Урок окружающего мира в 1 классе Тема Живая и неживая природа..


Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»
Тема урока: «Живая и неживая природа. Признаки живых существ»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Решаемые на уроке проблемы:
Что относится к живой и неживой природе.
Чем живые существа отличаются от неживых предметов.
Какие наблюдения подсказывают нам, что растения - живые существа.
Задачи:1.На основе предметных знаний и жизненного опыта детей вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов окружающего мира (живая природа, неживая природа, изделия рук человека);2.Создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД
Личностные:
1) )выражать положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
2) готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
4) формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные:
1)целеполагание; 2) планирование; 3) контроль; 4) оценка; 5) саморегуляция.
Коммуникативные:
1) осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и обсуждение вопросов
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта;
2) применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
3) использование адекватных способов решения проблем.
Предметные результаты
1) Ученики узнают, на какие группы можно распределить природные объекты; чем живые существа отличаются от неживых предметов.
2) Научаться различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты живой и неживой природы и изделия человека;
3) Получат возможность научиться описывать, характеризовать природные объекты , называя их существенные признаки;
4) Получат возможность научиться сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, изобразительное искусство.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тест 1242 из электронного приложения, большой камень и его осколок, учебник, тетрадь№1, цветок орхидеи, карточки с картинками.
План урока
1.Организацинный момент. Подготовка учащихся к работе.
2.Актуализация знаний учащихся
3. Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания
5.Физкультминутка
6.Первичное закрепление.
7.Самостоятельная работа (работа в парах) 
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. (работа в группах)
9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Демонстрационный материал
1.Организацинный момент. Подготовка учащихся к работе. Создание благоприятной рабочей обстановки.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие по окружающему миру. Кто из вас желает научиться открывать новые знания? Тогда давайте отправимся в путь. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) 2.Актуализация знаний учащихся
Повторение пройденного материала на более высоком уровне. Выделение главной группы объектов, с которой предстоит работать на уроке. Сегодня вы шли в школу. Что вы видели по дороге?
В какую одну большую группу можно объединить объекты, которые вы назвали?
Перед вами объекты окружающего мира. На какие две группы можно их разделить?
По какому признаку?
Тогда я задам вам очень трудное задание, если вы будете меня внимательно слушать, вы с ним справитесь.
Представьте: путешественники прибыли на остров, затерянный в океане. Исследовав его, они нашли родник, рядом с родником стоял глиняный кувшин, вокруг росли красивые яркие цветы, порхали бабочки и пели птицы. «Мы не первые на этом острове, – сказали путешественники, – до нас здесь уже побывали люди». Как они об этом узнали?
А ещё что они увидели? Кто запомнил?
Как одним словом назвать эти предметы?
- Сегодня наше внимание будет направлено именно на эту группу – объекты природы. Дети перечисляют объекты, которые видели по дороге в школу.
Окружающий мир
Природа и изделия
То, что сделано руками человека, и то что существует без участия человека, что существовало ещё до человека.
Они увидели глиняный кувшин. А кувшин сделали руки человека. Значит на этом острове были люди, которые им пользовались.

Речку, цветы, бабочки, птицы, океан.
Это природа.
Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи
Актуализировать знания детей о живой и неживой природе. Создание проблемной ситуации, разрешение которой поможет учащимся сформулировать тему урока. Откройте учебники на странице 70. Рассмотрите фотографии. Назовите, какие объекты природы вы видите?
Что общего у этих объектов?
А есть ли отличия?
На какие две группы можно разделить объекты природы?
Что отнесём к живой природе?
Что отнесем к неживой природе?
Но на фотографиях в учебнике даны не все объекты живой и неживой природы. Как мы с вами узнаем, какой объект относиться к живой природе, а какой к неживой?
Давайте вспомним математику, как мы определяли, что разные по цвету фигуры попали в одну группу? Аналогично рассматриваются и другие группы.
Значит, чтобы непохожие предметы попали в одну группу, что мы должны знать? Что же нам надо узнать на уроке, чтобы понять: этот предмет относится к живой природе, а этот к неживой?
Правильно, тема нашего урока: признаки живой и неживой природы. Ученики называют предметы природы.
Это объекты природы.
Да, одни предметы живые, а другие неживые.
Живая и неживая природа
Белку, бабочку, цветок, гриб, траву.
Камень, речку.
Дети затрудняются ответить.
У них есть одинаковые признаки: форма и размер.
Мы должны знать признаки этой группы.
Нам надо знать признаки живой природы и признаки неживой природы.
Регулятивные :Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


