Конспект урока по ИЗО 2 класс в коррекционной школе 8 вида Рисование деревьев осенью. Беседа по картинам








Конспект
Открытого урока
по рисованию
во 2 классе





ТЕМА: Рисование деревьев осенью. Беседа по картинам.








Подготовила: Цурикова Н.В.




Цель: Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью.

Задачи:

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание о частях дерева - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период; закреплять навык раскрашивания цветными карандашами, уточнять и обогащать представления детей об окружающей действительности - признаки осени, жизнь растений осенью.
2. Развивать зрительную память путем запоминания расположения деревьев на листе бумаги - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева).
3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование: презентация «Золотая осень», (если отсутствует мультимедийная доска иллюстрации с изображением осени), музыкальное сопровождение, таблица с частями дерева, образец, схемы поэтапного выполнения, букет из осенних листьев, карандаши, ластики, альбомы.

Словарь: береза, клен, ель, осень, золотая, крона, ствол, ветки.

Методы и приёмы: словесные – вопросы, объяснение; рассказ; наглядные – демонстрация, показ, работа с образцом и инструкционной картой; практические – работа с простым и цветными карандашами.
План урока: I. Организация класса (1 мин.)
II. Вводная беседа (7 мин.)
III. Работа с образцом (5 мин.)
IV. Работа с инструкционной картой (5 мин.)
V. Практическая работа (17 мин.)
VI. Оценка работ учащихся (4 мин.)
VII. Итог (1 мин.)
Ход урока:




Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Организация класса.
Звонок прозвенел на урок,
Готовы начать его в срок?
Скорее за парты садитесь, ребята,
Чтоб знаний копилку наполнить богато.
Вводная беседа.
Ребята, у нас сейчас будет урок рисования, и к нам в гости пришел один из ведущих программы «Спокойной ночи, малыши». Вот он. Кто знает, как его зовут? Правильно, это Филя. Он приготовил для вас загадку, давайте ее отгадаем:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: за мною нагрянет зима.
- Что это?
- Правильно, это осень. А как вы определили, что это осень?



- Ребята, а как ещё называют осень?
- Почему её называют «золотая осень»?

Послушайте, как Иван Алексеевич Бунин описал в своём стихотворении лес:

Лес – точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, стройною стеной
Стоит над пестрою поляной.
Ребята, Филя предлагает нам отправиться на прогулку в осенний лес и понаблюдать за деревьями.

- Ребята, что происходит осенью с деревьями?

- В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?

- Правильно. Посмотрите, какие красивые деревья осенью. Они все стоят в осеннем наряде.  Листья разнообразны по цвету. Они имеют зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Не зря осень называют золотой.
 - Осень самое красивое время года. Она начинается как праздник красок,
а заканчивается ненастьем, когда с деревьев облетели все листья, идут дожди, грязь и сырость.
Осень – это не только краски, но и особенные звуки и запахи. Каждому осень открывает свои секреты, каждый замечает что-то своё.
Давайте расскажем Фили стихи, о том, как поэты видят осень.

Дети стоя приветствуют учителя.
Тихо садятся за парты.

Его зовут Филя.




(Осень)
Заготовила припасы: овощи, фрукты. Положила их в погреба.
Зима наступает за осенью. Золотая. Листья на деревьях пожелтели и стали похожи на золото.





Листья окрашиваются в разные цвета, затем опадают.
Красные, желтые, коричневые.







Учащиеся рассказывают стихи об осени.
Осенний клад.
И. Пивоварова
Падают с ветки жёлтые монетки Под ногами целый клад! Это осень золотая Дарит листья не считая, Золотые дарит листья Вам, и нам, И всем подряд.
Осень.
Е.Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое Двор, как в солнечных лучах. Это платье золотое У березки на плечах. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят летят летят Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
Осень. М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года осенью зовется.
Лес осенью А.Твардовский
Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко – желтая листва. Птиц не слышно, Треснет мелкий, Обломившийся сучок, И хвостом, мелькая белка, Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней –Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.




Показываю куклу Филю.











СЛАЙД (1)


Показываю на доске иллюстрации осени.






