Конспект урока окружающего мира по теме Охрана природы зимой с использованием технологии сотрудничества (2 класс)

Учитель: Фадеева Светлана Вячеславовна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2А
Дата проведения: 14.03.2017 год
Тема: «Охрана природы зимой»
Цель урока:
-   познакомить детей с правилами охраны зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Красной книги, укреплять бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
1) Предметные
Знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу;
Формировать представления о животных, охраняемых Красной книгой (филин, тигр, белый медведь).

2) Метапредметные:
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция внесение необходимых корректив в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представленной в разных видах (текст, иллюстрации); смысловое чтение; восприятие текстов художественного и научного стилей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; знаково-символическое моделирование; установление причинно-следственных связей, доказательство.
Коммуникативные: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль и взаимпомощь по ходу выполнения задания; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
3) Личностные
Осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы;
Понимать необходимость бережного отношения к природе (правила зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц)
Формировать ценностные ориентиры учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть Плешаков А.А, Новицкая М.Ю., звукозапись, тесты для учащихся, знаки для рисования, рассказ из книги «Великан на поляне» Плешакова А. - «Белый сказочный дворец», листочки с вопросами викторины.















№ п/п
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1.
Организационный момент
2 мин
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

- Сейчас у нас урок окружающего мира. Я надеюсь, что то, о чем мы будем говорить сегодня на уроке пойдет вам впрок.
- А что значит впрок?
- И надеюсь, что вы сегодня на уроке будете внимательны, активны, сообразительны. Желаю вам успехов!
Настраиваются на работу на уроке.
Л.: формирование познавательного интереса, учебного мотива.

2.
Актуализация знаний
5 мин
Фронтальный опрос
- Как укрепить здоровье зимой?
- Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?
- Где можно играть в хоккей, кататься на коньках, лыжах, санках?
Тест
Какое правило здоровья надо соблюдать зимой?
А) меньше гулять
Б) одеваться очень тепло
В) заниматься зимними видами спорта
Г) одеваться тепло
2. Какой предмет нужен зимой на улице?
А) мяч
Б) панама
В) зонт
Г) варежки
3. Какой овощ надо есть больше зимой, чтобы меньше болеть?
А) чеснок
Б) капусту
В) свеклу
Г) огурец
4. Почему осенью и зимой дети много болеют?
А) снижается иммунитет
Б) из-за переохлаждений
В) плохо питаются
Г) мало гуляют
- Поднимите руки те, кто поставил себе «5», «4». Молодцы!
- А что бы вы посоветовали тем, кто менее успешно справился с тестом?
- После урока вы мне сдадите листочки, и я еще раз посмотрю, насколько честно и правильно вы выполнили тест.
Отвечают на вопросы.



Выполняют задания теста.
Самостоятельно проверяют и оценивают по критериям:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - больше 2 ошибок
К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов.
П.: построение речевых высказываний.
Р.: контроль, коррекция, оценивание уровня и качества усвоения.










Л.: оказание помощи тем, кто в ней нуждается.



3.
Самоопределение к деятельности
5 мин
А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза, положите руки на парту и лягте на них. Сейчас я буду рассказывать, а вам надо представить то, о чем я говорю.
(Звучит музыка. Учитель рассказывает.)
Заботливой хозяйкой пришла к нам зима. В тяжелые снеговые шубы нарядила зима ели да сосны, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки. Даже о веточках не забыла – дала им пуховые варежки. И рябине подарок – белая шаль. Из-под нее гроздья ягод, словно сережки виднеются.
Вот из-за серой тучки выглянуло солнце. Заискрилось все вокруг, засверкало, вздрогнули и потянулись к солнышко мохнатые веточки елок. Не нарядом ли своим хвастаются?
На суку стучит дятел. В такую пору и усталости не чувствует. Вышла из дупла белка. Хочется и ей на солнышке погреться. Веселее перекликаются птицы. Обрадовались ласковому солнышку.
А воздух искрится, словно пронизанный мерцающими пылинками. Легко дышится. Хорошо провести здесь выходной день!

- Что вы себе представили? Где мысленно оказались?
- А как выдумаете, можно ли такую красоту, которую создала для нас природа, не беречь, не защищать, не любить, не охранять от бед?
- Так как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Тема урока: «Охрана природы зимой» (запись на доске)
- Что мы должны узнать на уроке? А чему научиться?

