Занятие по этике 1 Доброе слово, что ясный день


Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Разработка по внеурочной деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа» по теме:
«Доброе слово, что ясный день»

Подготовила: учитель начальных классов Лебединцева Надежда Ивановна
Анапа, 2012 год
ФИО учителя: Лебединцева Надежда Ивановна
Класс: 1 «Б»
Тема занятия кружка: «Доброе слово, что ясный день»
Место и роль занятия в изучаемой теме: 1 занятие кружка «Этика» в разделе «Этика общения»
Цель: Учить действовать и поступать в соответствии с этической системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.
Задачи: Обучать детей оценивать жизненные ситуации (поступки детей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско - патриотических, эстетических);
Уметь объяснять свои позиции, свою оценку, свою точку зрения;
Развивать кругозор, словарный запас и познавательный интерес учеников.
Работа обучающихся на занятии: коллективный опрос, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.Диффференциация и индивидуализация обучения (нужное подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный/ продуктивный.
Цель деятельности педагога Учить действовать и поступать в соответствии с этической системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.
Тип, вид занятия Уроки отработки умений и рефлексии;
Планируемые образовательные результаты Предметные: учить слушать и вступать в диалог; слушать и высказывать своё аргументированное мнение. Учить оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических); объяснять свою точку зрения, свою оценку, свои позиции.
Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.
Личностные: формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учебному процессу в целом.Самомотивация и самоорганизация на достижение поставленной цели и задач занятия, развитие интереса к получению знаний; воспитание желания и умения взаимодействовать в коллективе сверстников и педагогов.
Метапредметные: развитие речи, умение воспроизводить текст сказки по памяти и иллюстрациям.
Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу; организовывать своё рабочее место, учиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные: научиться задавать вопросы и отвечать на них, осуществляя коммуникативные задачи. Проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, научиться использовать в общении правила вежливости.
Формы и методы обучения Фронтальный, индивидуальный, словесный, работа в парах, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы «Цветик - семицветик», толковые словари, СD, картинки с изображением сцен из сказки «Гуси - лебеди»
Характеристика этапов урока (таблица)
Этап Время/мин Цель УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный 1 мин Проверка готовности обучающихся, их настроя на с работу Помочь организовать учащимся учебную деятельность - Добрый день. Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им, а теперь улыбнитесь друг – другу. Пожелайте мысленно интересной работы на уроке. Ученики приветствуют гостей, дарят улыбки друг-другу.
Постановка темы, задачи урока 2 мин Подведение ребят к постановке темы и определение задач урока. Составление плана урока. Целеполагание,
планирование - Сегодня мы поговорим на тему, важную для всех нас, а вот на какую именно, вы ответите сами, послушав песню из передачи «Радионяня»
- Итак, кто догадался, какой будет тема нашего занятия? Слушают песню про добрые слова, высказывают свои предположения относительно целей урока
- Мы будем знакомиться с добрыми словами, учиться их правильно употреблять в речи.
Открытие новых знаний 7 мин Выявление признаков понимания способа действия, развитие умения делать самостоятельные выводы, Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать. - Знакомство с добрыми словами мы начнём со сказки. А вы любите сказки? Почему? Что это за сказка?
Рассмотрите иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». (Алёнушка бежит разыскивать братца мимо Печки, Яблоньки, Речки, а затем с Иванушкой возвращается назад). Разыграйте сценки, которые вы видите на картинках. Учитель по ходу сценок выразительно читает отрывки.
- Почему Печка, Яблонька, Речка, не ответили Алёнушке сначала на вопрос?
- А почему потом помогли ей?
И в этой сказке всё закончилось добром.
(Учитель зачитывает конец сказки) Да.
В них добро побеждает зло.
«Гуси-лебеди»
Ребята разыгрывают сценки.
- Она была не приветлива, ответила не добром, обидела…
- Она помогла им, уважила их просьбу, была приветлива и они тоже.
Физминутка3мин Снять напряжение, отдохнуть. Ритмичные движения под музыку «Солнышко лучистое…» Под песню «Солнышко лучистое…» Ученики выполняют ритмичные движения
Первичное закрепление материала 5 мин Освоение способа действия Умение слушать и высказывать своё аргументированное мнение. - Народ, слагая сказки, употреблял пословицы и поговорки, прославляя слово ласковое, тёплое, а дело доброе.
- Объясните, почему так говорят: «Доброе слово, что ясный день».
