Дидактические игры по окружающему миру направленные на решение задач информационного блока для детей второй младшей группы


Дидактические игры по окружающему миру I группы направлены на решение задач информационного блока для детей второй младшей группы

Серия «игры-раскладки» направлены на определение предметов природного и рукотворного мира.
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача. Побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира. Игровое действие. Разделение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят предметы природного мира. Материал. Чудесный мешочек с предметами: кукольная посуда, муляжи овощей, два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир». Мягкая игрушка «Зайчишка».
ХОД ИГРЫ Дети внимательно слушают историю, рассказанную воспитателем: «Ехал дедушка с базара через лес. Вез дед в мешке покупки для своей старухи, да и не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, все остальные предметы мне ни к чему. Дети помогают зайчишке раскладывать предметы из мешочка на подносы с символами «рукотворный мир» и «природный мир».
«НЕ ОШИБИСЬ!»
Дидактическая задача. Побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира, развивать внимание и наблюдательность. Игровое действие. Раскладывание. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира. Материал. Две куклы, предметные картинки, два обруча, знаки-символы (дерево-человек).
ХОД ИГРЫ Взрослый создает игровую ситуацию «Поссорились кукла Катя и кукла Маша, не могут разделить между собой предметные картинки» и обращается к детям: «Как можно помирить Катю и Машу?» (дети сообща решают, как помочь куклам). После высказываний детей, взрослый обращает внимание на знаки-символы (дерево-человечек) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «дерево» — природный мир, «человечек» — рукотворный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак-символ «человечек», а предметы природного мира — в синий, где лежит знак-символ «дерево». Затем воспитатель обращает внимание детей на куклу Машу и куклу Катю, какие они стали веселые, радостные. Игра заканчивается, когда все предметные картинки разделены.
«Помогите Мишке» Дидактическая задача. Побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира, развивать внимание и наблюдательность. Игровое действие. Раскладывание. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира. Материал. Мишка игрушка, предметные картинки, конверты, знаки-символы (дерево-человек). Например, в игре «Помогите Мишке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами ( «человек», «дерево»).Ребята выполняют действие-раскладывание. Затем задача игры усложняется, требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор.
«ЛОТО» Дидактическая задача. Упражнять детей в умении группировать предметы по форме, устанавливать сходство и различие предмета с образцом. Игровое действие. Раскладывание, группирование. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы по форме. Материал. Большие карточки, с нарисованными формами (круг, квадрат, треугольник), предметные картинки. ХОД ИГРЫ В группу входит Буратино с коробочкой, в которой лежат карточки с изображением разных форм и предметные картинки. Он раздает детям карточки с изображением какой-то одной геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) и просит детей выбрать те предметные картинки, на которых изображены предметы, похожие на геометрическую фигуру. В конце игры дети рассматривают карточки, обосновывают свой выбор, а также определяют к какому предметному миру относится предмет.
«Геометрические формы» Дидактическая задача. Упражнять детей в умении группировать предметы по форме, устанавливать сходство и различие предмета с образцом. Игровое действие. Раскладывание, группирование. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы по форме. Материал. Карточки, с нарисованными формами (круг, квадрат, треугольник), предметные картинки.
ХОД ИГРЫ Карточки с изображением разных форм и предметных картинок .Раздаются детям карточки с изображением какой-то одной геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) и просит детей выбрать те предметные картинки, на которых изображены предметы, похожие на геометрическую фигуру. В конце игры дети рассматривают карточки, обосновывают свой выбор, а также определяют к какому предметному миру относится предмет.

Серия «игры-определения» Цель которой определять способ использования предметов.
«Обьедени предметы»
Дидактическая задача. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между способами использования предметов. Развивать воображение, наблюдательность. Игровое действие. Объединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. Материал. Предметные картинки .
ХОД ИГРЫ Взрослый раздает детям картинки и предлагает найти пару по одинаковому способу использования предметов. Например, ключ — замок и т.д. Игра закончится, когда каждый игрок найдет себе пару.
«Найди пару» Дидактическая задача. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между способами использования предметов. Развивать воображение, наблюдательность. Игровое действие. Объединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. Материал. Предметные картинки с изображением: веника, совка, пня, стула, зонта, тучи с дождиком, солнце, панамки. ХОД ИГРЫ Взрослый раздает детям картинки и предлагает найти пару по одинаковому способу использования предметов. Например, веник — совок и т.д. Игра закончится, когда каждый игрок найдет себе пару.

«Что лишнее»
Дидактическая задача Побуждать детей к пониманию назначения и функции предметов необходимых для жизни человека. Игровое действие. Группирование. Материал. Предметные картинки . ХОД ИГРЫ На доске (магнитной) расположены группа предметных картинок(3-4 картинки) для малышей. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на картинки , назвать изображенные предметы, совместно с воспитателем обсудить что общего между ними, и если среди них предмет, не подходящий к этой группе, т.е найти лишний предмет , также определить к какому предметному миру относится предмет.
«Подбери пару» Дидактическая задача. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между способами использования предметов. Развивать воображение, внимание, сообразительность и логическое мышление ребенка, наблюдательность. Игровое действие. Объединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. ХОД ИГРЫ Предложить детям подобрать к каждому из картинок подходящую пару и объяснить свой выбор, а также определить к какому предметному миру относится предмет. Если карточки подобраны правильно , «замочек» на каждой паре карточек должен закрыться.
«Одинаковое–разное» Дидактическая задача. Познакомить детей со свойствами предметов, научить различать одинаковые предметы с разными признаками , развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление связную речь. Игровое действие. Разделение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. ХОД ИГРЫ Предложить детям сначала одинаковые предметы парами, а затем рассказать, чем они отличаются(«этот зонт открытый, а этот закрытый»).Нужно правильно подобрать карточки и объяснить свой выбор, а также определить к какому предметному миру относится предмет.
«Противоположности» (соответствия) Цель игры: помогает формировать логическое мышление, способствует развитию таких навыков и умений, как сравнение и классификация предметов. Игровое действие. Соединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. ХОД ИГРЫ Необходимо найти два предмета, соответствующих друг другу по какому-либо признаку и , тем самым создать карточку, состоящую из двух элементов по принципу постороения (собирания) пазлов, затем определить к какому предметному миру относится предмет.
«Что растет в саду»(ассоциации) Цель игры: активизировать и закреплять навыки, как умение анализировать, сравнивать, размышлять,, объединять предметы и объекты в группу по какому-либо общему признаку. Игровое действие. Соединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. ХОД ИГРЫ Необходимо выстроить цепочку предметов с одинаковыми характеристиками. Игра устроена по принципу постороения (собирания) пазлов, затем определить с детьми к какому предметному миру относится предмет.
«Развиваем логику»(соответствия) Цель игры: формирование логического мышления, способствует развитию таких навыков и умений, как сравнение и классификация предметов. Игровое действие. Соединение. Игровое правило. По сигналу взрослого дети находят пару. ХОД ИГРЫ Необходимо найти два предмета, соответствующих друг другу по какому -либо признаку и, тем самым, создать карточку, состоящую из двух элементов по принципу построения(собирания), затем определить с детьми к какому предметному миру относится предмет.