Видеоролик «Достопримечательности Астаны»

Достопримечательности Астаны

Кто сказал, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не бывать»? Есть в Казахстане город, который опроверг казавшееся незыблемым утверждение. В 1997 году Президент суверенного Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил перенести столицу страны из Алматы в Акмолу. Это решение было продиктовано важным геополитическим месторасположением города (в центре Казахстана и Евразийского континента), наличием необходимой транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Особую роль при выборе новой столицы сыграло наличие свободных земель для развития города. В 1998 году руководство страны приняло решение переименовать новую столицу - ей было дано имя Астана. С приданием городу столичных функций открылся новый этап в его развитии. Астана стала центром государственной, общественной и культурной жизни страны.
Астана расположена в степной полосе на реке Ишим, на месте её наибольшего сближения с Нурой. Численность населения столицы на 2009 год составила 665,8 тысяч горожан. Она является вторым в стране городом по численности населения, уступая лишь Алматы.
Название. Не сразу стала Астана «Астаной». До 1998 года город носил различные названия. Так, с 1830 по 1961 Астана назвалась Акмолинск, с 1961 по 1992 - Целиноград, с 1992 по 1998 - Акмола, и только в 1998 году, когда сюда была перенесена столица, ей было дано окончательное на сегодняшний день название - Астана, что в переводе с казахского собственно и означает «столица» или «главный город». Слово «Акмола», которым был назван город, в переводе с казахского языка означает «Белая Могила» или «Белая Святыня». До 1998 года название города объяснялось тем, что в двадцати километрах от него находится одноимённое урочище, известное тем, что там, на вершине белого известнякового холма расположена могила местного бия.
Строительство города. Молодая столица, меняющаяся на глазах, - символ созидания, творчества и прогресса народа Казахстана. В строительстве Астаны принимали участие 71 город страны, 432 строительные компании, 135 заводов снабжали стройку строительными материалами. Наряду с местными фирмами новую столицу возводили турецкие, итальянские, французские, швейцарские компании. Ежегодно вступали в строй от 60 до 100 средних и крупных объектов. Ускоренные темпы строительства и всенародная поддержка позволили за 10 лет построить в степях Казахстана современный модернизированный город с неповторимым обликом и стилем.
При разработке архитектурной концепции города была учтена идея Президента Нурсултана Назарбаева о придании городу евразийского облика. Автором генплана застройки Астаны стал известный японский архитектор Кисе Курокава (Kisho Kurokawa), автор проектов музея Ван Гога в Амстердаме, международного аэропорта в Куала-Лумпуре и национального этнологического музея в Осаке. В России Кисе Курокава известен своими проектами стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге под названием «Космический корабль». Создаваемые архитектурные ансамбли по генеральному проекту Курокавы сочетают в себе современный дизайн и азиатский колорит. Это придало городу неповторимый облик, а по красоте и высоте зданий город соперничает с Токио, Нью-Йорком и Дубаем.
Астана стала полигоном идей и для другого знаменитого архитектора - британца Нормана Фостера, признанного лидера архитектуры в стиле hi-tech. Норман Фостер - архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, обновленное здание Бундестага в Берлине и Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне - самого высокого небоскреба в Европе, перестроивший стадион Wembley в Лондоне и воздвигнувший знаменитую башню для корпорации Hearst в Нью-Йорке. Фостер является автором проекта одной из самых оригинальных построек Лондона - небоскреба-огурца Swiss Re. В Астане Норман Фостер построил самый уникальный дом религий в мире - Дворец Мира. Команда архитектора также возвела новый развлекательный центр для столицы Казахстана - «Хан Шатыр».
История Астаны. Город был основан в 1830 году как казачий форпост полковником Фёдором Кузьмичом Шубиным-вторым, участником Бородинского сражения. Позднее небольшая непримечательная крепость разрослась в город. В 19 веке на тот момент еще Акмола была важным геополитическим центром региона, фактически являясь центром всего округа.
Интересно, что первой столицей Казахстана был город Оренбург, сейчас находящийся на территории Российской Федерации. Впоследствии в 1925 году столицу перенесли в Кзыл-Орду, а 1929 - в Алма-Ату. Официально Астану объявили столицей республики 10 июня 1998 года.