Слушают рассказ учителя и представляют зимний лес.














Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.






















Л.: формирование эстетической красоты родной природы.


Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.


4.
Работа по теме урока.



7 мин
- Ребята, вы обращали внимание, что в каждом лесу есть знаки-предупреждения о правильном поведении. Наш лес тоже не исключение.
1. Работа в группах.

- Нарисуйте знаки о правильном поведении в лесу, парке (что можно делать и чего нельзя)


2. Работа по учебнику (с. 52-53)
- А теперь давайте рассмотрим рисунки на страницах нашего учебника и попробуем расшифровать, какие еще правила охраны природы здесь изображены.
Вспомогательные вопросы.
- Почему нельзя оставлять мусор в лесу? Ситуация из жизни. Как бы вы поступили?
- Какую елку лучше наряжать на Новый год: живую или искусственную? С кем «дружит «ель»? (Вспомните тему «Невидимые нити в природе»)
- Кто из вас делал кормушки? Расскажите.
- А кормить птиц можно любой пищей?
3. Чтение рассказа «Белый сказочный дворец» из книги А. Плешакова «Великан на поляне»
- Теперь сделаем небольшой привал и послушаем рассказ.
...Однажды в лесу несколько школ устроили лыжные соревнования. Ребята из старших классов проложили лыжню, а чтобы никто не заблудился и не перепутал, куда бежать и где поворачивать, они маршрут пометили. На стволах деревьев вдоль лыжни красной краской нарисовали стрелки. Большие, яркие, издалека заметные. Правда, на весь маршрут краски не хватило, и ребята топором сделали на стволах зарубки. Тоже большие, тоже заметные издалека. На лесной опушке, где были «Старт» и «Финиш», срубили несколько деревьев и стволы положили между пеньками так, чтобы получилось что- то вроде скамеек. Надо же участникам соревнований отдохнуть после пробежки! Рядом развели огромный костёр, чтобы все могли погреться. Принесли большой котёл и штук сто пластиковых стаканчиков, чтобы всех напоить чаем... Хорошие получились соревнования. Кто-то занял первое место, кто-то второе, кто-то третье... Победителям тут же, на опушке, вручили коробки с конфетами, а они вот молодцы! все конфеты раздали ребятам, к чаю... На другой день второклассники пошли в лес на экскурсию посмотреть на заснувшую до весны природу, полюбоваться красотой зимнего леса. И что же они увидели? На вытоптанной опушке срубленные деревья и пеньки от них, чёрный след от костра, заваленный обуглившимися ветками. Повсюду кругом разбросанные пластиковые стаканчики, и среди них несколько больших коробок из- под конфет. А на деревьях и тут, и там красные пятна, словно раны, и настоящие раны зарубки на стволах. Вот вам и белый сказочный дворец...

- Какие ошибки были совершены при проведении лыжных соревнований?
- Значит соревнования не надо было проводить?
- А как же лучше их организовать?
- Какие еще правила охраны природы вы услышали в этом рассказе?


Повторяют правила работы в группах.

Дети рисуют, затем вывешивают на доску и объясняют правила охраны природы. Остальные учащиеся слушают и оценивают правильность выполнения задания.























Слушают рассказ.










































Отвечают на вопросы, делают вывод.




П.: поиск необходимой информации из текста, рисунков учебника, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; знаково-символическое моделирование; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
К.: умение слушать собеседника, договариваться, приходить к общему мнению, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Л.: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству; развитие бережного отношения к природе.
Р.: контроль, коррекция, оценивание.

5.
Физминутка
2 мин
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон.
Зашумел листвою клен.

Выполняют физминутку.
Л.: формирование установки на здоровый образ жизни.

6.
Работа по теме урока.
7 мин
- Ребята, а теперь мы перейдем в заповедную часть нашего леса. Здесь обитают животные, которых все реже можно встретить в живой природе. И в настоящей жизни они живут в разных уголках нашей Земли. Встречаются они только под обложкой одной книги. Как она называется? Почему именно так?

- Сейчас вы будете работать в парах. Вам надо прочитать статью из учебника «По страницам Красной книги» с.54-55. Затем вместе ответить на вопросы небольшой викторины, ответы записать на листочке.

Словарная работа
Оседло - жить на одном и том же, постоянном месте.
Кочевки – от слова кочевать, т.е. передвижения животных или птиц в поисках пищи или отдыха.

