Классный час — игра Доброе слово — что ясный день







Классный час – игра
«Доброе слово – что ясный
день».




1 «Б» класс

Учитель: И. С. Панкратова






Актуальность: Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, развитие духовно-нравственной сферы учащихся.
Задачи:
1. формировать у учащихся представления, знания о категориях добра и зла;
2. развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. формировать умение совместно работать в группе;
4. способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, волшебный сундук сказок, карта путешествия, корабль, карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки со словами.

Ход работы:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие. А начнем мы его с удивительной песни «Песня о дороге добра». Автор слов: Ю. Энтин, композитор: М. Минков. 
- Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наше мероприятие? Да, доброте, привычке делать добро.

ПРИВЫЧКА - это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными. Русская пословица гласит: посеешь привычку - пожнешь характер.

А что по-вашему означает слово Доброта. С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Ответы детей
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

II. Остров пословиц.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы.
- Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить её в группе, а затем рассказать всем, в чем заключается смысл этой пословицы.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и железные ворота открывает.

- О каких привычках говорится в этих пословицах и поговорках?

III. Город вежливости

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.
- Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь. (здравствуйте)

- Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (добрый день)
- Если солнышко садится По деревьям золотится Говорим тогда при встрече Всем знакомым: («Добрый вечер!»)

- Когда нас бранят за шалости, Говорим (извините, пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания)

- Растает даже ледяная глыба От слова теплого.(спасибо)

11 января самая "вежливая" дата в году, в этот день отмечается Всемирный день "Спасибо". Слово "спасибо" появилось путем сокращения фразы "Спаси бог", которой на Руси выражали благодарность. Мы каждый день говорим друг другу "спасибо", поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!

IV. Сказочная долина

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил
по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и
спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному
мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика» Катаева)

V. Страна верных друзей

- А вы, ребята, умеете творить добрые дела, оказать помощь близкому человеку? Мы это узнаем, отправившись в Страну верных друзей. Я сейчас прочитаю вам отрывки из рассказов Валентины Осеевой. Попробуйте переделать концовку рассказа так, чтобы все были довольны и счастливы.
Три товарища
 Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
  Почему ты не ешь? спросил его Коля.
  Завтрак потерял...
  Плохо, сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. До обеда далеко ещё!
  А ты где его потерял? спросил Миша.
  Не знаю... тихо сказал Витя и отвернулся.
  Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
  Бери, ешь!

- Что же такое дружба? Как вы поняли это из сценки, которую показали ребята? (Если друг попал в беду, надо помогать, а не стоять в стороне и обсуждать как ему плохо)

На катке.
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
  Молодец! крикнул ему один из мальчиков.
 Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
  Я нечаянно... сказал он, отряхивая с её шубки снег. Ушиблась? Девочка улыбнулась:
  Коленку... Сзади раздался смех.
 «Надо мной смеются!» подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
  Эка невидаль коленка! Вот плакса! крикнул он, проезжая мимо школьников.
  Иди к нам! позвали они.
 Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

- Как нужно поступать, если вы нечаянно обидели кого-то? Можно ли, стараясь понравиться кому-то обижать других?

VI. Мыс Культуры

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.



Ситуация 1
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста» 2) Правильнее говорить «который час», а не «сколько время».

VII. Добрая земля.

- Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают землю. Давайте сделаем так, чтобы солнце на земле засияло ярко-ярко. Для этого каждая команда изобразит на листе солнце. Я раздам вам слова, выберите те, которые указывают на хорошие качества человека и приклейте их к лучикам солнца.
(аккуратный, грубый, вежливый, умеет прощать обиды, чуткий, жадный, отзывчивый, помогает в беде, вспыльчивый, скромный, часто ссорится, общительный, ласковый, внимательный)

VIII. Рефлексия.

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни Добрые мысли – цветы Добрые дела – плоды Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Коллективное исполнение песни “Улыбка”












аккуратный
грубый вежливый умеет прощать обиды опрятный
жадный отзывчивый помогает в беде
вспыльчивый скромный
часто ссорится
общительный ласковый внимательный

аккуратный
грубый вежливый умеет прощать обиды опрятный
жадный отзывчивый помогает в беде
вспыльчивый скромный
часто ссорится
общительный ласковый внимательный