Астана сегодня. Сегодня Астана - это достаточно крупный город, площадью более чем 200 кв. км. Столица Казахстана с каждым годом становится все более привлекательной как для жителей страны, так и для иностранных гостей. Актуальный архитектурный стиль Астаны, сочетающий в себе лучшие традиции восточной и европейской культуры, точнее всего демонстрирует облик Астаны как центра политики, культуры и экономики. Всего за несколько лет преобразился городской пейзаж Астаны. И даже сегодня столица Казахстана продолжает активно застраиваться. Стал другим и вид ночного города - красивая подсветка зданий, новое уличное освещение, великолепные фонтаны на реке Ишим, набережная - все это черты современной Астаны. Сегодня Астана - гордость Казахстана, символ объединения государства и воплощение национальной идеи. Развитие Казахстана тесно связано с будущим Астаны, по праву являющейся элементом нового образа Казахстана.
В 1999 году Астана была удостоена премии Юнеско «Город мира», а в 2003 столицу отметило знаменитое мировое рейтинговое агентство Moody’s Investors Service. Так, Астана стала важным элементом «казахстанского бренда» и вошла в список 30 лучших мировых городов.
Городской пейзаж изменился действительно в короткие сроки, город и сейчас продолжает динамично застраиваться. Изменилось и его ночное убранство - ночной облик столицы, искусная подсветка зданий, огни уличного освещения, гирлянды, многоцветные фонтаны на реке Ишим, фонари набережной, яркие витрины магазинов, баров, ночных клубов. Астана стала гордостью нового Казахстана, символом утверждения национальной идеи и объединения страны. Будущее Казахстана неразрывно связано с будущим Астаны, которая еще недавно воспринималась как «новая столица», а теперь является неотъемлемой частью нового образа Казахстана, страны, устремленной в 21 век.
Экономика.  В 1931 - 1936 годах была построена железная дорога на Карталы, которая в дальнейшем оказала значительное влияние на хозяйственное развитие города. В городе функционируют такие заводы, как «Металлист», насосный, чугунолитейный, вагоноремонтный и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Кроме этого, есть химический завод, предприятия лёгкой (кожевенно-пимокатный завод, швейная фабрика) и пищевой (мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы) промышленности, лесопильный и кирпичный заводы, типография и другие предприятия. Близ Астаны имеются каменноугольные шахты. В городе также производятся стройматериалы, ведутся работы на урановых рудниках.
В 2006 году вышел указ президента республики, в котором был утвержден стратегический план устойчивого развития города до 2030 года, определяющий основные направления деятельности по становлению и устойчивому развитию города как столицы государства. Разработку данного плана осуществил Центр устойчивого развития столицы.
Транспорт. В Астане имеется железнодорожный узел на стыке линий Петропавловск - Караганда - Балхаш и Барнаул - Павлодар - Астана - Карталы - Магнитогорск. В городе также располагается центральный офис национальной железнодорожной компании Казахстана «Казакстан Темир Жолы». В транспортную систему также входит узел автомобильных дорог, по которым катятся многочисленные автобусы, маршрутные такси и такси. Кстати, троллейбусное движение в 2008 году было окончательно ликвидировано. В ближайшие годы в столице запланировано сооружение скоростного Астанинского легкорельсового транспорта LRT (лёгкого метро, скоростного трамвая), а также обычного трамвая. В городе также работает современный международный аэропорт, способный принимать все типы воздушных судов. Аэропорт находится в 16 км от города.
Достопримечательности Астаны. Водно-зеленый бульвар. На главной оси административного центра Астаны располагается пешеходный мост, более известный горожанам как «водно-зеленый бульвар» - детище автора генерального плана развития Астаны К. Курокавы. Мост - это один из основных элементов композиции центра столицы. По замыслу архитекторов, он объединяет всю прилегающую застройку. Зодчие предусмотрели три уровня, что вызвано рационализацией использования городских земель, поскольку их стоимость возрастает по мере развития левобережья. Нижний уровень отведен под автостоянки, которые вместят 400 автомобилей. На втором этаже грандиозного сооружения расположен пассаж: вокруг двухсветной галереи сконцентрированы выставочные залы, магазины, офисы. Третий уровень - это пешеходная улица с газонами и декоративными деревьями, малыми архитектурными формами и фонтанами. Особенность пешеходному мосту придают шесть зон с условным названием «зеленый дом». Прозрачные конические купола позволяют свету пронизывать сооружение снизу доверху. В этих атриумах, удобно связанных лестницами, расположены искусственные сады, а на уровне второго этажа все сооружение соединяется крытыми галереями с окружающей застройкой.