Может быть по этому такие слова называют «волшебными».
- А вы ребята пользуетесь волшебными словами? Когда и как вы их произносите? - Потому, что слушать добрые слова приятно, они согревают как солнышко.
- Да. Когда просим кого-нибудь о чем либо. Эти слова произносятся вежливо, с улыбкой.
Самопроверка 7 мин Осознание обучающимся степени овладения способом действия Самопроверка,
саморегуляцияА давайте с вами проверим, верно ли, что есть волшебные слова. Сыграем в игру «Цветик – семицветик». Учитель берёт самодельный цветок с лепестками и объясняет правила игры: «Волшебник» отрывает лепесток и по желанию отдает любому со словами из сказки:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по моему вели…»
(Дальше звучит просьба, пожелания, связанное с межличностным взаимодействием этих ребят). Учитель оказывает индивидуальную помощь при затруднении: формулировать просьбу, пожелание, извинение и т.д. Дети со словами из сказки обращаются к одноклассникам, учителю
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по моему вели…»
Подведение итогов 5 мин Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Рефлексия, контроль, самооценка. - Кому было легко произносить «волшебные слова»? Значит вы какие ребята? А что вы слышали в ответ? Почему?
- А почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?
Договорите с улыбкой вежливые слова в загадках Олеси Емельяновой (Приложение 1)
- Давайте договоримся, что общаясь с окружающими мы будем дарить только улыбки и добрые слова. Тогда настроение у каждого будет тёплым, как в ясный день, как в песне «Улыбка». (Звучит песня «Улыбка») - Мы часто им говорим.
- Мы вежливые ребята.
- Вежливые слова, улыбку.
- От улыбки теплей. Все красиво выглядят когда улыбаются.
Учитель читает загадки, ученики договаривают.
Ребята подпевают песне «Улыбка»
Приложение 1
Загадки
Олеси Емельяновой.
Встретив зайку, ёж-соседГоворит ему: «…»(Привет!)А его сосед ушастыйОтвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй!) К Осьминожке КамбалаВ понедельник заплыла,А во вторник на прощаньеЕй сказала: «…»(До свиданья!)
Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.Поругались бы они,Но сказал он «…»(Извини!) Трясогузка с бережкаУронила червяка,И за угощенье рыбаЕй пробулькала: «…»(Спасибо!) Толстая корова ЛулаЕла сено и чихнула.Чтобы не чихала снова,Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!) Говорит Лиса Матрёна:«Отдавай мне сыр, ворона!Сыр большой, а ты мала!Всем скажу, что не дала!»Ты, Лиса, не жалуйся,А скажи: «…»(Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,Не пролезут вместе в дверь.Тот, кто вежливей, сейчасСкажет: «Только…»(после вас!) Муха Жу, хоть не хотела,В скорый поезд залетела.Ей букашки Фло и ФтиСкажут: «…»(Доброго пути!) Дал Ивану царь ГундейЗа спасенье пять гвоздей,А Иванушка царюГоворит: «…»(Благодарю!) Выгнал кукушонок РомаНяню строгую из дома.Всем, кто будет баловать,В дом…(Добро пожаловать!)
Мама с папою сидят,Торт с конфетами едят.Скажет вежливая дочь:«Разрешите …»(вам помочь!) Из болота крокодилДольше всех не выходил.Члены жабьего советаДали приз ему за это –Наградили попугаемИ кричали: «…»(Поздравляем!) Бык ромашек накосилИ барана пригласил.Тот один съел угощенье,Но сказал: «…»(Прошу прощенья!) Обнаружив на рассвете,Что роса попалась в сети,Паучиха Шудра-ВудраЕй сказала: «…»(С добрым утром!)
Олениху в два часаНавестить пришла лиса.Оленята и оленьЕй сказали: «…»(Добрый день!) На закате мотылёкЗалетел на огонек.Мы, конечно, рады встрече.Скажем гостю: «…»(Добрый вечер!) Катя пупсика ИгнаткуУложила спать в кроватку –Больше он играть не хочет,Говорит: «…»(Спокойной ночи!) Дети Даша и ЕгоркаСыр для пиццы трут на терке.Просят мышки из норы:«Дайте! Будьте...»(так добры!)
Увидали обезьяны,Слон под пальмой ест бананы,И кричат ему они:«Вкусно? Ты хоть намекни!»Вежлив слон, не сомневайтесь,Он им скажет: «…»(Угощайтесь!)