Урок по стихотворению И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги».

Тема: «И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».
Цель:
1. Выявление художественной идеи стихотворения.

2. Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.

3. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть


ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И. А. Бунине.
(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья
Вся молодость моя- скитанья
Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?
(«Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним- как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем- синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков»)
-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

- Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

- Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.
- Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.
- Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

Выступления учащихся (задания 2,3)

2. Анализ стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги».

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость- длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово «тема». Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.
- В первой строфе шел, натоптал, гнул,
- Во второй строфе скреб
- В четвертой уходил, уносил
- Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.
Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям ( осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен («натоптал тропинок»), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов («белым зубом скреб»). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.
Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.
Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: «И далеко в лугу/ Теряется собачий гон»
Третье четверостишие заканчивается многоточием.
Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.
С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:
- задержись на предыдущем слове;
- обрати особое внимание на следующее слово;
- написанное здесь значит больше, чем просто слова;
- я очень взволнован;
- я не могу подобрать нужного слова;
Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

- Какова роль многоточия в данном случае?
Деталь «ветки», обитые рогами на бегу» является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: «Я очень взволнован».
- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?
Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение «литературоведа» о символическом значении образа оленя в мифах.
Сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».


Исследовательская работа с текстом.

- Запишите лексическое значение слов.
Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?
Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.
Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?
Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.


Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?
Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень- это красота.


Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.
Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

- В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?
Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.
Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова «Олень».

Лексическая работа.
- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
- К чему стремится душа поэта?
Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к «огненным берегам» - творению красоты.

Рефлексия
- Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»?
- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание: чтение рассказа Андреева «Петька на даче»