Развлекательный центр «Думан». На левобережье столицы был построен развлекательный центр «Думан», который включает уникальный океанариум - кусочек моря в бескрайней степи, 3D-кинотеатр, аттракцион «Джунгли», боулинг, казино, многофункциональный зал и гостиничный комплекс, а также сеть кафе, сеть торговых залов, детская игровуая площадка. «Думан» пользуется популярностью как у взрослых, так и у детей. Массу впечатлений у посетителей вызывает процедура кормления акул, которую можно наблюдать через стекла аквариума. Емкость океанариума составляет 3 млн. литров воды, на что потребовалось 120 тонн морской соли. Здесь живут более 2000 морских обитателей, представляющих более 100 видов морской фауны: морские звезды, кошачьи акулы, морские коньки, яркие коралловые рыбки, актинии. Ценителей истории особо заинтересует Купольный зал, ставший своего рода музейной площадкой. Здесь расположены макеты достопримечательностей Казахстана и зарубежных стран. В экспозиции фрагмент мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, архитектурного памятника казахского зодчества 14 века, копия Золотого человека, Монумента независимости страны, копия ракеты со смотровой площадки космодрома «Байконур». Также в тематической зоне находятся макет древнего городища, памятник, посвященный единству Савских народов, фонтан «Казахстан», макет американской Статуи Свободы, вигвам - жилище индейцев Северной Америки, фрагмент Великой китайской стены.
Центральная мечеть «Нур-Астана» и синагога «Бейт Рахель - Хаббад Любавич». Принципы толерантности, гуманитарного и религиозного сотрудничества и безусловного уважения свободы совести и вероисповедания, столь присущие современному Казахстану, нашли отражение в двух неповторимых по дизайну религиозных сооружениях, украсивших левобережную часть города: Центральной мечети «Нур-Астана» и Центральной синагоги. Здание мечети выглядит довольно неожиданно, но гармонично. Изящество Востока продуманно вплетено в изящество стекла, бетона, стали, гранита и алюкобонда. Выдержаны и масштабы левого берега: на почти четырёх тысячах квадратах мечети могут вознести молитву пять тысяч верующих, и ещё две тысячи прихожан - на площади перед ней. Четыре минарета, 62 метра каждый, сосредоточены на вечно, а купола, покрытые алюминием с позолотой, позволяют деловой части города не забывать о душе.
21 элула 5764 года (7 сентября 2004 года) в небе Астаны появилась новая звезда - звезда Давида. Двадцать пять метров - высота до ее верхушки, венчающей здание новой столичной синагоги, самой крупной в Казахстане, да и во всей Центральной Азии. Её общая площадь составляет 5600 квадратных метров. Она возвышается на берегу речки Акбулак, между Евразийским университетом и красивым жилым комплексом. Студенты Евразийского университета, влюбленные на набережной, яхтсмены под парусом на Гребном канале - всем здесь видна бело-голубая гармония на тяжелом каменном основании под голубым же куполом. Синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич» строилась два с половиной года - от возникновения идеи до внесения свитков Торы.
«Батыгай». Представление о масштабности архитектурных замыслов создателей города дает проект «Батыгай». Это целый крытый город общей площадью более миллиона кв. м, получивший по предложению Президента название в честь древней столицы страны. Все его объекты будут связаны подобием метро. В центре комплекса будут размещены школа, больница, офисные помещения, торговый центр, аквапарк, развлекательный комплекс, спортивный центр, SPA-салоны и кинотеатр. По периметру - жилые дома, жители которых (свыше 10 000 человек) будут полностью обслуживаться в комплексе. Помимо этого под куполом города круглый год будет царствовать лето, действовать бассейны с искусственными песчаными пляжами и цвести экзотические пальмы.
