Технологическая карта урока литературного чтения И.Бунин Густой зеленый ельник у дороги


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 5 г.Павлово
Технологическая карта
урока литературного чтения
Тема: И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Учитель начальных классов
Шанц Л.Л.
2014г.
Предметная область, УМК, тип урока: Литературное чтение, УМК «Планета знаний», урок открытия нового.
Тема: И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»
Цель: - личностные: - формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков;
- формирование личностной рефлексии;
- развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию.
- метапредметные: - формирование умения анализа и синтеза;
- формирование умения воспринимать текст как единое смысловое поле;
- формирование поиска информации из различных источников.
- предметные: - обогащение знаний о красоте и богатстве родной природы;
- развитие умения выделять главную мысль произведения, находить изобразительные средства, помогающие
понять эмоционально – смысловое содержание произведения;
- развитие умения выразительного чтения произведения.
Оборудование урока: компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки, толковые словари Ожегова.
Краткая характеристика класса:
В классе 28 учащихся: 14 девочек, 14 мальчиков. Коллектив учащихся трудоспособен, большинство детей с высокой степенью учебной мотивации, активны на уроках, имеют высокий уровень развития коммуникативных УУД. На момент проведения урока детей можно условно разделить на три группы.
Учащиеся первой группы имеют прочные знания по теме «лирическое произведение», отличительными признаками данного
жанра, умеют самостоятельно выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою. Дети имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентироваться в тексте.
Учащиеся второй группы имеют хорошие знания по теме, умеют выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою, но необходима направляющая помощь в виде плана действий, наводящих вопросов. Дети читают по норме, неплохо ориентируются в тексте.
Учащиеся третьей группы слабо владеют знаниями по теме, выявляют особенности текста, ставить логическое ударение, готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою только с помощью наводящих вопросов, помощи со стороны учителя. Темп чтения ниже нормы, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте.
Методы и формы работы.
Интегрирование с уроками музыки и изо, математики Приемы анализа, сравнения, сопоставления
Проблемно-диалогическое обучение Подводящий диалог Парная форма работы
Словесный метод Самостоятельная работа
Метод беседы
Дискуссия
Дифференцированное обучение
Компьютерные технологии
Здоровьсберегающие технологии
№ п/п Этапы урока Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Организационный момент.
Уч.: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения. Что вы ждете от урока?
Д: Будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор. Настраивает на эмоциональное и познавательное. Выдвигают предположения. Осознанно строят речевые высказывания. Личностное самоопределение.
Постановка учебных задач
Уч.: Прослушайте муз отрывок. Какие чувство возникли? Какая звучала музыка? Над какой темой мы продолжаем с вами работать?
Д: О доброте и красоте.
Уч: Давайте определим значения этих слов. Перед вами лежит листок со словом, значение которого вы найдете в словаре.
Работаем в паре, помогая друг другу (учащиеся находят и озвучивают значение слов)
- Согласны?
Уч: Что соединяет эти два слова? Как математически я могу это записать?
Д: Доброта + красота =
Уч: Какое же значение будет у этого выражения? Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Разбираются в своих эмоциях.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Совместное исследование проблемы.
Уч.: Может решить эту задачу нам поможет великий русский писатель И.А.Бунин?
-Прочитайте статью об И.А. Бунине.
- Что вы узнали об этом поэте?
- Как на ваш взгляд, можем ли мы найти ответ в мыслях и переживаниях поэта?
- Давайте познакомимся со стихотворением.
- Почему оно без названия? Организует учебное взаимодействие учеников (пары)
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Распознавание объектов
Выдвижение гипотез и их доказательство
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Управление поведением.
Умение работать в паре, слушать.
Владение монологической речью, умения полно и точно выражать свои мысли Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения
Жизненное самоопределение
Словарная работа:
Уч.: В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы:
Гон, избыток Организует коллективное учебное взаимодействие учеников и обмен мнениями. Оценка объектов, подведение под понятие Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Первичное знакомство с текстом:
Чтение стихотворения учителем наизусть.
Выразительно читает стихотворение, вызывает эмоциональный отклик. Принимают различные формы передачи: содержание + эмоции Слушают, переживают, эмоционально откликаются. Осуществляют самоконтроль
Работа над содержанием стихотворения:
Уч.: - Какую картину представили?
