Урок литературы И.А.Бунин Густой зеленый ельник у дороги (5 класс)

Урок литературы 5 класс
Тема: Диалог с поэтическим текстом.
(И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги»)
Урок – исследование
Цели:
Обучающие: Выявление художественной идеи и подтекста стихотворения;
Развивающие: Формирование навыков выразительного чтения, лингвистического анализа текста, самостоятельной исследовательской работы с учебником и дополнительным материалом;
Воспитательные: Воспитание любви к родной природе, нравственно- эстетических представлений о красоте;
Оборудование урока: Портрет И.А. Бунина, рисунки учащихся; видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е.Крылатова на слова Юрия Энтина;
аудиозапись стихотворения И. А. Бунина; учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»;
Рабочие листы урока.
На доске эпиграф: «Человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо» (И.А. Бунин «В деревне»)
Лексическая работа: красота, символ, антитеза, аллитерация лирический герой
Ход урока
Создание эмоционального настроя (музыкальный эпиграф - видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е.Крылатова на слова Юрия Энтина; ) – определение формы урока (урок- исследование)
I. Актуализация изученного:
Работа с эпиграфом (определение автора и произведения, из которого взят эпиграф, - рассказ «В деревне»)
Краткие сведения о Бунине (Индивидуальное сообщение « И.А.Бунин -трижды лауреат Пушкинской премии, лауреат Нобелевской премии)

II. Мотивация деятельности:
Слово учителя: Тема урока необычная. Как вы думаете, почему? (это диалог не с человеком, а с текстом). 
Обратимся к определению (на доске):
Художественное произведение – это диалог автора с читателем.  Художественный текст – это целый неповторимый мир, живущий по своим законам, это сложно построенный смысл. В нём есть как ясно видимое, так и загадочное, тайное. Читая, мы стремимся понять, что хотел сказать автор, то есть ведем с ним разговор (диалог). Научиться вести диалог с текстом призывает читателя поэтесса М.Цветаева: «А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?»
Запись темы урока в рабочий лист. Определение цели урока учащимися.
(построение алгоритма работы с тестом стихотворения: определить тему, ключевые образы, провести лексическую работу, выявить художественно-изобразительные средства, сформулировать идею).
Слово учителя: Сегодня мы будем работать с художественным текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного лирика И.А.Бунина. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца жизни. Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.
III. Работа с текстом стихотворения И.А.Бунина
«Густой зелёный ельник у дороги»
Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги» (Читает Игорь Петренко).
- Понравилось стихотворение?
- К какому роду литературы вы отнесёте это стихотворение? (Лирика)
- Почему? Каковы задачи лирики?
Групповая работа ( анализ текста):
1 группа определяет тему (выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг); все существительные, относящиеся к образу оленя;
- Сколько слов относятся к образу природы? (12)
- Сколько слов относятся к образу оленя? (12)
(Слов одинаковое количество, значит тема – олень в лесу. Ключевые образы – природа и олень как ее часть). Вывод записывается в таблицу.
2 группа рисует словесную картину каждой строфы, определяет тип речи.
1 строфа – описание (преобладают прилагательные: густой, зеленый, глубокие, пушистые, могучий, тонконогий, тяжкие; из 7 4 являются эпитетами: пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога).
2-3 строфа – повествование (преобладают глаголы: натоптал тропинок, ветку гнул, зубом скреб, много остинок осыпалось, теряется собачий гон)
4 строфа – рассуждение (объясняется, почему так случилось)
3 группа объясняет значение непонятных слов с помощью толкового словаря.
1 строфа Ельник – лес, в котором растут ели. Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги. Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа Зубом скрёб – зубом грыз  Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках. Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа Размеренный след – определённая мера для следа Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа Долина – открытая местность Бешено – изо всех сил В избытке свежих сил – много новых сил Стремительность – быстрота


Парная работа
1. Найти кульминацию в стихотворении, определить роль многоточия (3 строфа, повествование и спокойный ритм нарушает слово «вдруг». Многоточие в конце строфы сигнализирует: «я очень взволнован, написанное здесь значит больше, чем просто слова»)
2. Каким представляется рассказчик? Определите тип рассказчика. Кто он? Как это можно доказать?
Рассказчик - повествователь – тут нигде нет «я», «мне». Особенность рассказчика-повествователя в том, что он одновременно везде и нигде. Он всё видит, всё знает, но сам не появляется, а рассказывает о других героях. Кто же тогда является героем этого стихотворения? (олень).
Где же здесь герой-олень? Мы видим его? (нет, рассказчик видит). И не просто видит, он идет по следам оленя. И всё, что он нам об олене рассказывает происходит на самом деле? (в воображении рассказчика).
-Так как это лирическое произведение, то как мы называем рассказчика? (Лирический герой.)
Беседа с классом:
- Разберёмся в настроении лирического героя. Какое же оно? Меняется ли?
СТРОФА 1. Любование и ожидание
СТРОФА 2. Ожидание, вглядывание, поиск
СТРОФА 3. Снова ожидание, вглядывание и неожиданность – «и вдруг – прыжок!»
- Поменялось ли настроение? Что произошло? Изменилось ли расстояние между лирическим героем и оленем? Как происходит смена действий? Что помогает автору создать стремительность повествования? (знак тире). То есть автор использует поэтический синтаксис.
- Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р) :
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил (аллитерация)
СТРОФА 4. Глубокий вздох любования – лирический герой не видит, но в воображении выстраивает картину: «как легко», «как бешено, в избытке сил», «стремительно», «радостно-звериной». «Он красоту от смерти уносил»- высшая точка чувства лирического героя.
- Можно на этом закончить наш диалог с текстом?
А как же тайна? Есть она в стихотворении?
Найти строки, в которых заключена идея (4 строфа)
Он красоту от смерти уносил
- Тайный смысл (подтекст) стихотворения
-Помогут вам его понять ключевые слова строфы. Какие? (красота _ смерть) Только ли о природе стихотворение? (о победе красоты над смертью, добра над злом)
Заключительная беседа:
Почему размышление о красоте Бунин связывает с образом оленя?
(олень не просто образ, это символ, который часто использовался в мифологии, в сказках, в геральдике)
Индивидуальное опережающее задание (презентация «Образ оленя в геральдике»)
Красота – это все прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Построение ассоциативного ряда из понятий, составляющих представление о красоте (динамическая таблица на доске).
Слово учителя: Теперь мы разобрались в содержании, изобразительных средствах стихотворения и готовы к выразительному чтению
(конкурсное чтение – 2 ученика)
Защита творческих проектов (иллюстрации к стихотворению)
5. Рефлексия:
Понравилось стихотворение? Были ли затруднения на уроке? В чём они? Чему научились? Что нового узнали? Что было интересным?
6. Домашнее задание:
Выучите наизусть стихотворение
Составьте сенкан об олене в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги» или сочините стихотворение о природе самостоятельно, использовав в качестве названия слова И.А. Бунина «Мир везде исполнен красоты»
.

































Рабочий лист урока
Ученика 5 класса _____________________________________
Тема урока________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тема стихотворения _________________________________________________
Ключевые образы _________________________________________________
Композиция (строфа-экспозиция, развития действия, кульминация, развязка), тип речи в каждой строфе:
1 строфа___________________________________________________________
2 строфа____________________________________________________________
3 строфа ___________________________________________________________
4 строфа___________________________________________________________

Объясните значение слов:
ельник – собачий гон -
зубом скреб – бешено -
остинка – в избытке свежих сил -
макушка елки –

Олень – символ _____________________________________________________
Идея стихотворения:


В чем тайный смысл (подтекст) стихотворения? Уточните тему (о чем стихотворение?):



Красота – это (составьте ассоциативный ряд, подчеркнув и дописав слова) чистота, свет, обновление, волнение, грусть, созидание, стремительность, грация, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, творчество


Оцените свою деятельность на уроке ( поставить + или - ):
Я понял смысл стихотворения –
Задания на уроке выполнял без затруднений –
Затруднялся частично –
Мне было трудно –
Я готов выразить авторскую идею при чтении –

Отметить работу одноклассников, чьи ответы помогли вам заполнить рабочий лист (написать фамилии)______________________________________


Что особенно понравилось?


Задание№1.
Выписать существительные, относящиеся к образу природы и к образу оленя. Доказать, что это ключевые образы
Определить тему стихотворения.





Задание№2.
Определите, какой тип речи используется в каждой строфе (повествование, рассуждение, описание) и части композиции (экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка).





Задание№3.
Объяснить значение непонятных слов:
ельник – макушка ели -
тяжкие рога – собачий гон -
зубом скреб – долина –
остинка - бешено -
в избытке свежих сил - стремительность –






Задание №4.
Прочитайте 4 строфу. Какую роль играют слова «красота» и «смерть»? Какой тайный смысл они скрывают? Сформулируйте идею (главную мысль) стихотворения. Уточните тему (только ли о природе это стихотворение? Или не только о природе?)
15