Конспект урока по обучению грамоте Гласные буквы Я, я, обозначающие звук (й,а)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Конспект урока
по обучению грамоте
Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки [й,а].
Конспект урока составил учитель начальных классов Прохоренко Елена Борисовна
2011-2012 учебный год
п.г.т. Подгоренский
Конспект урока по обучению грамоте.
Тема урока: Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а].
Цели урока: через наблюдение познакомить детей с новыми гласными буквами Я, я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука); работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания; воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.Ход урока.
Организационный момент.
Я пришла к вам неспроста: До меня молва дошла –В первой школе появилась Очень дружная семья. Вместе учатся, играют И друг другу помогают. Все девчонки хороши, А мальчишки удальцы!
Актуализация знаний.
Логическая разминка.
Работа над скороговоркой. (Слайд)
Работа над гласными звуками.
- Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже с вами выучили?
- Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие вверху?
- А теперь вспомните, какая из гласных букв может обозначать два звука?
Самоопределение к деятельности.
- Правильно, Е. Ребята, а как вы думаете, есть ли в русском алфавите еще гласные буквы, при произношении обозначающие два звука?
- Кто-то считает, что есть такие буквы, некоторые уверенны, что таких букв не существует. Кто прав из вас, мы узнаем в ходе нашего урока, если вы будете внимательно и активно работать.
- Давайте вспомним, что мы знаем о букве Е?
- Сегодня вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы Е.
Работа по теме урока.
Звуко-буквенный анализ слов.
- Кто внимательный? Найдите одинаковые звуки в словах:
(Слайд)
Производится слого – звуковой анализ слов.
- Произнесите слово «яблоки» по слогам.
- Сколько слогов? (3)
- Какой первый слог: (яб), второй - (ло), третий – (ки).
Рассмотрение схемы слова на слайде.
Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком.
- Ребята, давайте еще раз медленно произнесём первый слог - слияние. Какие мы слышим звуки? ([й], [а]).
2. Знакомство с буквой Я, я
- Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. Буквой Я,я ( показ буквы)
- На что же похожа буква Я? (чтение отрывка из книги)
3. Звуко-буквенный анализ слов.
Аналогично проводится работа по слайду над схемой к слову маяк.
- Ребята, а давайте определим, какая это буква Я, гласная или согласная? Почему?
- Так что же мы узнали про букву Я, что же она похожа с гласной буквой Е? (если буква «я» стоит в начале слова или после гласной буквы, она обозначает два звука ([й], [а]).
- Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я-
Буква,
Слог
И слово!
4. Соотнесение звуков и букв в словах «яблоки», «маяк».
- Давайте на доске составим эти два слова. Весь класс работает в печатной тетради
- Сколько вы использовали букв для каждого слова, а сколько звуков (схема). – Какой можно сделать вывод? Почему?
5. Распознавание звуков, обозначающих букву Я.
Игра «Светофор» (Сигнальные карточки).
- Какие слова запомнили? Какие из них для вас оказались непонятными?
6. Закрепление изученного материала. Чтение слогов и слов с изученной буквой.
Работа по учебнику. С. 111
А) -Ребята, так с какой мы буквой сегодня познакомились, что будем делать на уроке?
Чтение слогов-слияний.
- Что вы заметили, при чтении слогов с буквой Я?. Как звучат согласные в слогах слияния?
Б) Чтение слов с доски
Яблоки, яблони, Зоя, Рая.
- Где находится буква Я в первых двух словах? Какие два звука мы слышим?
- Где букву я мы встречаем в другой паре слов? После каких букв? Какие два звука мы слышим? Почему эти слова пишутся с большой буквы?
В)Самостоятельное чтение слов в Азбуке.
7. Физкультминутка.
8. Работа беседа о России.
- Посмотрите внимательно, у нас ученик 1 класса фотографирует огромную страну …
- Давайте прочитаем, о чем у нас сейчас пойдет речь.
(Слайды о России. Дети читают стихи. «Что мы Родиной зовем?»)- Россия – это наша Родина. Столица нашей Родины - Москва. Каждое государство имеет свою символику, Россия тоже имеет герб РФ, Флаг РФ и Гимн РФ
(Слады о символике. Учитель рассказывает о символах Российского государства. Дети читают стихи).Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.
Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах.В нем отражена история.
Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
(Слайд. Стих)Наш российский флаг – трёхцветный.
Каждому цвету придаётся своё значение.
Белый цвет – цвет чистоты и надежды. Красный – цвет крови, жизни.
Синий – цвет безоблачного мирного неба.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических
представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы
должны относиться к нему с уважением и почитанием.
(Слайд. Стих)Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
(Слайд. Стих)9. Чтение текста в учебнике.
- Сейчас мы прочитаем текст. После прочтения скажите, о чем говорится в тексте.
Чтение текста цепочкой, хорошо читающими учениками.
Вопросы по содержанию текста:
- О чем этот текст?
- Что мы посадим у дома?
- Какие фрукты вырастут?
- Кто будет рад нашим успехам?
- Чем же славятся русские?
10. Музыкальная пауза.
Демонстрация «Ромашковой поляны»11. Составление рассказа по опорным словам. Работа в парах.
- Прочитайте слова на доске.
Россия, Родина, Москва, земля. Печатание слов в тетради
(заслушиваются рассказы).
12. Игра «Угадай сказку». (Слайды)
13. Чтение пословиц. Учитель выясняет, как дети поняли смысл этих пословиц.
14. Беседа о своей малой Родине, Подгорном.
Рефлексия
- Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
Итог урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Какие она звуки обозначает в начале слова и после гласной буквы?
- Если она стоит после согласной буквы, что происходит с звуком?