Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова


Сценарий урока с использованием компьютера
Автор Путилова Ирина Юрьевна
Образовательное учреждение МОУ «Тогурская СОШ»
Предмет Русский язык и литература
Класс 8 класс
Тема Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова.
Задачи занятия:

Помочь школьникам почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе (а именно, на основе поэтических текстов Лермонтова).
Повторить изученный материал о видах односоставных предложений.
Интегрировать материал русского языка и литературы.

Учебно-методическое обеспечение методическое пособие Пичугова Ю.С. «Русский язык. Практика» 8 класс (Москва, «Просвещение»)

Время реализации занятия 2 урока по 45 мин. (90 мин.)

Авторский медиапродукт:
презентация ( среда Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint)

Описание медиапродукта
Структура медиапродукта:
1) наглядная презентация
2) справочные материалы, приложения

Презентация состоит из 18 слайдов:
1)Титульный лист
2) Задачи урока.
3) Цитата урока
4) Как и зачем использует односоставные предложения М.Ю.Лермонтов
5) Словарная работа
6) Словарная работа
7) Повторим виды односоставных предложений
8) Цифровой диктант
9) Ассоциативный ряд на «Бородино»
10) Ассоциативный ряд на «Бородино»
11) Ассоциативный ряд на «Бородино»
12) Поиграем? /литературная проверка/
13) Поиграем? /литературная проверка/
14) Вывод урока
15) Самостоятельная работа
16) фото- зарисовка к самостоятельной работе
17) Домашнее задание
18) Цитата на память

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);
повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

Список литературы

Справочные материалы содержат цитаты из лирики М. Ю. Лермонтова,
из книги Л. Чесноковой «На берегах Лингвинии»,
из книги В.В. Волиной «Синтаксис и пунктуация»

Компьютерная обучающая программа – тренажер по русскому языку «Фраза»
1) Тест 1.
Тема №3. Вариант 169 «Знаки препинания в конце предложения».
2) Тест 2.
Тема №10. Вариант 506. «Непроверяемые написания».
3) Тест 3.
Тема №1. Вариант 480 «Тире между подлежащим и сказуемым».
Предусмотрен компьютерный контроль выполнения с выставлением компьютером оценок.

Медиапродукт находится в папке Путилова. Медиапродукт, содержащей файлы:
1) Односоставные предложения .ppt
2) приложения.doc


Необходимое оборудование для занятий
1) Компьютерная обучающая программа – тренажер по русскому языку «Фраза»

2) DVD, телевизор, видео-фильм «Музыка природы»







Карта занятия 1
Цель занятия: Повторить изученный материал о видах односоставных предложений.

Комментарий хода урока
Время
(мин)
Ресурсы

№ слайда
Развитие личностных качеств и психических процессов




Репродукт. фор-
мы
Продукт. формы

Разминка. Учитель предлагает определить, какими частями речи являются все записанные на доске слова (дата, тема урока)
Какое фонетическое явление мы наблюдаем в слове третье?
В каких ещё словах мы наблюдаем такое же фонетическое явление?
Анаграмма «Найди лишнее».

3
1
Внимание

Речевая активность с первых минут урока

Учитель зачитывает цитату урока.
Предлагает выяснить в ходе урока, как и зачем использует односоставные предложения М.Ю. Лермонтов в своих стихах.

2
3

Аргументи-рованность,
логика,
способ-ность выявить альтерна- тивы, причинно- следствен- ные связи.

Организация групповой работы.
Первой группе предлагается продолжить, записать и подготовить орфографическую разминку по данному отрывку из стихотворения Лермонтова
И снится ей всё,..
Вторая группа проводит
анализ полученного текста по заданию

15
4, приложение №1

Самосто-ятельность, активность, любозна-тельность

Словарная работа
Работа над этимологией слова
Учитель предлагает поработать со словарем, выяснить этимологию слов горючий и горевать.
5
5,6

Самосто-ятельность, активность, любозна-тельность Аргументи-рованность


Игровая пятиминутка «Этимологическое лото». Компьютерный опрос по ранее изученным темам
Учитель предлагает классу поиграть в лото, в это время 3-4 обучающихся работают на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса, выполняя задания на повторение. По итогам компьютерного контроля выставляются оценки.


10
Медиа-пособие
Па-мять
Самостоя-тельность,
Аргументи-рованность,


Повторение по теме «Односоставные предложения»
Работа с алгоритмом «Определение типа предложения по его грамматической основе».

3
7, приложение №2

Аргументи-рованность,
логика


Слуховой диктант
Учитель проводит слуховой диктант на основе повторения, предлагая распределить предложения по группам
5

внимание
Самостоя-тельность

Подведение промежуточного итога урока
2


Рефлексив-ность







Карта занятия 2
Цель занятия: Помочь школьникам почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе (а именно, на основе поэтического текста).
Повторение по теме «Односоставные предложения»
Сообщения обучающихся из книги В.В. Волиной «Синтаксис и пунктуация» класс заслушивает грамматические сказки о видах односоставных предложений и по ходу повторения выполняет небольшие задания по данной теме.
12
7
Уме-ние слу-шать
Эмоцио-нальность, коммуни-кативность, вырази-тельность речи


Цифровой диктант
Учитель читает предложения. Дети, не записывая предложения, распределяют их по группам (личные , безличные), помечая только номера предложений.
Дети предлагают свои варианты, аргументируя ответы.

5
8
Па-мять,
внимание
Аргументи-рованность,самосто-ятельность

Ассоциативный ряд на отрывок из стихотворения «Бородино», тексты со стихотворением лежат на столах у учащихся.
Учитель:
Напишите с помощью назывных предложений сценарий или ассоциативный ряд.
5
9,10,11

Эмоцио-нальность, коммуни-кативность,
Выразительность речи

Поиграем? Литературная «проверка»
Учитель зачитывает строку из известного произведения, а обучающиеся продолжают или вспоминают начало стихотворения, указывая автора.

5
12,13
внимание
Эмоцио-нальность, коммуни-кативность Чувство прекрас-ного

Вывод
Обучающиеся делают вывод, говоря о том, насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте.
Как был бы беден наш русский язык, не будь односоставных предложений.

2
14

Аргументи-рованность,самосто-ятельность,рефлексивность

Самостоятельная работа
Заключительный этап урока строится с учетом дифференцированного подхода к учащимся:
1 группа: записывает ассоциативный ряд на увиденный отрывок из фильма «Музыка природы»
2 группа: пишет творческую работу: сочинение – миниатюру на тему «Зима» на основе видеоряда из фильма «Музыка природы», положенного на музыку Чайковского «Зима» из произведения «Времена года».
3 группа: работает с упражнением 232, стр.98 в тетради.
10
15,16
видеоряд из фильма «Музыка природы»

Эмоцио-нальность, коммуни-кативность, вырази-тельность речи, художественные способности


Домашнее задание
Детям предлагается разноуровневое домашнее задание:
Закончить миниатюру (если на уроке не успеют).
Составить небольшой текст, используя односоставные предложения на любую тему.
2
17

Ответственность, любознательность

Рефлексия:
В заключении урока учитель проводит рефлексию, предлагает определить ценность урока.
Что наиболее важным было на уроке?
Какая информация представляется ценной для вас?
Что нового было для вас?

3
18

Аргументи-рованность,
рефлексивность, вырази-тельность речи,рефлексивность,











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




















































































































































Заголовок 1 Заголовок 315