующих строк:
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
- Как вы понимает эти слова?
- Определите цель нашего урока.
- Предположите тему нашего урока.
(Будем говорить об экологической ситуации в Донецком крае)
- Начнем нашу работу с разминки.
– Отгадайте загадки и запишите ответы в кроссворд.

Он в мундире ярком,Шпоры для красы.Днем он – забияка,Поутру – часы.(Дети – Это Петух).
Всю ночь летает – Мышей добывает.А станет светло – Спать летит в дупло.(Д.: Сова).
Летит, пищит,Очень тоненько звенит,Случай не упустит:Сядет и укусит.(Д.: Комар).
Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тиныИ плотину.(Д.: Бобры).
]Красногрудый, чернокрылый,Любит зернышки клевать.С первым снегом на рябинеОн появится опять.(Д.: Снегирь).
Хвост пушистый,Мех золотистый.В лесу живёт,В деревне кур крадёт.(Д.: Лиса).
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Д.: Помоги).- О чем говорит нам это волнующее слово? (Д.: О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей природе.).
- Прочитайте слово. (Экология) (Слайд 1)
- Давайте теперь разберемся, что значит это слово. Начнем с простой игры. Закройте глаза и произнесите слово «экология». Какие образы у вас возникают, какие слова приходят в голову, когда слышите это слово? (Прием «Ассоциативный куст»)
Экология
(природа, чистый воздух, лес, вода, небо, ручей, заповедник, защита, охрана, опасность, городские свалки)- Значит, что такое экология? Как вы думаете, что обозначает это слово?
(Ответы детей)
III. Вступительная беседа:
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. «Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
(Слайд 2)
Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то очень давно у людей не было почти ничего из того, что есть сейчас. Не было полей, фабрик и заводов. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.
Жизнь людей зависела от «капризов» окружающей их природы. Например, неудачи на охоте заставляли подолгу голодать. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы, уютные дома, разнообразная техника и многое-многое другое. И тогда людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек стал стремиться «покорить» природу, стать ее «господином». Вооруженный могучей техникой, он вообразил себя великаном, которому всё на планете подвластно.
Но прошло немного времени, и люди увидели, что это не так. К чему же привело покорение природы?
- Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент фильма о том, как изменилась природа Донбасса приблизительно за 200 лет. (Слайд 3)
- Сегодня на уроке присутствуют экологи. Послушаем информацию, которую они нам приготовили.
IV. Изложение нового материала
1 эколог : Природа находится сегодня в большой опасности. Из недр Донбасса вычерпаны огромные количества полезных ископаемых, сотни заводов и фабрик дымят и загрязняют атмосферу, сбрасывают свои отходы производства в реки, пруды, балки и овраги нашего края. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия металлургической промышленности – Мариупольские металлургические комбинаты им. Ильича и «Азовсталь», Енакиевский металлургический и коксохимический заводы, Макеевский и Авдеевский коксохимзаводы, предприятия угольной промышленности.
Все больше углекислого газа накапливается в воздухе, уменьшая тем самым количество кислорода, так необходимого для дыхания всего живого. Главной причиной этого является сжигание природного топлива. Свою долю в загрязнение атмосферы вносит автомобильный транспорт, загрязняя её свинцом, мышьяком, ртутью. (Слайд 4)
2 эколог: Применение на сельскохозяйственных полях минеральных и органических удобрений, химических средств борьбы с вредителями приводит к загрязнению почв и водоемов. Гибнут раки, рыбы, загнивают водоросли.
Сегодня известны факты загрязнения подземных вод в долине реки Кривой Торец, где источниками загрязнения являются отходы и сточные воды содового и фенольного производства. Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
Чистая питьевая вода стала дефицитом. (Слайд 5)
3 эколог: Огромные площади земель Донбасса распаханы, поэтому травянистые растения в природном состоянии сохранились только в заповедниках и заказниках, а также по склонам оврагов и балок. 1870 видов растений требует специальной охраны.
Донбасс – степная зона, лесов здесь мало. Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и многие из них погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет. (Слайд 6)
4 эколог: Требуют охраны и животные. За последние 30-40 лет из водоемов исчезли белуга, стерлядь, минога, которые водились в Северском Донце.
