Технологическая карта урока окружающего мира по теме Вода и её свойства 2 класс

Тема : «Сохраним планету голубой и зелёной»
2А класс
Технологическая карта рока окружающего мира, проведенного в рамках недели экологии
Цели

Воспитательные: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности воспитательной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях

Ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «начальная школа» - информационный сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - для учителя начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронная версия журнала «Начальная школа»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - бесплатный школьный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сообщество учителей начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учительская газета

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
УУД




Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).


1. Самоопределение к деятельности (1 мин)
Цели: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность;
Проговаривают стихотворение – правила поведения , объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны деятельности.



2. Актуализация знаний
(2 мин)
Цели: Актуализировать требования к ученику со стороны воспитательной деятельности;
Проговаривают девиз

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


3. Целеполагание (3 мин)
Цели:
- установить тематические рамки;
- наметить шаги деятельности.


Отвечают на вопросы учителя.
Ученик1:Говорят она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.
Ученик2;На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода -Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Загадка: Я и туча, и туман, я ручей, я океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
- Почему вы решили, что это вода? - Для чего нам нужна вода?
-Как вы думаете, много ли воды на земле?
Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

4. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Проговаривают название темы и целей.








Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает определить тему и цели занятия.
- Так где же мы можем встретить воду?- Определите тему?
Да, друзья, мы будем говорить о воде,. Сегодня мы исследовать воду, выяснять значение воды в жизни человека и значение человека в жизни воды.!
- Посмотрим на глобус. Какого цвета на нём больше? Почему?
Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

V. Реализация построенного проекта (10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;



Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.







Вода универсальна. Она растворяет почти всё. Даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно –кишечные заболевания. Эту воду можно получить и в домашних условиях- опустить в стакан с водой серебряную ложку.. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся- этого глазом можно не увидеть.
Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте вспомним ее. -Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.(Слайд)
-Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда) -А что такое лёд?(замёрзшая вода) -Избушка была ледяная. Лед твердый и поэтому частички получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы согласны? Почему? - Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду.
А что же происходит с водой после нагревания нам расскажет сказка Снегурочка. Что случилось со Снегурочкой?(Слайд) иллюстрации: водопад; туман в низине ; лед и снег на берегу реки.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(7 мин)
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, отгадывают загадки, делают выводы, делятся опытом




лёд тает и превращается в воду


Изменился запах, появилась жирная плёнка
УЧЕНИК: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но ещё и кормит- по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи судов. Вода « добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города , машины , дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить пищи. Без воды не может прожить человек.
УЧЕНИК: На нашей планете построены сотни тысяч химических комбинатов, металлургических и машиностроительных заводов, атомных электростанций, деятельность которых загрязняет воду. Ежегодно в воду попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти. С электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Люди должны задуматься и начать правильно, обдуманно относиться к окружающему их миру, пока не поздно!
УЧЕНИК
Моя мама – специалист предприятия «Водоканал». Она рассказала, что из наших кранов течёт подземная, артезианская вода, содержащая все необходимые нашему организму вещества. У нас очень вкусная вода! Она соответствует стандартам питьевой воды.
Наблюдения.
Я стала наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно:
Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию.
Забываем закрыть кран, выходя из кухни или ванной.
Моем посуду, держа кран открытым.
Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает.
Дети в столовой моют руки, открыв кран полностью.
Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Мы посчитали Получилось 20 руб. 17 коп. – это пакет молока, или два мороженых. Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги
Пока ведём себя беспечно!
Чтобы сократить потери воды, надо:
не оставлять краны открытыми;
следить за исправностью кранов;
регулировать силу струи воды;
мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
выключать воду, пока чистим зубы;
уменьшать напор, когда моем посуду;
в унитазе снизить уровень заполнения;
мыть посуду в чашке;
в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся или мылим голову.


УЧЕНИК; Влияние воды на организм человека.
Человек на 60-70% состоит из воды, однако с возрастом ее количество в организме человека уменьшается. Человеку в сутки нужно 2-2,5 л. При потере организмом человека даже 6-8% влаги повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15- 20% приводит к смерти, поскольку кровь густеет, не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды– всего лишь несколько суток. Влияние воды на здоровье человека огромно. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды. Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, жесткость, нефтепродукты, может привести к тяжёлым заболеваниям.

Вывод: Вода необходима для жизни и здоровья каждого человека.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Посмотрите на картинку. (Слайд)
Загадка: Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!» Согласились ребята, но как им решить эту проблему? Что надо сделать, чтобы проблема была решена? - А что значит вода для всего живого для вас? (слайд)
Практическая работа 1. В стакан с водой капаю бензин?
Что произошло с водой?
Практическая работа 2. Давайте  посмотрим, что происходит каждое утро? Мы встали утром, почистили зубы (в банку с водой добавляем пасту). Затем позавтракали, убрали со стола, и вымыли посуду (добавляем в банку с водой  моющее средство). Вечером мы рисовали и забыли вымыть банку с водой (добавляем подкрашенную гуашью воду). Что получилось? Такую воду можно вернуть растениям и животным? Они обрадуются? Конечно, нет! Возвращённая нами грязная вода может стать причиной их неблагополучия. Заболеют рыбы, заболеют птицы, завянут растения
На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая
Помогают сберечь водные запасы, сохранить чистоту воды специальные организации в нашем городе  - такая  организация называется «Водоканал» (Слайды)
-Что нужно делать, чтобы экономить водные ресурсы?
-
.











-Как мы относимся к водным ресурсам?


















Как же вода влияет на организм человека?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VIII. Рефлексия (3 мин)
Цели:- зафиксировать новое
- организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности.
Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото)
Рыбам зиму жить тепло, Крыша – толстое стекло. (Лёд)
Посреди поля зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает? (Море)
В белом бархате деревня И заборы, и деревья. А как ветер нападёт Этот бархат опадёт. (Иней)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик- в роднике, А широкий в море. (Река)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Рассказывают, что узнали, знают. Рассказывают стихи и загадки о воде

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку деятельности.
Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности (Личностные УУД).




15