- Какие чувства возникли в душе?
- О какой красоте говорит Бунин?
Уч.: Прочитайте стихотворение про себя, подумав, в каких строчках восхищение, в каких тревога, в каких радость?
Выборочное чтение:
- Читая это стихотворение, мы будто вместе с поэтом идем по следу оленя. Что мы видим?
-Какие строчки передают тревогу?
- В каких строчках можно увидеть радость автора?
Уч.: - Если бы вы были художниками и в красках захотели передать эмоции и переживания, вызванные этим стихотворением, какие краски вы бы взяли?
Работа в группах: изображение эмоционального состояния учащихся в красках (цветовые ляпы) Диагностическая работа. Оценивает выполнение каждой операции.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы)
Организует дифференциацию. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Ориентируются в тексте.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением сверстником, умение выражать свои мысли, владение диалогической речью Осуществляют самоконтроль
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Контроль, коррекция
Работа над выразительным чтением:
Уч.: -Зачитайте предложения, в конце которых И.А. Бунин поставил восклицательный знак. Какие чувства выражены в них?.
- В стихотворении встречается многоточие. Оно обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давайте перечитаем эти строки и объясним, почему оно поставлено.
Уч.: Перед вами листы с этим стихотворением. Расставьте паузы и логическое ударение.
Работа в парах.
Выразительное чтение стихотворения вслух. Диагностическая работа
- коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность,
Организует дифференциацию учебного процесса. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Установление причинно-следственных связей. Работают над монологической речью.
Умение слушать, высказывать свое мнение, соглашаться или нет. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Обобщение:
-В каких словах заключена главная мысль стихотворения?
- Если бы вы были авторами этого стихотворение, какое название вы бы к нему придумали?
-Какое слово можно поставить в наше выражение? Почему?
Организует дифференциацию учебного процесса. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением сверстником, умение выражать свои мысли, владение диалогической речью Личностное самоопределение
Подведение итогов:
-Закончите фразу:
А) У меня в душе осталось…
Б) На уроке я понял(а)
В) На уроке мне удалось…
Г) Если бы…, то…
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть (по желанию)
Подводит итог.
Организует дифференцированное дом. задание. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Контроль, коррекция, оценка
Принимают задачу.
Анализ результативности урока.
Интегрирование с уроками музыки и изо, математики позволяет эмоционально ярче воспринимать художественное произведение, выражать собственные чувства, дополняет общую картину, помогает анализу произведения (личностные, регулятивные, познавательные УУД).
Проблемно-диалогическое обучение Подводящий диалог помогает активизировать учебную деятельность учащихся, подвести к осознанию темы урока (познавательные, личностные, коммуникативные УУД).
Словесный метод расширяет словарный запас учащихся, умение пользоваться справочной литературой самостоятельно, а значит, учит учиться, ориентироваться в тексте ( познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные УУД)
Метод беседы позволяет проконтролировать ход мыслей детей, осмысленность ответов, вовлечь в учебный процесс большее количество учащихся (коммуникативные, личностные, регулятивные УУД)
Дискуссия развивает коммуникативные качества, умение слушать собеседника, выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
Дифференцированное обучение дифференцированное домашнее задание предполагает развитие познавательной активности и действий в зоне ближайшего развития (личностные, познавательные УУД).
Компьютерные технологии способствовали усилению мотивации деятельности учащихся, экономии времени на уроке, выполняет функцию наглядности (познавательные УУД).
Здоровьсберегающие технологии сохраняют работоспособность учащихся, поддерживают темп урока (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД)
Приемы анализа, сравнения, сопоставления способствуют развитию умения выделять главную мысль произведения, находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения, ориентироваться на нравственно-этическое содержание поступков, воспитанию нравственных качеств личности
( познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД).
Парная форма работы позволяет организовать плодотворную работу по развитию коммуникативных и регулятивных УУД, развивает внимательность.
Самостоятельная работа позволяет развивать самоконтроль, самоанализ, умение самостоятельного поиска знаний ( личностные, регулятивные, познавательные УУД)
С поставленными задачами урока справились.