Люди построили на берегах Азовского моря города с их огромными заводами и фабрикам; распахали прибрежные целинные степи; перекрыли реки, впадавшие в него, тем самым прекратив доступ нужного количества воды в море и загрязнив его промышленными и сельскохозяйственными отходами. Они забрали воду рек на промышленные нужды и сельское хозяйство. В результате этого резко сократилось поступление пресной воды в море. Его водное равновесие нарушилось и в Азовское море, вместо речных пресных вод, хлынули соленые воды Черного моря. Соленость Азовского моря сегодня составляет 13 г на 1 л воды. В такой соленой воде не могут жить такие ценные породы рыб, как судак, лещ, сазан, поэтому их количество резко сократилось. В водах Азовского моря стали очень быстро расти водоросли, сюда проникли медузы, которые до этого не обитали здесь. Появились креветки и крабы, которые поедают миллиарды икринок. Было нарушено экологическое равновесие, существовавшее веками. Большие плотины водохранилищ перегородили вековой ход азовских рыб на нерест в реки, впадающие в море. Стали исчезать такие виды рыб, как белуга, осетр, сельдь, чехонь. (Слайд 7)
5 эколог: Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Люди, производя товары, продукты, необходимые для жизни получают миллионы тонн мусора, которые загрязняют и уничтожают практически все — почву, водоемы, воздух, животных и самого человека. Любые отходы очень опасны: бумага, остатки пищи, дерево, синтетические моющие средства, ткани, изделия из стекла, металлолом и другое. Бутылки, пластик, пакеты, практически не разлагаются. Они постоянно накапливаются и накапливаются, превращая местность в гигантскую свалку. Остатки еды привлекают насекомых, мелких животных, грызунов, чьи трупы затем находятся на солнце и разлагаются, превращаясь в опасный источник всевозможных бактерий и инфекций. Все эти микроорганизмы начинают разноситься по жилым кварталам животными и птицами. (Слайд 8)
- Экологи рассказали о проблемах, которые нужно решать. Какой же выход из создавшейся ситуации?
V. Физминутка.
- Немного отдохнём и поиграем в игру на внимание «Хорошо и плохо», а потом продолжим нашу работу..-  Я буду задавать вопросы, если вы считаете, что это хорошо, то хлопните 3 раза в ладоши, если считаете, что это плохо, то присядьте 1 раз.
Если я приду в лесокИ сорву ромашку? (Плохо)Если съем я пирожокИ выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусокНа пеньке оставлю? (Хорошо)Если ветку подвяжуКолышек поставлю? (Хорошо)Если сильно насорюИ убрать забуду? (Плохо)Если мусор уберу,Банку закопаю? (Хорошо)Я люблю свою природу,Я ей помогаю!
У: Молодцы!
Метод «Пресс»
- Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа английского писателя-фантаста Роджера Бейкера. А вы представьте, что все описанное происходит с вами.
«Саймон не сказал никому, когда нашел это первый раз. Он спрятал это в карман своего темно-серого комбинезончика и повернулся к детям рисовать на песке карты. Вечером незаметно от мамы он засунул это под подушку. Джейн поцеловала его перед сном и прикрыла за собой дверь. Когда медленно спустились фиолетовые сумерки, Саймон поднялся, оперся на руку и осмотрел это.
Оно было совсем непонятное: мягкое, гнулось, но не ломалось. И было красивого, какого-то нового для Саймона цвета. А запах был удивительный... Саймон вдохнул его еще и еще, и вдруг ему стало не по себе...»
Учитель: - Мягкое, гнулось, но не ломалось... Что бы это могло быть? У Вас есть какие-нибудь предположения?
Ответы детей.
Учитель. Оказывается, герой фантастического рассказа нашел травинку. Каким-то чудом она выросла в царстве бетона и стали. Чудесная природа исчезла, и даже воспоминания о ней наказываются законом. Власть боится; что люди вспомнят луга, леса и поля, которые когда-то существовали на планете. Вспомнят и выйдут из повиновения. Тяжелое, зловещее будущее описал английский писатель. Но если задуматься, такое ли уж оно и невозможное? Если человечество будет продолжать безжалостно уничтожать природу, то безрадостные предсказания фантаста вполне могут стать реальностью. Этот рассказ — предупреждение людям о том, что может произойти с Землей в будущем.
- А теперь объединитесь в группы и пофантазируйте:
Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они выжить?
