Урок литературного чтения по теме Зима в лесу И.С.Соколов-Микитов

Тема урока: «Зима в лесу».
Цели: познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; продолжить работу над жанром и видом изобразительного искусства.
Предметные: уметь пересказывать текст, передавать настроение автора.
Метапредметные:
Познавательные: передавать голосом чувства.
Коммуникативные: умеют различать познавательный и художественный тексты; умеют сочинять сказки или рассказы по заданной теме.
Регулятивные: уметь самостоятельно проверять знания по изученной теме.
Личностные: самостоятельность, чувство сопричастности к Родине, навыки сотрудничества.
Средства обучения: интерактивная доска, разрезные картинки для игр «Пазлы», фонозапись стихотворения Сурикова «Детство», репродукции картин художников-пейзажистов, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», ножницы, белая бумага, (снежинки, снеговые тучки для рефлексии),музыка Вивальди «Зима»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок
Все ль на месте, Все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки? Все ль внимательно глядят?
Начинается урок, Он пойдет, надеюсь впрок.
2. Повторение пройденного материала.
С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (С.Иванов «Каким бывает снег?») (слайд)
Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду читать отрывки из рассказа, а вы отгадайте о каком снеге идет речь?
Он робок и тих. Ложиться на октябрьскую землю и тает, (первый)
Силен и спокоен снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья, много снегу, много и холода, (январский)
Самый последний снег. Весь в дырах, проталинах, (апрельский)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд)
Сегодня у нас необычный урок, мы будем не только читать , но и заниматься изобразительным искусством.
На уроке вы познакомитесь с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». А так же будем выполнять коллективную графическую работу « Зима».
4. Работа над рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу».
1.Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
2.Беседа по восприятию прочитанного.

-Понравился ли вам этот рассказ?
-О чем написал автор в своем рассказе?
3.Дидактическая игра «Пазлы» (работа в группах)
(Дети делятся на 3 группы и собирают из разрезных частей картинку.)
- Кто получается на картинке? (белка, лисица, медведь) (слайд)
1.Выборочное чтение. - Найдите в тексте прочитайте строки.
1-я группа -о белочке
2-я группа - о лисице
3-я группа- о медведе
5. Беседа по охране природы.
- Как автор относится к жителям леса?
Мне хотелось, что бы и вы по-доброму относились к природе, любили ее. (слайд)
Давайте вместе прочитаем и запомним 3 очень важных правила, которые должен выполнять каждый человек.
Охраняй природу.
2. Береги ее.
Ко всему живому относись по-доброму.

6.С
7. Самостоятельная дифференцированная работа.
А сейчас вы будете работать самостоятельно. У каждого будет свое задание. 1 -я группа - работа в рабочей тетради на печатной основе стр.61-62
2-я группа - перечитать текст и подумать, как можно озаглавить каждую часть
На доске даны варианты заголовков выбери правильный.
Заячья радость. Зимний пейзаж.
Первый снег. Охотник в лесу.
Мишкины запасы. В медвежьей берлоге.
3-группа - поупражняйтесь в чтении рассказа «Зима в лесу»
8 .Проверка самостоятельной работы.
1- группа ( шубка – зимняя заячья, белочка – легкая, охотник – осторожный, лисица – хитрая, медведь – запасливый) (веточка-лапка, заяц-беляк, медведь-лежебока)
2-группа (Заячья радость. Охотник в лесу. В медвежьей берлоге.)
3-группа

Физкультминутка.

9. Актуализация знаний.
- Ребята, как красива наша природа в любое время года - осенью, зимой, весной, летом. (слайд)
- Какие краски, какая гармония цвета. Многие художники посвятили свое творчество изображению природы.
Вспомним, как называется жанр изобразительного искусства, где изображена природа?
Как назовем художников, которые изображают пейзаж?
10. Беседа по картине И.И.Шишкина «Зима».
Что изображено на картине?
Какое небо?
Какие деревья зимой?
Слышится что-то в лесу?
В своей картине И.Шишкин изобразил уголок зимнего леса, где густой ельник покрыт снегом. Снег лежит на земле, поваленных деревьях, на старых елях и молодых елочках.
Снег белый, пушистый. Небо высокое, морозное. Воздух чистый, холодный.
Тишина, только на ветке старой ели одиноко сидит клест.
- Какие цвета вы видите в картине?
11. Практическое выполнение работы.
Сегодня мы с вами выполним графическую коллективную работу на тему «зима» в жанре пейзажа. А помогут нам в этом белая бумага, ножницы.
- Что значит «Коллективная работа?» (выполнять работу вместе)
Давайте вспомним приемы работы с бумагой?
Что бы пейзаж получился красивым, какие элементы можно вырезать и поместить в нашу работу? (деревья, сугробы, дома, ели)
У вас на столе находятся заготовки различных элементов пейзажа, которые вы должны вырезать. (каждый получает задание)
- Давайте вспомним правила работы ножницами?
Не забывайте, что мы с вами работаем вместе, поэтому каждый должен стараться.
А поможет вам в этом музыка.
( музыка Вивальди «Зима» )
12. Подведение итога.
Ребята, давайте посмотрим на нашу совместную работу. Понравилась она вам? Сразу видно, что все старались, очень аккуратно вырезаны дома, деревья, сугробы.
-С картиной какого автора вы сегодня познакомились?
Какому времени года был посвящен наш урок?
Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
-Самыми активными сегодня были...., они за урок получают «5», «4» я
поставлю....
13. Рефлексия. Ребята, мне хочется узнать ваше впечатление о сегодняшнем уроке.
Кому понравился урок, у кого хорошее настроение, кто доволен своей работой, прикрепите к нашей коллективной работе снежинки, а кто считает, что у него что-то не получилось, или просто плохое настроение, того прошу прикрепить снеговую тучку.
Спасибо за урок. Было приятно с вами работать.










15