Цирк. На левом берегу Ишима приземлилась огромная летающая тарелка. Она сделана, как и полагается НЛО, из суперсовременных материалов с помощью суперсовременных технологий. Космический объект недолго был неопознанным: ко Дню независимости Казахстана он получил имя, статус и первых поклонников. А Астана получила цирк. Горожане полюбили «летающую тарелку», и она осталась здесь навсегда. В столичном цирке уникально все: архитектурная мысль, ее высокотехнологичное воплощение, эргономика внутреннего устройства, расширенная инфраструктура. Но главное достижение - абсолютно новый цирковой коллектив. Акробаты, эквилибристы, дрессировщики, джигиты на скакунах, воздушные гимнасты, иллюзионисты и клоуны - все тридцать три удовольствия для маленьких, больших и очень больших поклонников цирка. Наравне с людьми выступают и братья наши меньшие: как же можно представить цирк без четвероногих артистов? Но, тем не менее, сердце любого цирка - его арена. В столичном цирке она располагается в пространственной металлической конструкции в форме чаши диаметром 92,6 метра. Диаметр же самой арены составляет 13 метров. И оснащена она в полном соответствии с требованиями современного циркового искусства: устройство для акробатических полётов под куполом цирка, оборудование для лазерного шоу, манеж-трансформер, способный превратиться в ледовое поле. Посмотреть красочное действо на арене одновременно могут около двух тысяч человек.
Боровое. Астана вскоре станет и туристической Меккой - недалеко от столицы появится уникальный проект «Боровое Лэйкс Резортс» - детище известного британского архитектора Эрика Кюхне. По его мнению, Боровое можно сравнить с такими мировыми курортами, как Альпы, Анды или Скалистые горы в США. «Если курорт будет работать в полную силу, то в районе Борового можно будет собрать четверть населения Казахстана для отдыха», - уверен британский архитектор. По его расчетам, при грамотном планировании концепции проекта Боровое сможет принимать ежегодно свыше 90 млн. туристов, включая и любителей азартных игр, Боровое может также стать «игорной столицей», куда могут переместиться «депортированные» из других городов страны казино. В Боровом будет все: заливы, бухты, специальные прогулочные дорожки вдоль берега, конно-спортивный комплекс, который станет базой для подготовки национальной олимпийской сборной по конным видам спорта. Здесь же будут построены и поля для гольфа. Боровое станет круглогодичным курортом: удобное расположение гостиниц и всех жилых комплексов, развитая дорожная инфраструктура позволит туристам быстро и легко добираться до места назначения. Кроме того, здесь будут созданы 50 тысяч новых рабочих мест для местных жителей, которые будут заняты в сфере обслуживания.
Аллея поющих фонтанов. Этот чрезвычайно сложный объект представляет собой широкую аллею, разделяющую левобережье надвое. Это трехуровневое сооружение галерейного типа состоит из двух павильонов. Особое внимание здесь привлекают застекленные переходы, открытые галереи, зеленые газоны, цветные тротуары, гигантские чаши с музыкальными фонтанами.
Ак-Орда. Является резиденцией Президента Республики Казахстан. Она расположена на левом берегу реки Ишим, в начале Водно-зеленого бульвара, в трёхстах метрах от монумента столицы Байтерек. Площадь здания составляет 36 720 кв.м. Официальная презентация нового Дворца Президента Республики Казахстан состоялась 24 декабря 2004 года. Рядом с резиденцией находятся Парламент РК, Дом Правительства РК, Верховный Суд РК, Дом Министерств РК.
Карта Казахстана - Атамекен. Атамекен - это этно-мемориальный комплекс, в котором представлено все, что в Казахстане можно увидеть, чем его одарила природа и человек. На этой карте страны расположены все 14 областей и два города республиканского значения - Астана и Алматы. Здесь показано все разнообразие природно-климатических зон и ландшафтов, архитектуры и градостроительных ансамблей. Однако главными все же остаются памятники истории и культуры.
Конгресс-Холл. Сегодня это не просто современный концертный зал, а главный культурный центр Астаны, его софиты освещают события, которые потом входят в историю становления как культурной, так и политической жизни молодой столицы Казахстана. Дворец состоит из шести этажей, на которых располагаются 158 комнат и зрительный зал на 1600 мест. Кроме того, здесь также имеются оркестровый и балетный залы, ресторан и зал для приёмов, которые по стилю и инфраструктуре ничем не уступают современным западно-европейским. Превосходная акустика, расширенная сцена и гримёрные класса «люкс» позволяют принимать хозяевам дворца звёзд мировой величины. Огромное светлое фойе дворца было спланировано архитекторами таким образом, чтобы быть максимально удобным для проведения больших выставок и ярмарок.
