Конспект урока Окружающего мира по теме Вода и ее свойства — 2 класс


Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Вода: её значение и свойства"
1. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации (свойства воды, состояния воды)
2. Задачи:
-обучающие
. формировать представления о свойствах и состояниях воды.
. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений.
- развивающие
. развивать приемы умственной деятельности: сравнение, анализ и синтез.
. развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
- воспитательные
. воспитывать интерес к предмету.
. воспитывать умение работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: урок –урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Средства обучения: Презентация «Свойства воды». Интерактивная доска с ПК. Раздаточный материал: «Лист исследования», капельки голубого и темно синего цвета, необходимое оборудование для опытов, ручки. Ход урока 1. Организационный момент – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (Повернулись, поприветствовали, повернулись). Молодцы. Садимся.
2. Введение в тему урока:
Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведете научную работу, чтобы получше узнать одну « особу» и ее свойства. Речь пойдет о веществе, без которого не возникла бы и не сохранилась до наших дней жизнь на планете Земля. Что это за особа вы узнаете ,отгадав загадку
Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Действительно нашу особу зовут « Вода». Она будет нашей героиней на протяжении всего урока.
Подумайте! Почему воду в гору не выкатить? (Вода течет сверху вниз)
-Почему в решете воду не унести? (Вода сквозь дырочки вытекает)
-Почему в руках не удержать? (Вода выльется)
Откройте учебник на стр52… и прочитайте тему урока и задачи.
-Какую роль играет вода в твоей жизни?(Ответы детей по фотографиям в учебнике)
- Ребята кто знает, какую часть на нашей планете занимает вода? Посмотрите на глобус – модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? (Синий и голубой) Почему? (Ответы детей)
На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша.  Тело человека состоит на 80% из воды, в овощах и фруктах содержание воды тоже велико. 2. Введение в тему 
Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?
Ответы детей: Из учебников, из энциклопедий.
-А только ли из учебников и энциклопедий? А можно ли добыть знания из художественных текстов? Давайте попробуем.
Французский писатель, Антуан Сент Экзюпери , автор произведения «Маленький принц» сказал: «Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: - ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».
Любое высказывание или утверждение требует доказательства. Каким образом мы сможем это доказать? Для этого существуют специальные лаборатории. А что такое лаборатория? (Ответы детей).
-Да, это место где исследователи проводят научные опыты, эксперименты, исследования. А кто такой исследователь? – Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ. – Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы. - Ребята посмотрите, что у меня в стакане. - Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? 
Дети:- Нет. Мы не знаем свойств этого вещества.Как можно узнать, что это за жидкость? Ребята давайте вспомним признаки, которые помогают определить жидкость. Дети называют признаки, учитель фиксирует на доске. ( жидкости различаются по вкусу, запаху, цвету, прозрачности текучести
3. Постановка проблемы – А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода? 
-Дети: Форму, цвет, вкус, запах.– Знаем ли мы сейчас свойства воды? 
-Дети: Нет.– Итак, предмет нашего исследования – вода. – Так какие же цели поставим перед собой на уроке? - Дети: Узнать свойства воды, дать точный ответ на вопрос: что находится в стакане.
4. Физкультминутка  Нас ждет очень трудная, но интересная работа. Давайте немножко отдохнем, наберемся сил и за дело.5. Практическая работа. – Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила безопасности при исследовании. Внимание на экран! Слайд (Презентация – видео «Правила безопасности») У каждого на столе необходимые предметы для опыта, Один человек будет работать у доски перед классом, а вы у себя на местах. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований.Опыт №1(первый ученик)
-Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
-Можно ли назвать воду синей? красной? белой? Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод:- вода цвета не имеет.( результат заносим в таблицу)
-Скажите, а почему воду рисуют голубой?
(Ответы детей)
- Только в больших слоях (в морях, океанах) вода имеет голубоватый цвет.
- Проверим второе предположение. Вода не имеет запаха.
Опыт№2 (второй ученик)
-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой рукой помашите в сторону носа)- Что можно сказать о запахе воды? (Она не пахнет)
- Возьмите теперь стакан с кофе. (Идет ароматный запах)
Ваш вывод: вода запаха не имеет (результат заносим в таблицу)
Опыт№3 (третий ученик)
-Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.
- Видно ли ложку в стакане с водой? А с молоком?
Вывод: вода прозрачна. (результат заносим в таблицу)
Опыт №4 (четвертый ученик)
-Возьмите в руки пипетку, наберите воды и капните ее на стекло. Наклоните стекло. Что произошло с каплей?
-Возьмите еще один стакан с водой и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой? (вода переливается из одного стакана в другой).
Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости. ( результат заносим в таблицу)
Опыт №5 (пятый ученик)
- Если вода течет, то ее можно перелить из одного сосуда в другой.
-У вас на столе стоит стакан с водой. Какую форму имеет вода?
1.налейте немного воды в чашку.
2. налейте воды в блюдце.
-Какую форму приняла вода? (она принимает форму того сосуда ,в который налита).
Вывод: Вода не имеет формы. ( результат заносим в таблицу)
Опыт №6 (шестой ученик)
- Возьмите три чистых стакана.
1. В первый поместите соль.
2. Во второй насыпьте сахар.
3. В третий насыпьте песок.
- Размешайте воду в стаканчиках.
- Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром, песком. (Соль и сахар растворились , а песок нет).
Вывод: вода растворитель. Вода универсальный растворитель. Она растворяет почти все вещества на Земле. ( результат заносим в таблицу)
Опыт№7: О вкусе воды.
Прочитайте еще раз по таблице свойства воды. – Давайте сравним со свойствами жидкости в стакане. Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в блюдце), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус. – А можно пробовать незнакомые вещества? Конечно, нет. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую. - Я налью из кувшина немного воды и попробую ее.
- Что можно сказать о вкусе воды? Сладкая? Горькая?
Вывод: вода вкуса не имеет. (результат заносим в таблицу)