4.Открытие нового знания Создать условия открытия детьми новых знаний об объектах живой и неживой природы. Учить сравнивать, анализировать и систематизировать полученные знания.
Предлагаю подумать, чем живые существа отличаются от неживых.
Сравним, например, живое существо белку и неживое камень.
1. Питание Что делает белка? Зачем она это делает?
Значит живым существам нужно питание. А камню?
А растениям? Разве они питаются?
Значит первый отличительный признак живых существ –питание. (Запись на слайде)
2. Дыхание Сейчас сделаем дыхательную гимнастику, затушим свечу. Что вы делали? А можем мы жить и не дышать?
Нужен ли белке воздух? Значит живые существа дышат. Дышит ли камень? А нужен ли растениям воздух? Кто ходил с мамой на огород? Что она делает с землёй около растений кроме полива? Она её рыхлит, чтобы к корешкам растений поступал воздух. Наши орхидеи даже корешки из горшка высунули, чтобы подышать воздухом. А камню нужен воздух? Второй отличительный признак живых существ- дыхание (запись на слайде)
3.Движение Посмотрите на слайд, что белки делают? А может ли двигаться камень? А растения?
Русский композитор П. И. Чайковский даже музыку написал «Вальс цветов». А что такое вальс? А верите ли вы, что цветы умеют танцевать? Давайте послушаем и посмотрим, как цветы танцуют. Третий признак живых существ-движение (запись на слайде)
4-5 Рост и размножение Скажите пожалуйста, а белка сразу была такой большой?
И ежонок сначала рождается маленьким. А растения сразу появляются большими? Посмотрите на 71 страницу учебника. Что происходило с маком?
А зачем семена?
Значит растения размножаются. А грибы? Посмотрите на слайд. От взрослого гриба идут в разные стороны тонкие ниточки-грибницы. Там и появляются потом новые грибы.
А камни? Посмотрите, у меня откололся кусочек. Это родился новый камень?
Живые существа растут, и могут размножаться. У львицы родиться львенок…(запись на слайде)
И каждая мама будет о своём детёныше заботиться. Скоро праздник матери, не забудьте поздравить свою маму, ведь она тоже о вас заботиться и очень любит.
6. Старение и умирание.
Животное растёт, растёт и вот пройдёт много лет, что с ним произойдёт?
К сожалению животные иногда умирают раньше времени.
Посмотрите на слайд. Что произошло с черепахой? А кто убил кабанов?
- Значит, живое может погибнуть, умереть от злого обращения человека. А как может погибнуть растение?
А камень может погибнуть? (запись на слайде)
Мы с вами должны заботиться о живой природе. Посмотрите на знаки. О чём они напоминают?

Какой вывод мы можем сделать из нашего наблюдения, что мы узнали об объектах живой природы? Дети высказывают свои мысли.
Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи.
Грызет шишку.
Если белка не будет есть, она умрёт с голода.
А камню питание не нужно. Он может жить не питаясь.
Растения пьют воду из земли, иначе они погибнут.
Дети выполняют дыхательные упражнения. Мы дышали. Нет.
Белке нужен воздух.
А камень не дышит.
Дети затрудняются ответить. Мама копает землю.
Камень нет.
Нет.
Они бегают по стволу дерева.
Камень сам не двигается. А растения могут двигаться. Они поворачиваются за солнышком. На уроке ИЗО мы рисовали подсолнухи. Это растение всегда поворачивается за солнышком. Это танец.
Нет сначала она была маленькой, а потом выросла.
Растение тоже сначала маленькое, а потом растёт и становится большим.
На первом рисунке бутон, затем бутон раскрылся и появился цветок. Цветок превратился в плод – коробочку с семенами.
Семена попадут в землю и вырастут новые растения.
Нового не появилось. Это кусочки одного камня.
Оно состарится и умрёт.
Она запуталась в сетях и погибла.
Кабанов убили охотники.
Если его не поливать или сорвать.
Нет, камень погибнуть не может.
Нельзя рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, ломать деревья, ловить бабочек.
Живые существа питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут, умирают. Регулятивные :Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Познавательные:
общеучебные (анализ, сравнение, классификация).
логические УУД (выводы, доказательства).
Личностные: Осознание своей ответственности за сохранение природы.


