Урок литературы в 5 классе И.Бунин Густой зеленый ельник у дороги..


Предмет: литература
Класс: 5
УМК: под ред. В.Ф. Чертова
Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Цели урока: вовлечение детей в деятельность по осмыслению стихотворения И.Бунина к осмысленному чтению.
Задачи урока: способствовать повышению уровня исследовательской культуры, формированию дискуссионных коммуникативных навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать адекватно на слух литературное произведение, уметь анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их, определять изобразительно- выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулировать собственное отношение к произведению, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения.
Метапредметные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
-Опираясь на статью учебника, кратко расскажите о детстве писателя (с. 47-49)
3. Работа с текстом: осмысление.
А) Слово учителя.
Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно ему с детства: при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
(Портрет писателя СЛАЙД 1)
Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина
В) Словарно-лексическая работа (работа в парах)
-В тексте встретились трудные слова. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. В случае затруднения работайте со словарем.
Г) Рефлексия и самооценка выполненных работ.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.(СЛАЙД 2)
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
Д) Преобразование и интерпретация информации. Исследовательская работа с текстом.
- Определите тему стихотворения. (СЛАЙД 3)
- Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь его объяснить.
- Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)
- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть? (смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак) (СЛАЙД 4)
Слово учителя
- Вспомните, какую тему вы определили в стихотворении?
- Только ли о природе говорит автор? (дискуссия между уч-ся)
Вывод, сделанный в ходе дискуссии: это стихотворение не только о природе, но и о ПОБЕДЕ КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. Это основная, хотя скрытая тема.
- Кому из вас хочется ещё раз перечитать это стихотворение? Почему? (дискуссия)
Вывод: стихотворение не отпускает нас от себя, потому что в нем есть ещё герой –ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.
- Автор, лирический герой и человек, о котором мы сказали, - это одно и то же?
Вывод: все эти понятия это не одно и то же.
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал? (образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)
- Как проявляется в стихотворении авторское отношение к нарисованной им картине? Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?
- Как вы объясните смысл финальной строки стихотворения? Какая красота имеется в виду?
- Докажите, используя примеры из текста, что в стихотворении «красота» сильнее «смерти».
Е) Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя в мифах.(СЛАЙД 5)
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
 Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».
-  Наиболее характерные признаки оленя – стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.
Ж) Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». (СЛАЙД №6)
В каком значении употреблено слово красота в стихотворении? (красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (СЛАЙД №7)
(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)З) Работа с текстом после чтения. «Синквейн».
- Учащимся предлагаются темы для написания синквейна: олень, красота, природа.
У каждого на столе правила написания синквейна.
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается своё отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
3. Итог урока.
- Познакомьтесь с комментарием к стихотворению «Густой зеленый ельник у дороги…» и подумайте, почему в окончательном варианте стихотворения автор снял заглавие «Олень»?
- Как вы думаете, что важнее в прочитанном стихотворении: изображение события или эмоциональное переживание?
- О чём заставило задуматься стихотворение И.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»?
4. Рефлексия
- Что вас взволновало?
- О чём задумались? (И.Бунин, К.Лорран умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя, мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)
– Я благодарю вас за работу на уроке.
5. Домашнее задание.
Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, отразив его тему, или подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать при чтении динамичную картину погони (обратите внимание на постановку тире) и авторское отношение к изображаемому.