Конспект урока по окружающему миру Полна природа удивленья (1 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования Люберецкий муниципальный район
Московской области
Открытый урок окружающего мира
по теме "Полна природа удивленья"
в 1 классе "Б" классе
Мареева Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Полна природа удивленья».
УМК «Планета знаний».
Подготовила и провела учитель начальных классов
МОУ гимназии № 20 имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина
МАРЕЕВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в малой группе, контролировать действия партнёра.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова;
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова, электронный учебник,
проектор, экран,
карточки со словами (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение),
раздаточный материал в конвертах,
"Музыка природы" (Лес, Гроза, Ветер)
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап.
Организовать направленное внимание на начало урока
2. Постановка учебных задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Определение темы и цели урока Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок.
Слайд №1 – заставка к уроку.
Слайд №2 На экране солнышки. (весёлые и грустные.
- К нам на урок заглянуло солнышко.
- Какое из них  вам   больше нравится?
- Я очень рада, что у вас сегодня  хороший настрой на работу, я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу.И станет вокруг всё добрее,Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.
- Что такое окружающий мир?
- Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (конечно, нет)
- Мы радуемся новым открытиям человечества.
- Кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
- А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение).
КАРТОЧКИ со словами - на доску!- Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
- Приступая к работе, наметьте себе цель: над чем хотите поработать, потренироваться и какого результата достичь.
- Спланируйте, какой огонёк "светофора" зажжёте в конце выполнения работы.
- Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
Слайд № 3
…Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!И то, что кажется привычным,Иначе вдруг увидишь ты…Всмотрись проникновенным взглядомВ природу…В ней с тобою рядом,В простых, обычных проявленьяхТак много прелести своей!
– Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о природе)
Работа в паре. (Времена года)
- Как связаны между собой картинки?
-Расположите картинки в порядке следования времён года.
Слайд № 4
-Сегодня совершим путешествие в природу.
- А что же такое природа? Давайте подумаем.
Вывод: Земля, Солнце, воздух, вода, растения, животные.
Слайд № 5
- К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека.
Слайд № 6 (Эл.учебник)
- Рассмотрите маршрутный лист нашего путешествия. Прочитайте название раздела, который будем изучать. (Природа в жизни человека)
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?
- Прочитайте название нашей первой остановки.
Слайд № 7
- Это тема нашего сегодняшнего урока
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей. Работают на Листе оценивания (Своё число и выбор "солнышка")
Выбирают "солнышко" в соответствии со своим настроением
Дают ответы.
Формулируют учебные задачи работы.
Ставят перед собой цели на урок, работают над самооценкой, учатся прогнозировать результат своей работы.
Работают с Листом оценивания
Работают в паре.
Оценивают свою работу (активность в работе пары)
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд № 8.
- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? (природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие.  Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? (не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
Практическая работа в группах
– Откройте конверты. достаньте содержимое. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты.
- Какой объект здесь лишний?
- Все ли оставшиеся объекты имеют одинаковые признаки?
- Давайте попробуем разделить их на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Поставьте их в 1 ряд.
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
- Как бы вы назвали эту группу объектов? (Живая природа)
- Чем бы вы их дополнили?
Вывод: К живой природе относятся растения, животные.
Аналогично остальные. А к какой группе отнесём человека? (Часть живой природы)
Вывод: природа бывает живая и неживая.
Слайды № 9, 10
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
Физкультминутка.
- Выполнить движение (показывает
учитель), если назван объект живой природы
Мяч, собака, телевизор, цветы, трактор, облако, сумка, снежинка, кошка, река, ложка, сосулька, ранец, Марина, песчинка, качели, лиса.
–Что можно сказать про рукотворные объекты? (Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
Слайд № 11
- Вот мы и сделали первое открытие.
а) - Откроем учебник на странице 58 и прочитаем текст над схемой.(Дети читают текст.)
– Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.
(Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые)
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? (Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)
б) Самостоятельная работа.
– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
Слайд № 12
– Красным кружком обозначаем объекты живой природы,
синим – объекты неживой природы,
зелёным – то, что сделано руками человека.
Проверим выполненное.
Слайд № 13
Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
–Полна природа удивленья.
- А что удивляет нас в природе? (- Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Какие явления природы вы знаете?
- Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе.
- Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий. А какие секреты природы мы сегодня открыли? Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? (хорошая работа на уроке)
- Какую мы ставили цель урока?
- Спросите себя: "Смог ли её достичь?"
- Оцените свою работу за весь урок - вернитесь к прогнозу. (Закрасьте).
Зелёный -весёлый- всё удалось
Жёлтый-задумчивый- остались вопросы
Красный-грустный- нужна помощь
- У кого итог урока совпал с прогнозом?
- Найдите в схеме "Я". Скажите, что приобрели за этот урок.
Слайд № 14 Работают в группе
Оценивают степень самостоятельности выполнения (Самостоятельно, с помощью, не понял)
Работают самостоятельно
Самопроверка. Сверяют выполнение с образцом на экране.
Оценивают степень самостоятельности выполнения (Лист оценивания).
Слушают "музыку природы"
Работают по учебнику с.59
Работают в Листе оценивания
Дают самоанализ работы на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайды презентации.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
Раздаточный материал
Конверт № 1.


Конверт № 2.


Конверт № 3.


Лист оценивания
Лист оценивания


С.
П. Н.

Лист оценивания


С.
П. Н.