Видео «Вальс цветов» (распускание цветов под музыку П.И.Чайковского)





5.Физкультминутка
Дать возможность учащимся немного отдохнуть, повысить и удержать умственную работоспособность детей, применить полученные знания в игровой форме. Мы с вами разучили много физкультминуток. Кто может провести физкультминутку, в которой встречаются объекты живой природы? Дети самостоятельно проводят физкультминутку. Рассказывают стихи о животных с движениями. 6.Первичное закрепление. Организовать закрепление знаний о живой и неживой природе, используя электронное приложение для интерактивной доски. (тест 1242) Систематизация полученных знаний.
А теперь давайте разделим объекты природы на две группы: живая и неживая природа, используя наши знания.
Какие предметы относятся к живой природе, а какие к неживой природе?
Обоснуйте свой ответ. Какого важного объекта нет в нашей графе «Живая природа»? Докажите, что человек является объектом живой природы?
Подведение итогов по таблице. Дети выбирают предмет и доказывают, к какой группе предметов он относится, затем перетаскивают его изображение в нужную графу на слайде.
Нет человека.
Дети доказывают. Регулятивные: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном), оценка. Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона);
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические УУД(выводы, доказательства); коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


7.Самостоятельная работа (работа в парах) 
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.
Выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы.
Контролирующее задание.
Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)
Коммуникативные УУД.
Выявление личных интересов детей. 1.Кто уверен, что он легко и быстро распределит объекты на живые и неживые?
Выполните новое задание и обсудите своё решение с соседом.
Какие объекты вы отнесли к живой природе? Почему?
Какие объекты отнесли к неживой?
Куда попал колобок? Почему? Давайте вспомним определение природы. А колобок?
А какая природа вам больше нравиться?
Давайте посмотрим, как красива неживая природа.(видеофильм из10слайдов)
Самым удивительным объектом неживой природы является наша планета, потому что на неживом объекте находится всё живое. Красным треугольником отмечено место, где сейчас сидит 1а класс и изучает окружающий мир.
Дети объясняют, какие объекты они отнесли к живой природе, какие к неживой.
Затруднение вызвала картинка, где нарисован колобок. Природа – это то, что не сделано руками человека.
А колобок сделан человеком, значит он не относится к природе.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Создать условия для обобщения полученных знаний по теме. Включений новых знаний в ранее составленную модель. Организовать самостоятельную работу в группах по закреплению полученных знаний. Мы с вами многое узнали на уроке. На сколько же групп мы можем теперь разделить все объекты окружающего мира?
1.Выполните задание в тетради. Задание: соедините линиями, что относится к живой природе, к неживой природе, изделия человека.
2.Сейчас вы поработаете в группах. На странице 72 написаны загадки. На парте у вас лежат карточки отгадки. Командир группы (читающий ученик) будет читать загадку, а вы дружно её отгадываете и распределяете отгадки на 3 группы.
Проверка по доске. После каждого правильного ответа появляется новая карточка на доске.
3.Посмотрите внимательно на картинку. Добрая девочка Лена укладывает спать свою любимую игрушку. Как заботливо она поправляет одеяльце! Правильно она делает?
Правильно, ребята. И о живой и о неживой природе, и об объектах, которые создал человек нужно заботиться, иначе они могут погибнуть или разрушиться.
И наша с вами главная задача заботиться об окружающем мире. Стараться вести себя так, чтобы не причинить вреда как живой, так и неживой природе, сохранять, а не разрушать то прекрасное, что сделали руки человека. На 3 группы. Живая природа, неживая природа, предметы, изготовленные человеком.
Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ученик у доски доказывает, что он отнёс к живой природе, другой, что он отнёс к неживой, а третий, что он отнёс к изделиям рук человека. (соединяет стрелками на доске)
Дети работают в группах. Разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека). Потом доказывают свой выбор и проверяют выполнение по доске.
Не совсем. Девочке сначала нужно покормить щенка, потому что он живой, потом полить цветок, потому что он завял, а потом уже заботиться о зайчике.
Сотрудничество в поисках нужной информации.
Нравственно-этическая ориентация.
Личностные. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.


9.Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Систематизировать знания учащихся полученные на уроке, учить детей выделять главное, чтобы цель стала осознанной..Дать возможность оценить свой учебный труд.
Формировать положительную самооценку. Какую задачу мы ставили в начале урока? Кто запомнил все признаки живой природы? Чему научились на уроке? - Оцените свою работу на уроке поставив себя на одну из трёх ступенек. 3ступ. Мне всё понятно. У меня всё получалось. 2 ступ. Некоторые задания вызвали затруднение. 1 ступ. Многое непонятно, предстоит поработать.
Вы молодцы, спасибо за работу.
Узнать признаки живой и неживой природы. Дети называют признаки живой природы.
Отличать предметы живой и неживой природы.

Дети показывают карточки на какую ступеньку они себя поставили. Коммуникативные . Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия.
Личностные.