-Ребята, давайте вспомним , с уроков первого класса , в каких состояниях бывает вода в природе? (жидком, твердом, газообразном).
Первые два состояния вам хорошо знакомы (дождь, вода в кране, снег, лед, сосульки). А вот с третьим состоянием воды вы тоже встречаетесь повседневно, но не задумывались, что это вода. Когда кипит чайник из него идет пар. Так вот, пар - это вода, только в газообразном состоянии.
- Посмотрите, я достаю термос с горячей водой. На горлышко прикладываю стеклышко
- . На нем через несколько секунд появляются капельки воды. Если мы стеклышко наклоним, то капельки воды стекут. Значит пар - это газообразное состояние воды.
Откройте тетради на странице и выполните упражнение №2
Ну и чтобы закрепить наши знания о воде и ее свойствах, проведем Блиц-турнир. (сигнальные карточки красного и зеленого цвета).

7. Подведение итога Итак, какими свойствами обладает пресная вода в жидком состоянии?.Ребята- Вода без цвета, без вкуса, без запаха, не имеет формы, текуча, хороший растворитель. А теперь давайте подведем итог нашей работы. Какая была поставлена учебная цель? (Доказать, что в стакане вода)
Мы достигли своей цели? (да).В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в стакане водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас? А как, кто знает? Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета, вкуса. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в блюдце), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Каким образом мы узнали свойства воды? ( Мы провели опыты)
Дом задание:
-прочитайте еще раз о свойствах воды по учебнику стр…52-55
-Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями.
-Исследовать свойства льда.
Рефлексия: Ребята, наш урок подошел к концу. У вас на столах лежат две капельки- голубого и темно-синего цветов. Кто считает, что поработал на уроке хорошо, поднимите голубую капельку . А кто считает, что на уроке поработал не очень хорошо, поднимите темно -синюю капельку.  Давайте капельки зафиксируем на доске. Посмотрите, какой получился у нас дождик. Какое это состояние воды?
Ребята наш урок подошел к концу. Вы сегодня все хорошо поработали.
В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!
Спасибо за работу на уроке! Все молодцы!
И в конце урока наши дети покажут вам сценку.
- А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах? Не знаете? Тогда послушайте вот эту историю,( а чтобы рассказать эту историю мне нужно, 4 помощника. Чтение по ролям.) Автор: Прибыли как-то на нашу планету инопланетяне. Не просто так прилетели, а с особым заданием. Им необходимо было выяснить, что такое вода. Вот отправились они бродить по городу, спрашивая прохожих: «Что такое вода?» Инопланетянин: Здравствуйте, сударь! Человек: Здравствуйте! Инопланетянин: Скажите, что такое вода? Человек: Вода? Это очень просто, открой кран – вот тебе и вода. Налей в стакан и выпей. Автор: Человек вновь пошёл своей дорогой, а инопланетяне – своей. Встречают инопланетяне школьницу лет 12. Инопланетянин: Девочка, ты знаешь, что такое вода? Девочка: Да кто ж этого не знает. Вода в реках, морях, океанах. Вода – это дом для растений и животных. Автор: Остановились инопланетяне, задумались. Что же это за чудо природы, которое можно и пить, и жить в ней одновременно. Тут мимо учёный идёт, размышляет о чём-то. Учёный: Тоже мировые проблемы решаете? Инопланетянин: Да нет, пытаемся выяснить, что такое вода. Учёный: Вода – это, действительно, самое удивительное вещество на Земле. А, чтобы вы в этом убедились, сходите в школу на урок, который будет посвящён воде и её свойствам. . – Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете. (Говорят дети хором)