Ученикам предлагается составить свой собственный экологический прогноз, используя три сюжета:  1) Загрязненный воздух; 2) Мусорные свалки; 3)Загрязненная вода. (Работа в группах)
1.«Что будет, если человек будет дышать загрязненным воздухом?»
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Жизнь на земле возможна пока существует атмосфера. Все живые организмы используют воздух для дыхания. Посмотрите, как загрязняют атмосферу заводские выбросы, выхлопные газы автомобилей, сжигание листвы.
Многие из нас были свидетелями, как осенью в городах жгут опавшие листья, но не все знают, что это очень плохо влияет на окружающую среду и на здоровье человека, приводит к тяжелым заболеваниям.
Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно исчезнет, исчезнет всё живое.
Загрязненный воздух будет вызывать у людей раздражение дыхательных путей, резь в глазах, слезы, приступы бронхиальной астмы, аллергию. В загрязненном воздухе много угарного газа. Это приведет к быстрой утомляемости людей, головной боли, головокружению, ослаблению памяти, непонятному раздражению. Вокруг будут больные, раздражительные люди со слабой памятью. Люди поголовно начнут болеть. А может ли больной человек что-то создавать?
2. «Что будет, если люди не будут перерабатывать мусор?»
Порядок на улице наших городов зависит от нас с вами. Как мы будем заботиться о чистоте нашего  города, в таком городе мы с вами и будем жить. В чистом, красивом и уютном или загрязненном бытовыми отходами.
Используя природные богатства, человек возвращает природе огромное количество отходов. Около городов и заводов скапливаются горы мусора, превращая всё в свалки. Мусором завалены обочины автомобильных дорог. Ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки.
Давай те рассмотрим некоторые факты о мусоре:
1. На бутылку из стекла на разложение уйдет примерно один миллион лет.
2. Пакет из полиэтилена будет разлагаться около тысячи лет.
3. Бутылка из пластика полностью исчезнет через пятьсот лет.
4. Металлолом из алюминия — двести лет.
5. Окурок из сигареты превратиться полностью в прах через 5 лет.
6. Простая газета исчезнет через 2 недели.
7. Остатки апельсина — через два месяца.
И это далеко не весь список… Ведь если выровнять весь существующий мусор , то он будет по колени одному человеку. Это очень страшно. Если не перерабатывать мусор, то люди будут просто передвигаться по мусорным горам.
Большинство людей не видит в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из них. Ребята, давайте будем любить и беречь наши города, где мы живем.
3. «Что будет, если не будет чистой воды?»
Вода является источником жизни. Всем растениям и животным для существования нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней. В настоящее время найти чистую воду на нашей планете становится все труднее. Люди перестали ценить и беречь воду.
Загрязнение превращает прибрежные воды в места не пригодные для отдыха и купания. Больше всего воду загрязняют химические вещества. Загрязнение воды убивает большое количество птиц, рыб и др. животных, а в некоторых случаях убивает всё живое.
Если человечество не перестанет бездумно тратить и уничтожать самое святое, что есть на земле – воду, то она неизбежно скоро станет на вес золота. Представляете мир, в котором главная ценность – не золото и бриллианты, а бутылка с обыкновенной водой?
Весь мир сразу станет похож на одну большую помойку. Немытые и нечесаные люди будут вполне обычным зрелищем, потому что тратить воду на стирку и баню станет непозволительной роскошью для большинства. По улицам будут ползать грязные старые автомобили – новых выпускать не будут, нет воды. Ведь для того, чтобы выпустить один легковой автомобиль — нужно полмиллиона литров воды. Животных и птиц почти нет, кругом одни тараканы, им много воды не надо. Люди едят синтетические гамбургеры и таблетки с искусственными витаминами, чтобы поддержать жизнь. Здоровых людей почти не останется, болезнь станет обычным состоянием человека, и даже будет считаться нормой.  Загрязнение воды приведет к размножению малярийных комаров, из-за чего люди начнут умирать, да и большинство инфекционных болезней передаются через воду.
Никто не будет стремиться выделиться и прославиться. Да и сложно будет заставить работать мозг, когда он испытывает острую нехватку воды. Люди станут серыми посредственностями. Исчезнут художники, поэты, некому будет сочинять песни, да и петь некому. Все будут озабочены только одной мыслью, где достать воду? Ведь без воды человек не в состоянии прожить и семи дней…Удручающая картина. Но в наших силах сделать так, чтобы она никогда не стала реальностью.