Работа по заданию. (Работы проверяются учителем)

- Что узнали о филине, тигре, белом медведе?

Отвечают на вопросы.




Слушают инструктаж.


Объясняют значения слов.

Читают текст учебника. Отвечают на вопросы викторины.
Вопросы
1. Какой размах крыльев у филина?
2. Где обитает филин?
3. Каковы размеры тигра?
4. Где обитает тигр?
5. Из-за чего уничтожают тигра?
6. Где живут белые медведи?
7. Почему белые медведицы в самый разгар зимы залегают в берлоги?
8. Из-за чего убивают белых медведей?

П.: поиск и выделение необходимой информации из текста, смысловое чтение.
Р.: волевая саморегуляция.
К.: умение слушать собеседника, договариваться, приходить к общему мнению, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Л.: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству; развитие бережного отношения к природе.



7.
Закрепление изученного материала.
2 мин
- Пора возвращаться из зимнего леса домой. Давайте повторим, что мы узнали сегодня на уроке.

Игра «Верно-неверно»

1) Перед походом в парк и сквер я приготовлю семена, перловую крупу, крошки белого хлеба для птиц, орехи для белок.
2) Буду кормить птиц солеными орешками и чипсами.
3) Оставлю на память все фантики от съеденных конфет в парке
4) Буду кататься на лыжах в разрешенных местах
5) Я буду весело бегать, громко кричать и распугивать всех обитателей парка
6) В новый год буду наряжать искусственную ель.

- Молодцы, вы были очень внимательными.

- Какое правило охраны природы услышали, о котором не говорили еще на уроке?
- А какое высказывание не относится к теме нашего сегодняшнего урока?

Участвуют в игре.
П.: структурирование знаний.
Л.: развитие бережного отношения к окружающей природе.


8.
Подведение итогов.
2 мин
-Вы, конечно, понимаете, что это была виртуальная экскурсия в лес. Но ведь правила, названные нами, очень важны и в жизни. Им нужно следовать и на прогулке в лесу, в парке, и даже во дворе собственного дома. И тогда мы останемся создателями красоты не только на бумаге или на доске, но и в настоящей жизни. Быть создателям красоты совсем несложно. Главное – сохранить в себе неравнодушное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе.
- Прочитайте вывод на с.55 учебника.
- Согласны ли вы с ним?
- Проверим, достигли мы целей урока.

Делают вывод.
Оценивают достижение целей урока.
П.: структурирование знаний.
Л.: формирование эстетической красоты родной природы, развитие бережного отношения к окружающему миру.

Р.: осознание уровня усвоения учебного материала.


9.
Рефлексия. Оценивание.
3 мин
- У кого остались вопросы по теме урока?
- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке.
- Какое задание понравилось больше всего? Какое показалось вам трудным?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Ребята, как вы думаете, кто сегодня на уроке работал активно, давал верные ответы?

Оценивают свою деятельность на уроке.
Р.: контроль и оценка результатов деятельности.

10.
Домашнее задание. (на выбор)
2 мин
1) Прочитать текст на с. 52-53, ответить на вопросы «Проверь себя»
2) Подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу.
- Можно ли подготовить рассказ о насекомых, змеях, животных, которые залегли в спячку? Почему?
- Сообщение должно быть небольшим. Опишите внешний вид животного (размер), где обитает и почему занесено в Красную книгу.
3) Задача-загадка о кормушке. (На основе материала, взятого из журнала «Юный натуралист» №10 1976 год)

Хитрые синицы Синицы прилетели рано. Для них заранее была сделана кормушка. Стоя на кухне, можно было наблюдать, как синички долбили семечки прямо на кормушке, стучали будто дятлы и нисколько не боялись. Но вдруг резко похолодало. И на проволоке, напротив кормушки, обосновались воробьи. В считанные секунды от корма ничего не осталось. Воробьи не подпускали синиц к кормушке, они их дружно отгоняли. Сколько не подсыпали корма, воробьи тут же все поедали. Правда, если кто-то подходил к окну вплотную, воробьи улетали. Но стоять около окна целыми днями не было возможности. Как же отвадить воробьев от кормушки, чтобы накормить синичек?
Слушают инструктаж выполнения домашнего задания.
Л.: формирование познавательного интереса.


15