Урок в 1 классе «Полна природа удивленья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 г. Данкова
Липецкой области




Урок окружающего мира в 1 классе по теме:

«Полна природа удивленья».

Умк «Планета знаний».





Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории
Сграбилова Ирина Петровна.











2013 г.

Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные?:
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.

Оборудование: учебник. «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова; Рабочие тетради, интерактивный комплекс, атлас-определитель «От Земли до неба»

Ход урока.


Орг. момент. На экране солнышки. (весёлые и грустные.)
-К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них  вам   больше нравится?
-Я очень рада, что у вас сегодня  хороший настрой на работу.
-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу. И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.

2. Постановка учебных задач.
- Что такое окружающий мир?
-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (конечно, нет)
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? ( слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение.) – Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
3. Сообщение темы и цели урока.
-Урок наш я хочу начать со стихотворения. («Посмотри мой милый друг») Послушайте его и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
–(о природе)
-Сегодня совершим путешествие в природу.
- А что же такое природа? Давайте подумаем.
Вывод: Земля, Солнце, воздух, вода, растения, животные.
- К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Рассмотрите маршрутный лист нашего путешествия. Прочитайте название раздела, который будем изучать. ( Природа в жизни человека)
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?
- Прочитайте название нашей первой остановки.
- Это тема нашего сегодняшнего урока.
- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? (природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие.  Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? (не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
Изучение нового материала.
- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
– Посмотрите на экран. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты.
- Какой объект здесь лишний?
- Все ли оставшиеся объекты имеют одинаковые признаки?
- Давайте попробуем разделить их на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Поставьте их в 1 ряд.
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
Как бы вы назвали эту группу объектов? ( Живая природа)
–Чем бы вы их дополнили?
Вывод: К живой природе относятся растения, животные.
Аналогично остальные. А к какой группе отнесём человека? ( Часть живой природы)
Вывод: природа бывает живая и неживая.
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)

- Вот мы и сделали первое открытие.


Закрепление изученного. Работа по учебнику.

А) – Откройте учебник на странице 58 и прочитайте текст над схемой. Сравните этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)

6. Физкультминутка.
И г р а «Объекты живой природы».
Мяч, собака, телевизор, цветы, трактор, облако, сумка, снежинка, кошка, река, ложка, сосулька, ранец,, Марина, песчинка, качели., лиса.

б) Самостоятельная работа.
– Откройте тетрадь на странице 3 и выполните задание 1.
По рядам.
1ряд:
– Красным кружком обозначьте объекты живой природы
2 ряд:
сини
· объекты неживой природы
3 ряд:
зелёным – то, что сделано руками человека.

Проверка самостоятельной работы
Работа с интерактивной доской (дети распределяют объекты в нужные столбики)

– Кто выполнил всё задание правильно?
– Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднения?
- Посмотрите на объекты живой природы. Все ли названия этих объектов вам известны?
Где мы можем узнать о том, что нам неизвестно?
- Атлас –определитель «От Земли до неба», стр. 56 - 57. Душица
Яндекс.

Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
–Полна природа удивленья. Замечательные слова!
- Удивление встречает нас часто. Что вас удивляет в жизни?
- А что удивляет нас в природе? ( Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Какие явления природы вы знаете?
-Какие явления природы вы увидели?
-Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе.
(Презентация)
6. Итог урока.
-Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий. А какие секреты природы мы сегодня открыли? Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? (хорошая работа на уроке)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам, Дивитесь им дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так или не так Через одно мгновенье.









Использованная литература:
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир». Издательство «Астрель», 2012г. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)
4. Атлас –определитель «От Земли до неба», стр. 56 - 57. Душица






















Анализ урока.
Тема урока: «Полна природа удивленья»
Цель: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
В этом учебном году я начала работать по новым ФГОС. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ведущим фактором развития является деятельность. Поэтому, стараясь воплощать новые требования в жизнь, урок я построила на основе системно - деятельностного подхода.
Начало урока нацелено на формирование у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать, поставив перед собой определённые цели на урок.
Современные дети лучше воспринимают зрительные образы. В связи с этим чтение стихотворения сопровождалось специально подобранным видеорядом, что позволило самим детям открыть тему урока. Первоначальное представление о живой и неживой природе дети получают через классификацию объектов живой и неживой природы, изделий, сделанных руками человека, устанавливая причинно-следственные связи, обобщая и делая выводы. Учащиеся сами формулируют затруднения и осуществляют коррекцию.
Современный урок предполагает работу учащихся с информацией. Дети работали с Атласом – определителем «От Земли до неба», где находили неизвестное им растение, которое встретилось на этапе закрепления новых знаний. Для получения более полных знаний об этом растении, пользовались Интернет-ресурсами. Через эту работу осуществлялось развитие критического мышления и отношения к миру.
Особый эмоциональный настрой придала уроку минутка релаксации, при которой дети любовались красотой природных явлений.
И мне хочется верить, что стихотворение, которое прозвучало в конце урока,
сделает детей чуточку добрее, внимательнее по отношению к природе.











13PAGE 15


13PAGE 14615