Часть мусора сжигают, часть закапывают. И то, и другое – не лучший выход из положения. При сжигании такого мусора образуются вредные вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти отравление почвы и подземных вод.
- Продолжим работу в группах.
Подумайте, что бы вы сделали для того, чтобы наш родной край с каждым годом и становился всё краше и краше?
1 группа. Что же надо сделать, чтобы улучшить обстановку в нашем крае? Составить правила.
Срубили лес, надо посадить новый;
вредные сбросы надо очистить;
использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;
разработать новые экологически чистые материалы;
с целью охраны природы все предприятия, особо загрязняющие природную среду, размещать вдали от жилья;
вокруг предприятий посадить зеленые насаждения;
высаживать на шахтных терриконах деревья и кустарники;
карьеры заполнить водой, разводить в них рыбу, превратить их в зону отдыха людей;
вместо общественного транспорта ходить пешком или ездить на велосипеде.
Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл.2 группа. Составить план дальнейшей работы учеников класса.
1. Организовать сбор макулатуры в нашей школе.
2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.
3. После таяния снега принять участие в уборке мусора.
4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:
«Готовы ли вы сортировать бытовой мусор?»
3 группа. Составить правила поведения в природе.
- Береги природу!
- Не бросай мусор в лесу, поле, на берегу речки, на пляже.
- Соблюдай тишину в лесу.
- Не рви и не топчи цветы.
- Не ломай ветки деревьев и кустов.
- Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
- Не лови и не приноси домой диких животных.
- Не разрушай птичьи гнезда.
- Зимой подкармливай птиц.
- Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки.
Задание: подобрать вторую часть поговорки.
 Много снега - много хлеба.
Лес да растение - зверю спасение.
Лес и воды - краса природы.
Враг природы тот, кто лес не бережёт.
- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре.
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля - Международный день птиц.
22 апреля- День Земли.
5 июня - Всемирный день окружающей среды. (Слайд 9)
Решение задач нравственного выбора. (вопросы каждой группе по очереди)
Что вы будете делать если:
- встретили в лесу ядовитые грибы;
- тропинку, по которой идете, закрывают ветви деревьев и кустов;
- увидели, как дети или взрослые собирают большие букеты лесных или полевых цветов;
- увидели по дороге лягушку, ужа или змею;
- между ветвями деревьев или в траве паук сделал паутинку;
- увидели в лесу птенцов, ежат или детенышей других животных?

Круг «От сердца к сердцу» Дети по кругу передают «волшебный шар» и произносят фразу:
«Чтобы помочь природе, я могу …».
VI. Рефлексия учебной деятельности
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях в начале урока.
- Какая была цель нашего урока?
- Какое было задание?
- Удалось ли вам выполнить задание?
- С заданием справились полностью, или частично?
- Задание выполняли самостоятельно в группе или с помощью учителя?
- Определите уровень успешности?
Прием «Незаконченные предложения»
«На этом уроке для меня важным открытием было ….»
«Урок важный, потому что …..»
«Я знаю …..»
«Мне понравилось …..»
«Мне не понравилось …..»
- На партах у вас лежат «смайлики». У них нет улыбки. Если вам урок понравился, вы много узнали нового - нарисуйте улыбку. Если урок оставил вас равнодушным - нарисуйте ровный рот, а если урок вам не понравился, вы не узнали ничего нового - нарисуйте хмурый рот. А теперь поднимите свои смайлики, и мы увидим результат этого урока.
- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":
Все-все на свете- на свете все нужны!И мошки не меньше нужны, чем слоны:.Нельзя обойтись без чудищ нелепых,И даже без хищников злых и свирепых!Нужны все на свете! Нужны все подряд-Кто делает мед, и кто делает яд.Плохие дела у кошки и мышки,У мышки без кошки не лучше делишки.Да, если мы с кем то не дружны-Мы все таки очень друг другу нужны.А если нам кто-нибудь лишним покажется,То это, конечно, ошибкой окажется.
Спасибо вам за хорошую работу.
VII.Домашнее задание
Работа в  группах. Составить коллаж на тему «Основные загрязнители воздуха»