Дворец «Жастар». Является излюбленным местом досуга горожан, а само здание - памятник архитектуры и истории местного значения. Дворец представляет собой четырехэтажное здание, в котором реализована система взаимосвязи и трансформации таких крупных комплексов, как зрительный зал и спортивный зал, которые могут вмещать до 1400 зрителей. В 2001 году была проведена реконструкция здания, фасады отделаны современными материалами. При этом конструктивные решения сохранены, как сохранен и общий очень нарядный, праздничный облик. Сегодня дворец является средоточием общественной и развлекательной жизни столицы. Свыше 1000 детей и подростков и более 100 представителей трудящейся молодежи занимаются здесь творчеством и реализуют на практике свой потенциал, дарованный им от природы.
Музей Первого Президента Республики Казахстан. Музей располагается в бывшей Резиденции Главы Государства Н. Назарбаева. Уникальные предметы убранства, интерьеры, составляющие единый комплекс, сохранились в неизменном виде. Музейной коллекции положили начало преподнесенные в дар президенту сувениры, книги, картины. В настоящее время в музее хранится более 60 тысяч экспонатов, в числе которых можно найти архивно-рукописные и печатные материалы, кино- и фотодокументы, произведения изобразительного и декоративноприкладного искусства, оружие, личные вещи, документы и коллекцию наград Первого Президента Казахстана. Эти сокровища музея раскрывают важнейшие этапы становления суверенного Казахстана и рассказывают о жизни и деятельности президента.
Музей Сакена Сейфуллина. Это деревянный аккуратный дом, сооружение которого датируется 1846 годом. Здесь 20 февраля 1988 года распоряжением Совета Министров Казахской ССР был открыт музей Сакена Сейфуллина - поэта, прозаика, драматурга, публициста, критика, литературоведа, композитора, педагога, общественного и государственного деятеля Казахстана. Музей является не просто хранилищем памятников истории, материальной и духовной культуры, связанных с его жизнью и деятельностью; это также и научно-исследовательское предприятие, ставящее перед собой просветительские задачи. На сегодняшний день музей считается одним из исторических и духовных центров Астаны.
Музей современного искусства. Коллекцию музея сегодня составляют более 3-х тысяч произведений мастеров изобразительного искусства Казахстана, России и стран содружества. Она явилась результатом долгих исследований и глубокого интереса к культурным ценностям, которые получили свое отражение на живописных полотнах и графических листах. Здесь бережно хранятся поистине уникальные произведения художников Казахстана, России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Грузии, Армении, Латвии, Литвы, Эстонии, Таджикистана и других стран. Экспонаты музея представлены всеми жанрами изобразительного искусства, техниками, разнообразна тематика произведений.
Национальный Театр Оперы и Балета имени К. Байсеитовой. Театр представляет собой трехэтажное кирпичное здание, сложное в плане, являющееся прекрасным образцом архитектуры классического стиля конца 19 века. Здесь местные жители и сотни приезжих могут восхититься центральным порталом с полуколоннами, ризалитами, фронтонами, изящными нишами, пилястрами. Примечательно, что ранее, до реставрации, в здании современного театра располагался Дворец железнодорожников. Сегодня театр является самым молодым в стране. Он показывает результаты быстрого художественного роста, используя постановки спектаклей разных эпох и стилей.
Столичный Казахский Музыкально-драматический Театр имени К. Куанышбаева. Этот театр был основан в 1991 году. За время своего существования на его сцене ставились произведения Г.Мусрепова, М. Ауэзова, Ч.Айтматова, Т. Ахтанова и других известных драматургов и писателей. Каждого ценителя театрального искусства поразит здесь самое актуальное прочтение классики, тонкий лиризм, высокое духовное начало, в общем, превосходная игра настоящих актеров.
Русский Драматический Театр имени Горького. Здание для общественного театра было приобретено в 1899 году городской Управой города Акмолинска, впоследствии он превратился в театр имен Горького. На его сцене были поставлены сотни различных спектаклей, а его стены за все немалое время существования смогли выстоять в условия смутных времен, войны, безденежья, забвения, слияний и разделений. Сегодня театр - это высокий профессионализм и сценическая культура. Его непревзойденный коллектив демонстрирует аудитории яркие и глубокие образы героев классических писателей - М.Горького, А.Чехова, Н.Гоголя, А.Пушкина, Бомарше, Ж.Б.Мольера, Ф.Достоевского, а также современных авторов - К.Драгунской, Н.Птушкиной, А.Дударева, Л.и А.Чутко, К.Сергиенко, Ж.Ж. Брикер, М.Ласег. Сценические постановки их работ прочно вошли в репертуар театра.

15