Конспект урока на тему Полна природа удивленья (1 класс)





Урок окружающего мира в 1 классе по теме:

«Полна природа удивленья».

Умк «Планета знаний».





Подготовила и провела
учитель начальных классов
Процюк Зоя Николаевна










2014 г.




Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные?:
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.

Оборудование: учебник. «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова; Рабочие тетради.

Ход урока.
Слайд №1 – заставка к уроку.

Орг. момент. На экране солнышки. (весёлые и грустные.) Слайд №2
-К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них  вам   больше нравится?
-Я очень рада, что у вас сегодня  хороший настрой на работу.
-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу. И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.

2. Постановка учебных задач.
- Что такое окружающий мир?
-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (конечно, нет)
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Умеем ли мы открывать новое? Да
Какими качествами должен обладать ученик , чтобы узнать новое?
Быть активным, внимательным, наблюдательным – Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
3. Сообщение темы и цели урока.
-Я прочитаю вам стихотворение
Послушайте его, подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все кругом. природа.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(о природе)
-Сегодня совершим путешествие в природу.
- А что же такое природа?
Вывод: Земля, Солнце, воздух, вода, растения, животные.
- К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека)
Зачем нам нужно изучать природу?
Природа играет важную роль в жизни человека.
- Откройте учебник, где лежит закладка.
–Мы продолжаем путешествие по страницам нашего учебника.
Рассмотрите маршрутный лист. Сколько остановок! Но мы не будем сейчас читать их названия, а прочитаем название раздела, который будем изучать. (Природа в жизни человека)
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела? Какая бывает природа
- Прочитайте название нашей первой остановки.
Полна природа удивленья
- Это тема нашего сегодняшнего урока
- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? ( природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие.  Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? ( не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
Изучение нового материала.


–Чтобы нам лучше разобраться в этом вопросе, я подготовила вам задание.
У меня есть три листа с рисунками.( На рисунках – изображения объектов живой и неживой природы, изделий человека)
Вы должны будете отгадать мой секрет:
–Почему именно эти рисунки относятся к той или иной группе.
–Давайте. Работать в парах ( вспомним правила работы в паре
–Но сначала ещё раз прослушаем, что нужно будет сделать каждой паре
Внимательно рассмотреть рисунки.
Назвать признаки этой группы рисунков.
Придумать общее название.

–А то, что изображено на рисунках, мы будем называть научным словом «объекты». (Вывешиваю на доску карточку со словом «объекты».)
( Идёт парная работа учитель оказывает посильную помощь.)

б) Проверка групповой работы.
( Дети выходят группами к доске. 1-я группа с рисунками, изображающими объекты живой природы, 2-я группа – неживой природы, 3-я группа – изделиями человека.)
–Каковы общие признаки объектов?
+Они относятся к природе
–Почему они оказались в одной группе?
+Они дышат, питаются, приносят потомство, умирают
–Как бы вы назвали эту группу объектов?
+Живая природа
–выходит 2 группа
А что у вас + природа, она неживая потому что тут объекты не дышат, не питаются Не размножаютсяЭто природа не хивая
( В ходе обсуждения на доске появляются элементы будущей схемы:
А у тебя Андрюша природа
Нет это то что сделано руками человека
=изделия человека

Живая природа

Неживая природа

Изделия человека

в) Составление схемы.
– Так что же нас окружает? (Живая природа, неживая природа, изделия человека)
(вывешиваю табличку «Что нас окружает»)

– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
–А куда мы отнесём человека?( К объектам живой природы)
( В ходе обсуждения на схеме появляются стрелки, она приобретает следующий вид:
Что нас окружает

Природа Изделия человека

Живая Неживая

г) Составление рассказа по схеме.
– Ребята, рассмотрите внимательно схему и составьте по ней рассказ, начав его словами «Нас окружает»
(–Нас окружают природа, а также изделия человека. Природа бывает живая и неживая. Человек относится к живой природе. Изделия человека к природе не относятся.)
Вот мы и сделали первое открытие



- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
– Посмотрите на парту, что видите? (картинки) А то что изображено на картинках ,будем называть их научным словом – объекты. ( на доску)
- Какой объект здесь лишний? Стул, холодильник, дом
Почему?
Это не природа, а изделия человека ( на доску природа изделия человека
Да они сделаны руками человека
- Все ли оставшиеся объекты имеют одинаковые признаки?
- Давайте попробуем разделить их на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Обсуди это с соседом по парте Поставьте их в 1 ряд.
1) ёжик, гриб, берёза Карточки)
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
Как бы вы назвали эту группу объектов? ( Живая природа)
–Чем бы вы их дополнили?
Вывод: К живой природе относятся растения, животные.
Остальные. Объекты расположим ниже
Солнце, вода, облака ( карточки )
Вывод: природа бывает живая и неживая.
Так что же нас окружает? ( Живая природа, неживая изделия человека
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
А куда отнесём человека? ( к объектам живой природы)
Ребята , рассмотрите внимательно схему и составьте по ней рассказ начав со словами « Нас окружает ..
Иванов Витя ( Нас окружают природа , а также изделия человека. Природа бывает живая и неживая. Человек относится к живой природе. Изделия человека к природе не относятся
- Вот мы и сделали первое открытие.


Закрепление изученного. Работа по учебнику.

А) -Откроем учебник на странице 58 и прочитаем текст над схемой.( Дети читают текст.)
– Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.
( Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые.)
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)

6. Физкультминутка.
И г р а «Объекты живой природы» .Если вы услышите объекты живой природы вы хлопаете
Мяч, собака, телевизор,цветы, трактор, облако, сумка, снежинка,кошка, река, ложка, сосулька, ранец,, Марина, песчинка, качели., лиса.

б) Самостоятельная работа.
– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
В парах.
1ряд:
– Красным кружком обозначаем объекты живой природы, лось, ворона, гриб
2 ряд:
синим – объекты неживой природы, дождь, камень
3 ряд:
зелёным – то, что сделано руками человека. Кувшин, топор батон
Проверка ребята вы согласны с нами

Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
–Полна природа удивленья. Замечательные слова!
- Удивление встречает нас часто. Что вас удивляет в жизни?
- А что удивляет нас в природе? (- Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Какие явления природы вы знаете? Посмотрите на экран
Физ – ра для глаз.
-Какие явления природы вы увидели?
-Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. Слайды № 5-12 (Power Point)
- 6. Итог урока.
-Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий. А какие секреты природы мы сегодня открыли? Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? ( хорошая работа на уроке)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам, Дивитесь им дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так или не так Через одно мгновенье.

Использованная литература
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир». Издательство «Астрель», 2012г. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14515




15