СЛАЙД (2,3,4)
СЛАЙД (5,6,7)



СЛАЙД (8)









· СЛАЙД (9)












СЛАЙД (10)







СЛАЙД (11)


Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю. А сейчас Филя предлагает вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Давайте мы с вами тоже встанем, возьмём в руки листья, которые лежат у вас на партах, и покружимся.
Молодцы, а теперь остановитесь, представьте, что вы деревья, руки – это веточки и на них листья. Подул ветер и сорвал листья с деревьев. Подбросьте свои листочки кверху. У нас начался листопад, и листья ровным ковром покрыли землю.
Молодцы, наш класс осень тоже украсила своими яркими красками.
Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев есть: ствол, ветки, листья. А все вместе листья образуют крону дерева. Ребята, Филя принес таблицу, на которой изображено дерево и карточки со словами, которые обозначают части дерева. Он просит подписать все известные вам части дерева. Давайте с вами на этой таблице укажем, как называется каждая часть дерева.
Ребята, стволы у дерева толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола (они тоже у ствола толще, а к верху тоньше), на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья.
Работа с образцом
Ребята, посмотрите, какую красивую картинку принес Филя. Он сам ее нарисовал, и хочет, чтобы вы постарались и нарисовали такой же рисунок.
- Что изображено на рисунке?
- Кто знает, какие деревья изображены на рисунке?
- Какое дерево расположено в середине?
- Какое дерево расположено слева?
- А где нарисована ель?
- А какого цвета ель?
- Какого цвета листья у березы?
- Какого цвета листья у клена?
- Ребята, посмотрите на землю под деревьями, она тоже и желтая и красная, как вы думаете почему?
- Какое это время года?
- Молодцы, все верно ответили.
4. Работа с инструкционной картой.
А теперь, ребята, посмотрите, как правильно надо рисовать этот рисунок.
а)Сначала делаем разметку вертикальными линиями по середине, слева и справа, где будут нарисованы деревья.
б) Легкими линиями намечаем стволы деревьев, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. 
в) Затем рисуем ветки на деревьях. На каждом дереве они рисуются по-разному. У клена ветки смотрят вверх, у ели ветки прямые и смотрят вниз, а у березы ветки тоже растут вниз, но они округлые, имеют  плавные линии.
г) После этого рисуем крону у березы и клена. У клена ветки раскидистые. Лист кленовый, как корона, царская у клена крона. Береза, ребята тонкая, стройная и крона у нее другая, не такая как у клена.
д) Разукрашиваем карандашами, ель зеленым, клен желтым, оранжевым, красным, березу желтым и зеленым.
е) С помощью цвета обозначить землю, для этого берем коричневый, желтый или зеленый карандаш.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
А сейчас, чтобы наши глазки отдохнули, посмотрите, не поворачивая головы, на окно, на дверь, на листок на доске, на листья на полу, на потолок. А теперь, закройте глаза и сосчитайте до 10. (В это время учитель меняет местами этапы инструкционной карты).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Ребята, посмотрите, подул опять ветер и перепутал все этапы в инструкционной карте. Давайте восстановим эти этапы.

5. Практическая работа.
Прежде, чем начать рисовать, давайте разомнем наши руки и пальцы. Потрите ладошки друг о друга, они стали теплые; теперь разомнем каждый пальчик. Молодцы, возьмите простой карандаш, положите его между ладонями и покатайте, встряхните ладонями.
Теперь, опираясь на инструкционную карту, можно приступать к рисованию нашего рисунка.
Учащиеся рисуют, учитель оказывает индивидуальную помощь.
Перед разукрашиванием рисунка карандашами ФИЗМИНУТКА.
Все учащиеся встают, собирают с пола по три березовых листочка и приклеивают их к таблице с частями дерева, образуя крону.
Затем садятся на свои места и продолжают рисовать.
Молодцы, все закончили рисовать.Детские работы вывешиваются на доске рядом с образцом. образцом. Проанализировать рисунок каждого ребенка, отметить успехи и ошибки. Сравнить рисунки с образцом. образцом. Спросить детей, чья работа нравится?
Почему?
-
   -Какая тема была на нашем уроке?
-Какие деревья вы сегодня рисовали?
-
- Какое время года на ваших рисунках?
-Ребята, вы сегодня на уроке старались, трудились. Мне понравились ваши рисунки. Вы все молодцы.
Выставление оценок.






(учащиеся под музыку выполняют все указания учителя).



На таблице, с помощью карточек, подписывают части дерева.





Деревья. Береза, клен, ель. Береза Клен Справа Зеленая Желтые и зеленые Желтые, красные, оранжевые На земле лежат, опавшие листья.
Осень.











Учащиеся выполняют все указания учителя.



Учащиеся по одному выходят к доске и восстанавливают перепутанную инструкционную карту.




Учащиеся 1 группы рисуют рисунок самостоятельно от начала до конца; у учащихся 2 группы есть разметка, учащиеся 3 группы начинают рисовать с 3этапа, с веток.


СЛАЙД (12)

Музыкальное оформление





Вывешиваю на доску таблицу с частями дерева.




Вывешиваю образец.







Вывешиваю на доску поэтапное рисование рисунка.


















Работа по трем группам