Модульный урок в 8-м классе. Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»


Учитель русского языка и литературы Ваученкова Дарья Дмитриевна
МБОУ ВСОШ г.Конаково
УЭ-0 Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами Вы должны:
повторить и обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
систематизировать полученные знания;
а) закрепить навык различения односоставных и двусоставных предложений;б) закрепить умение определять типы односоставных предложений;в) закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные;г) закрепить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
увидеть перспективу изучения темы «Односоставные предложения»;  УЭ-1 Цель: Определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения». Работайте
самостоятельно в
тетради.
  Запишите в рабочей тетради дату, тему урока.
Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от Вас вопрос.  
  Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»  
  тест.  
  I. Найдите среди данных предложений односоставное. Запишите только букву, которая на него указывает.  
  а) Не плачь ты попусту.   б) Часам к двум пополудни началась гроза.   в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.  
  г) Тротуары заливают асфальтом.  
  II. Определите тип предложения Только букву!
  Ночь как год.  
  а) Односоставное.  
  б) Двусоставное.  
  III. Какое из данных утверждений является неверным?  
  Определённо-личное предложение – это …  
  а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);  
  б) односоставные предложения;  
  в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.  
  IV. Найдите безличное предложение Только букву!
  а) Ее не успевшая остыть земля излучала тепло.  
  б) Хорошо в зимнем лесу!  
  в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.  
  г) Газеты приносят утром.  
  V. Определите тип предложения  
  Тропинки в лесу замело снегом.  
  а) двусоставное;  
  б) определённо-личное;  
  в) безличное;  
  г) неопределённо-личное.  
  VI. Какая схема соответствует предложению?  
  Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.  
  а) [двусост.], и [двусост.];  
  б) [двусост.], и [определённо-личн.];  
  в) [двусост.], и [неопределённо-личн.].  
  VII. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн.].  
  ! (Знаки препинания не проставлены) Внимание!
  а) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.  
  б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.  
  в) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.  
  г) Ещё мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев.  
  VIII. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка. Только букву!
  а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.  
  б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.  
  в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.  
  г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.  
  3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом Самопроверка
  (Ключ дан в приложении к уроку). !
  4. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки. Самооценка
  Критерии оценки:  
  Выполненные задания Оценка Оценку поставьте
в тетрадь УЭ-1
  8 (восемь) «5»   7 (семь) или 6 (шесть) «4»   5 (пять) «3»  
  4 (четыре) «2»  
  5. Обсудите результаты работы в классе. Работа с классом
УЭ-2 Цель: Закрепить умение определять типы односоставных предложений, составлять схемы и ставить знаки препинания  
  1. Выполните письменную работу. В тетради.
  Прочитайте предложения; расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. (Напишите в скобках). Схемы пронумеруйте! Самостоятельно!
Только схемы
  1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.  
  2. Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся.  
  3. Тише дождь и посветлело на улице.  
  4. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травами  
  5. Утро и кончился наш привал.  
  6. Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов.  
  7. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.  
  8. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.  
  9. Настоящую нежность не спутаешь и она тиха.  
  10. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.  
  2. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу (Ключ вприложении). Взаимопроверка
  3. Оцените, пользуясь критериями. Оценку
поставьте
в тетрадь УЭ-2
  Критерии:   10 схем + правильно определён тип предл. «5»  
  8–9 схем + правильно определён тип предл. «4»  
  5–7 схем + правильно определён тип предл. «3»  
УЭ-3 Цель: Закрепить умение использовать односоставные предложения,
составляя текст. Самостоятельно
в тетради.
  1. Письменная работа  
  Составьте и запишите текст, используя все типы односоставных предложений, выбрав любую тему.  
  Темы  
  «Дождь идет»; «Лесные сокровища»;  
  «Осень»; «Первый снег»;  
  «Зимнее утро»; и др. Работа с классом
  2. Зачитайте свои миниатюры.   3. Оценку поставьте в тетрадь (УЭ-4). Оценка учителя.
УЭ-4 Цель: Обобщить изученное об односоставных предложениях.
 
  1. Выполните письменную работу, расставляя знаки препинания. В тетради.
  лèса. Какое великолепие и спокойствие!…Утро. Выглядываю в кусочек окна не запушенный морозом и не узнаю. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Сегодня особенно хорошо. Солнце ещё за лесом просека в глубокой тени. Тень выглядит совершенно синей. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет… (По И. Бунину)  
  2. Проверьте свою работу, пользуясь ключом (ключ вприложении)   3. Оценку поставьте в тетради (УЭ-5), пользуясь критериями  
  Всё верно – «5»  
  1–2 ошибки – «4»  
  3 ошибки – «3»  
  4. Определите (устно) стиль текста, тип ? Работа с классом
  Какая картина предстает перед вами?
Определите роль односост. предл. в данном тексте. УЭ-5 Цель: Подведение итогов урока.
Работа с классом
  Выбор д\з.   1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).  
  2. Как Вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?  
  3. Как бы Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?  
  Д\з Д\з  
  Сумма баллов    
  20 –  
  15–19 Повторить всё по лекционным тетрадям. Взять м\у домой.  
  Спасибо за работу! Приложение Ключи к заданиям. УЭ-1. Тест I. г/. II.б/. III. в/. IУ. б/. У. в/. УI.в/. УII. а/, в/. УIII. в/. УЭ-2 назывн.
1. [ — ], [ == — ]. обобщ.
2. [ == ], [— == ]. безл.
3. [ == — ], и [ == ]. назывн. безл.
4. [ — ], [ == Ө, Ө ]. назывн.
5 [ — ], и [ == — ]. безл.
6. [ == Ө, Ө и Ө ], и [— == ]. безл. безл.
7. [ Ө и Ө ], [== ]. безл.
8. [ == — ], и [== ]. об. - л.
9. [ == ], и [— == ]. безл.
10. [ Ө и Ө ]. УЭ-5 … Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Сегодня особенно хорошо. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. Тень выглядит совершенно синей.
А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет…