Коммуникативное поведение в организации курсовик


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Теоретические аспекты коммуникационного поведения в организации
1.1. Коммуникационный процесс………………………………………………3
1.2. Условия, влияющие на эффективность коммуникаций………………….9
1.3. Коммуникативные барьеры – проблема, требующая решения……….12
1.4. Нормы коммуникативного поведения…………………………………..14
1.5. Теоретический аппарат описания коммуникативного поведения в организации………………………………………………………….………..18
1.6. Принципы описания коммуникативного поведения в организации….22
Глава 2. Управление коммуникативным поведением в МБОУ СОШ № 122……………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………..42
Введение
Согласно исследованиям любой руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.
Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации важным фактором функционирования организации.
Коммуникативное поведение в самом общем виде  - это совокупность норм, традиций и образцов общения. Соответственно, коммуникативное поведение в организации – это совокупность норм, традиций и образцов общения в организации. 
Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса коммуникации. Наше понимание окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами информации и ощущениях. Передача и получение информации – одна из управленческих задач.
Актуальность данной темы «Коммуникационное поведение в организации» обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой компании.
Объектом исследования в курсовой работе является МБОУ СОШ № 122 г.Нижнего Новгорода, основной деятельностью которой является образовательная.
Целью курсовой работы является изучение методов исследования межличностных отношений, анализ которых необходим для эффективного управления персоналом в организации.
Задачами курсовой работы являются:
Анализ коммуникативного поведения в организации
Оценка социальной структуры управления организацией МБОУ СОШ № 122
Исследование ценностно-мировоззренческой сферы персонала организации
Анализ межличностных отношений в организации
Глава 1.Теоретические аспекты коммуникационного поведения в организации
1.1. Коммуникационный процесс
Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов.
Коммуникация – это передача информации от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме (письменно; жесты; поза; тон голоса) с целью получаемой в ответ желаемой реакции.
Для процесса коммуникации необходимы по меньшей мере два индивида – отправитель и получатель. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях этого процесса.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель. Это ключевая роль, выполняемая участником процесса. Она заключается в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другому или другим участником процесса; переходит от одного лица к другому по мере того, как ее выполнение закончено. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках данного процесса и формулировании значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику.
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Сообщения содержат информацию, определяемую как изменение вероятности осуществления некоторой альтернативы в данной ситуации. Таким образом, сообщение информации уменьшает неопределенность знаний относительно некоторого явления у получателя. Примером информации может служить представленный руководителю отчет об исследованиях рынка, который показывает, что потребительский спрос на определенный продукт в течение трех месяцев упадет на 20 %.
Некоторые сообщения являются для получателя новыми и, следовательно, представляют собой вид стимула, отличный от обычных сообщений. Нововведение – это идея, метод или объект, воспринимаемые получателем как новые. Если сообщение является для получателя нововведением, то такой акт коммуникации называется диффузией, т.е. процессом, посредством которого нововведения передаются членам социальной системы во времени.
4. Канал – это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы можно разделить на средства массовой информации и межличностные каналы.
Каналы средств массовой информации – это такие средства передачи сообщений, как газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение, которые позволяют источнику доставить информацию многим получателям. Межличностные каналы – это такие каналы, которые используются при непосредственном обмене сообщениями между одним источником и одним получателем.
Одно из наиболее важных различий между средствами массовой информации и межличностной коммуникацией состоит в том, что последнем случае облегчается обратная связь. Коммуникация – это не однонаправленный поток сообщений от источника к получателю. Получатель также вырабатывает информацию и сообщения для источника, и такое взаимодействие является необходимым условием для успешности коммуникации.
5. Получатель – наиболее важный элемент коммуникационного процесса. Передатчики (источники) часто о нем забывают. Некоторые из них являются "ориентированными на источник". Другие источники "ориентированы на сообщение": они глубоко знают свой предмет, но не выражают его содержательно, т.е. не кодируют в терминах, понятных получателю. Третьи источники "ориентированы на канал" и настолько зависят от конкретного средства коммуникации, что забывают о получателе. Примером такого источника может служить руководитель организации, который передает получателям свои сообщения исключительно посредством распространения документов. Он не проводит совещаний с работниками даже в тех случаях, когда они могли бы быть более эффективными.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
- Зарождение идеи.
- Кодирование и выбор канала.
- Передача.
- Декодирование.
Эти этапы можно проиллюстрировать в виде простой модели процесса коммуникации.
Отправитель > Формулирует или отбирает идеи > Кодирует и выбирает канал передачи сообщения > Передает сообщение по каналу > Получатель декодирует принятое сообщение > Результат: идея понята получателем = да/нет
Простая модель процесса обмена информацией. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.
Кодирование и выбор канала. Кодирование – перевод информации в коммуникационные символы. Символы включают в себя слова, сигналы или действия. Нередко используемые символы могут иметь неоднозначную трактовку, т.е. существует вероятность того, что получатель неправильно (с точки зрения отправителя) их интерпретирует, особенно если он не знаком с языком и культурой источника информации.
Отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, используемых для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одной из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею другого лица.
Декодирование. Получатели сообщения стремятся восстановить идею отправителя, вкладывая смысл в символы и интерпретируя сообщение в целом, используют свой опыт и знания об отправителе, чтобы понять вероятное значение сообщения, принимая во внимание общие обстоятельства, в которых осуществляется коммуникация. Одно из основных условий правильного декодирования – умение эффективно слушать собеседника.
Коммуникация происходит только тогда, когда получатель получил сообщение и понял именно то, что намеревался сказать ему отправитель. Если отправитель четко закодировал сообщение и использовал соответствующее средство отправления, его расшифровка не вызывает затруднений. Однако существует вероятность, что получатель неверно декодирует символы. На пути коммуникации множество барьеров. Получатель может не получить предназначавшееся ему сообщение (особенно если кто-то еще должен дать согласие на его отправление), может забыть прочесть его или не полностью с ним ознакомиться, может быть слишком занят, чтобы обдумать его, и отложит, так и не осознав смысла послания, может понять совсем не то, что хотел сказать отправитель.Обратная связь. Процесс коммуникации завершают подтверждающие прием сообщения сигналы получателя, которые во многом определяются факторами, влияющими на выбор средств коммуникации – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте. Обратная связь осуществляется различными способами и принимает разные формы. Ее установлению препятствуют те же барьеры, что и самой коммуникации. Важно чтобы отправитель стремился к подтверждению получения и восприятия оригинального сообщения. До тех пор пока адресат не получил, не осознал и не подтвердил получение сообщения в той форме, которую подразумевал отправитель, об эффективной коммуникации не может быть и речи.
Отправитель должен получить подтверждение того, что сообщение достигло адресата, поэтому так важна активная реакция получателя. Даже в коммуникациях самой сложной формы основа процесса неизменна – кодирование значения, передача сообщения, декодирование и интерпретация значения.
1.2. Условия, влияющие на эффективность коммуникаций
Эффективность определяется как мера достижения поставленных целей, проявление каждого типа эффектов разумно оценивать с точки зрения их функциональности – дисфункциональности. Первое свидетельствует о положительной эффективности, т.е. достижении коммуникатором своих намерений, а второе – об обратном. Большинство исследований коммуникации, проводимых социологами направлены на изучение результатов коммуникации и имеют конечной целью повышение ее эффективности. При этом используется своего рода "элементный подход", при котором воздействуют на один или большее число элементов коммуникационного процесса для получения большего эффекта.
Для успешного осуществления эффективной коммуникации необходимо осознать, какие базовые элементы лежат в ее основе. Рассматривая продвижение информации от отправителя к получателю, не следует забывать о помехах – тех случайных целенаправленных конкурирующих сообщениях, которые могут заметно повлиять на ваше обращение. Чтобы обращение было эффективным, кодирование, осуществляемое отправителем, должно быть адекватно расшифровано получателем. Так, наиболее удачные обращения – это те знаки, которые хорошо знакомы получателю. Чем больше опыт отправителя совпадает с опытом получателя, тем эффективнее будет обращение.
Факторы, влияющие на эффективность коммуникации.
Чем большей монополией обладает источник коммуникации, тем выше вероятность положительного отклика получателя.
Коммуникации являются более эффективными тогда, когда обращение соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям получателя.
Легче осуществлять воздействие, если человек увлечен или интересуется темой.
Коммуникации будут более успешными, если источник считается профессиональным, обладает высоким статусом, если известны его цели и ориентация, и особенно в том случае, если источник влиятельный и легко идентифицируется.
При любой коммуникации необходимо учитывать социальный контекст, который всегда влияет на восприятие.
Наличие обратной связи – важное условие эффективных коммуникаций. Повторение содержания задания подчиненным позволяет дополнить его, если что-то упущено, и скорректировать, если что-то неправильно понять. Следует учитывать, что наибольшее доверие вызывает непосредственное и эмоционально окрашенное информирование. Конкретные сообщения с хорошими, ясными примерами предпочтительнее. Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.
Необходимо обеспечить:
- объективность (беспристрастность) обратной связи;
- целенаправленность обратной связи;
- своевременность обратной связи.
Обратная связь – это реакция получателя на сообщение источника. Источник может учесть обратную связь при изменении последующих сообщений. Таким образом, обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Обратная связь может рассматриваться как сообщения источнику, которые содержат данные об эффективности предыдущего акта коммуникации. Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат был достигнут. В этом смысле отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был. В этом смысле отрицательная обратная связь плохо влияет на отношение между источником и получателем и может породить между ними конфликт. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большое значение, чем положительная. И, тем не менее, из-за ее разрушительного действия инициатор такой связи, вероятнее всего, останется не поощренным или даже будет наказан. Например, попробовать сказать начальнику, что предложенная и ценимая им идея не работает.
Словом "шум" мы называем помехи и искажения в процессе коммуникации, которые препятствуют достижению заданного результата коммуникации. Примером может служить попытка вести разговор во время громкой музыкальной радиопередачи. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может измениться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.Хотелось бы добавить о том, что эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в силах людей.
Многим кажется, что слушать это означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса сосредоточенного слушания.
1.3. Коммуникативные барьеры – проблема, требующая решения
Источниками коммуникативных барьеров выступают как индивиды, так и организации в целом.
Существуют следующие виды индивидуальных барьеров.
барьеры в общении между людьми могут быть связаны с различиями в эмоциях и типах восприятия. Например, если человек склонен разделять людей на группы (классы), его мнение будет трудно изменить. Если человек жестко определяет свою позицию еще до начала дискуссии, возможности достижения успеха в коммуникации резко уменьшаются. Более того, люди с различным прошлым или уровнем знаний, как правило, по-разному интерпретируют одну и ту же информацию.
проблема может заключаться в неправильном выборе канала или средства коммуникации. Например, когда сообщение имеет эмоциональную окраску, целесообразно передавать его лично, при встрече. Письменные сообщения лучше подходят для рутинных сообщений, но они не обеспечивают достаточно быстрой обратной связи. Кроме того, письменные сообщения нецелесообразно использовать для передачи множественных информационных сигналов.
коммуникативные трудности часто связаны с семантическими различиями. Семантика – это смысл слов и контекст, в котором они используются. Так, слово "эффективность" для директора фабрики может означать достижение высоких объемов производства, а для специалиста по человеческим ресурсам – удовлетворения работников. Следовательно, успешные коммуникации предполагают тщательный подбор слов, которые призваны точно отображать ваши мысли.
получатель может не правильно понять отправителя, если тот говорит одно, а невербальными сообщениями указывает совсем на другое. Если выражение лица человек не соответствует его словам, в коммуникациях будут присутствовать "шум" и неопределенность. Интонации, жесты, действия – все это не должно противоречить произнесенному вслух.
Организационные коммуникативные барьеры связаны с факторами, присущими организации в целом. Прежде всего, это проблема разного статуса и уровня полномочий. К примеру, будь вы сотрудником первой линии, сообщили бы вы менеджеру о какой либо проблеме, если ваше обращение создаст у менеджера отрицательное впечатление о вашей работе? С другой стороны, наделенные властью менеджеры не редко воспринимают рядовых сотрудников как не способных к серьезным мыслям и поступкам индивидов.
Значительное влияние на коммуникации оказывают различия в целях и потребностях отделов. У каждого из них свои проблемы. Для производственного отдела главное – показатели производительности, его сотрудники достаточно далеки от интересов работников службы маркетинга.
Третья проблема заключается в том, что коммуникативные потоки могут не соответствовать задаче команды или всей организации. Если при выполнении нестандартных задач применяется централизованная структура коммуникаций, обмен информации между работниками будет явно недостаточным. Организация, отдел или команда максимально эффективны только тогда, когда объем коммуникаций между работниками соответствует поставленной задаче.
И последнее препятствие. Негативное воздействие на эффективность коммуникаций оказывает отсутствие в организации формальных каналов. В компании всегда должны быть адекватные текущей ситуации восходящие. нисходящие и горизонтальные коммуникации в различных формах: опросы работников, политика открытых дверей, информационные письма, записки, специальные команды, даже учреждения специальных "связующих" должностей. Отсутствие формальных каналов означает отсутствие в организации коммуникаций как таковых.
1.4. Нормы коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.
Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной (языковой) общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.
Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается национальная специфика: так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.
Наука о коммуникативном поведении имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения той или иной группы или общности) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей  коммуникативного поведения группы, организации и т.д.).
К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение – совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной  общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный «язык повседневного поведения» или социальный символизм.
Социальный символизм – это отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы. Социальный символизм является компонентом национальной культуры.
Социальный символизм зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается» – то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях. Символический смысл того или иного явления может быть совершенно не воспринят в другой культуре, не понят, а может и получить там самую неожиданную интерпретацию, что может привести инокультурного человека к прямому конфликту с представителями «домашней» культуры. Так, убирание немецкой хозяйкой вина, принесенного гостями в качестве подарка, рассматривается русскими как проявление жадности, скупости; в немецкой же культуре вино в таком случае рассматривается как сувенир.
Таким образом, один и тот же факт «значащего» бытового поведения получает разную коммуникативную интерпретацию в разных культурах. Цветы считаются вежливым, интеллигентным и этикетным подарком у русских, а у китайцев они не имеют такого значения. Прием гостя на кухне – символ дружеских доверительных отношений в России, приглашение к доверительному общению; в других культурах прием на кухне такого смысла не несет. Четное число цветов в букете символизирует у русских траурное назначение букета, а у многих других народов – нет.
Символические смыслы могут участвовать в коммуникативном акте как непосредственно – провоцировать речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., так и опосредованно, косвенно: участники общения в процессе коммуникации имплицитно интерпретируют, учитывают те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность друг друга, «язык» социальных символов собеседника и принимают эту информацию к сведению, интерпретируют эти символы как информационный компонент ситуации. Информация социальных символов включается в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения. Социальный символизм подлежит описанию в рамках невербального коммуникативного поведения.
Необходимо также иметь в виду, что социальный символизм многих явлений и предметов быстро меняется – например, символы моды, социальной принадлежности, зажиточности и др. Не так давно символом зажиточности в России был автомобиль и дача, в настоящее время – иномарка и коттедж, каракулевая шапка и кожаное пальто перестали быть символами зажиточности, а сотовый телефон стал и т.д.Необходимо остановиться на соотношении понятий коммуникативное поведение и речевой этикет. Коммуникативное поведение – более широкое понятие, чем речевой этикет. Последний связан, в основном, со стандартными речевыми формулами в стандартных коммуникативных ситуациях, отражающими категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает тематику общения, восприятие тех или иных коммуникативных действий носителями языка, особенности общения в больших коммуникативных сферах типа семья, коллектив, иностранцы, знакомые, незнакомые и многих других. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое, эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. Коммуникативное поведение включает речевой этикет как составную часть.
1.5. Теоретический аппарат описания коммуникативного поведения в организации
-Коммуникативное поведение – совокупность норм, традиций и образцов общения определенной группы людей.
-Коммуникативное поведение в организации – совокупность норм,  традиций и образцов общения в организации.
- Коммуникативная культура организации – компонент организационной культуры и фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение в организации.
-Коммуникативное мышление – устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение в организации.
-Коммуникативные нормы – коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной организации (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.д.).
-Коммуникативные традиции – правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством индивидов в организации и рассматриваемые как желательные для выполнения (спросить сотрудника о здоровье, поинтересоваться успеваемостью детей, поздравить коллегу с успехами и др.).
-Вербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях.
-Невербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположению собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления.
-Стандартная коммуникативная ситуация – типовая, повторяющаяся коммуникативная ситуация, характеризуемая использованием стандартных речевых средств (знакомство, приветствие, прощание, извинение, соболезнование и др.).-Коммуникативная сфера – область действительности, в которой коммуникативное поведение человека имеет относительно стандартизованные формы (общение с незнакомым, общение с коллегами, общение в школе и вузе, общение в транспорте, поликлинике, ресторане и кафе и т.д.). Это в широком смысле коммуникативная ситуация.
-Социальный символизм – совокупность смыслов (символических значений), приписываемых действиям, поступкам, явлениям и предметам окружающей действительности той или иной  общностью.
-Инокультурные информанты – принадлежащие к иной коммуникативной культуре, нежели исследуемая, но знакомые с исследуемой культурой в той или иной форме и способные высказать о ней суждение.
-Гетерокультурные информанты – принадлежащие к исследуемой коммуникативной культуре.
-Коммуникативное действие – единица описания коммуникативного поведения, отдельное типовое высказывание, речевой акт, невербальный сигнал, комбинация вербального и невербального сигналов и т.д. – в рамках того или иного коммуникативного параметра.
-Параметр коммуникативного поведения – совокупность однородных, однотипных коммуникативных признаков, характеризующих коммуникативное поведение.
-Коммуникативный факт – отдельная, конкретная особенность коммуникативного поведения, выделяющаяся в рамках определенного коммуникативного параметра, некоторое коммуникативное правило, действующее в коммуникативной культуре (знакомых надо приветствовать, о зарплате можно спросить).
-Коммуникативный признак – отдельная черта коммуникативного поведения (коммуникативное действие или коммуникативный факт), выделяющаяся как релевантная для описания в условиях сопоставления коммуникативных культур.
-Коммуникативные обстоятельства – совокупность признаков коммуникативной ситуации, влияющих на коммуникативное поведение участников общения (беседа на улице или в помещении, на ходу или сидя, при свидетелях или без и т.д.).
-Коммуникативный фактор – совокупность сходных коммуникативных параметров, наиболее обобщенная единица описания коммуникативного поведения.
-Активные коммуникативные действия – действия, предпринимаемые по инициативе говорящего.-Реактивные коммуникативные действия – действия, предпринимаемые в качестве ответной реакции на коммуникативные действия собеседника.
-Аспект коммуникативного поведения – совокупность однородных коммуникативных параметров (вербальный, невербальный аспекты).
-Коммуникативное мышление группы – мыслительные стереотипы, обеспечивающие коммуникативную деятельность группы. Представляет собой вид мышления (в одном ряду с такими видами мышления, как образное, предметное, профессиональное и др.).
-Менталитет – совокупность стереотипов восприятия и понимания действительности группой.
-Продуктивное коммуникативное поведение – вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках организационных норм и традиций общения.
-Рецептивное коммуникативное поведение – понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной  общности.
-Нормативное коммуникативное поведение – поведение, принятое в данной  организации и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью  коллектива.
-Ненормативное коммуникативное поведение – поведение, нарушающее принятые нормы.
-Коммуникативные табу (жесткие и мягкие) – коммуникативная традиция избегать определенных языковых выражений или затрагивания определенных тем общения в тех или иных коммуникативных ситуациях; соответственно, табу будут речевыми (при женщинах не использовать нецензурных слов) и тематическими (секс при детях не обсуждать).
Жесткие описываются предикатом нельзя, нежесткие – не принято, не рекомендуется, лучше не надо. Нарушение жесткого императива может потребовать объяснения (почему не поздоровался), может повлечь за собой общественные санкции.
-Коммуникативные императивы: жесткие (здороваться со знакомыми) и мягкие (спросить ребенка, как учится; сделать хозяйке комплимент по поводу приготовленных блюд) – коммуникативные действия, необходимые в силу принятых норм и традиций в конкретной ситуации общения.
Жесткие императивы описываются предикатом принято, нежесткие – обычно принято.
Существуют тематические императивы – темы, которые надо затронуть (со стариком о здоровье)
-Коммуникативные допущения – коммуникативные факты, признаки или действия, недопустимые в одной коммуникативной культуре, но возможные (хотя и не обязательные) в другой. Допущением русской коммуникативной культуры является, к примеру, возможность вопроса о личных доходах.
Необходимо различать теорию и прикладное описание коммуникативного поведения. Теория коммуникативного поведения призвана определить само понятие, выявить структуру и основные черты коммуникативного поведения, разработать понятийно-терминологический аппарат и методику описания коммуникативного поведения.
1.6. Принципы описания коммуникативного поведения в организации
Принцип системности. Коммуникативное поведение в той или иной организации должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм.
Принцип контрастивности.    Адекватное описание коммуникативного поведения возможно только на базе некоторого сравнения. Имплицитно любое описание будет контрастивным: большинство характеристик коммуникативного поведения оказывается параметрическими – часто – редко, интенсивно – мало, громко – тихо, быстро – медленно и др. Без сопоставления их описание просто невозможно. Фоном всегда выступает какая-либо конкретная коммуникативная культура, известная описывающему. Наиболее эффективно бикультурное описание – русское коммуникативное поведение на фонеанглийского, немецкого, американского, французского, китайского, японского и т.д. Наилучшие результаты дает не сопоставительный (автономное описание двух коммуникативных культур с последующим сопоставлением), а именно контрастивный подход (систематическое рассмотрение отдельных фактов коммуникативного поведения в сопоставлении со всеми возможными способами выражения данного смысла в сопоставляемой культуре). Контрастивный принцип позволяет наиболее надежно выявить и описать как общие, так и несовпадающие признаки коммуникативного поведения. Контрастивное описание коммуникативного поведения той или или иной организации позволяет выявить специфику коммуникативного поведения той или иной организации.
Использование нежесткого (ранжирующего) метаязыка. Описание коммуникативного поведение в жестких терминах, как правило, оказывается невозможным – обычно большинство коммуникативных параметров не поддается жесткому ранжированию. Контрастивный характер описания также побуждает использовать такие единицы метаязыка как больше, чаще, меньше, реже, интенсивней чем…
В связи с этим описание коммуникативного поведения целесообразно осуществлять при помощи ранжирующих единиц метаязыка: обычно, чаще всего, как правило, сравнительно редко, обычно не встречается, допускается, как правило не допускается и т.д. При этом могут называться конкретные коммуникативные культуры, относительно которых характеризуется тот или иной коммуникативный признак (чаще, чем в английском и немецком коммуникативном поведении, сравнительно редко по сравнению с англичанами и т.д.).
Разграничение и учет общественной нормы и общественной практики. Во многих случаях наблюдается такая картина: коммуникативная норма в обществе есть, ее знают, но она сплошь и рядом не выполняется. Особенно это характерно для русской общности. Не обсуждая здесь причины этого (это отдельный вопрос, связанный с отношением русского сознания к нормам и правилам), отметим, что описанию должны быть подвергнуты как норма, так и практика. Если норма осознается как таковая, как образец (надо так...), она описывается, но описываются и отклонения от нее, обусловленные теми или иными ситуативными, возрастными, культурными и т.д. условиями. Причины несоблюдения коммуникативных норм могут означать как недостаток культуры, так и происходящий сдвиг в норме, зону развития коммуникативного правила, зону подвижки, переходную форму. Описание будет иметь следующий вид: часто (иногда, участились случаи, когда) мужчины, молодежь и т.д. эту норму нарушают и делают так-то.
Источниками изучения коммуникативного поведения являются: публицистические источники, нормативные акты,  правила внутреннего распорядка в организации, кино- и видеофильмы, психологическая и социологическая литература, учебники и учебные пособия, результаты социометрических и экспертных опросов в организации, результаты включенных и невключенныхнаблюдений и экспериментов.
Видимо, необходимо учить коммуникативному поведению в стандартных коммуникативных ситуациях (речевой этикет), а также коммуникативному поведению в тех коммуникативных сферах, где реализация тех или иных норм связана с понятием вежливого, статусного общения. Необходимо также обучать национально-специфическим приемам аргументации и убеждения.
В невербальном аспекте продуктивный аспект будет значительно меньше – пальцевый счет, жестовое изображение цифр на расстоянии, жесты привлечения внимания и некоторые побудительные жесты (остановка такси), регулирование дистанции и физических контактов, контакт взглядом. Остальные невербальные средства могут быть усвоены рецептивно.
Глава 2. Управление коммуникативнымповедением в МБОУ СОШ № 122
2.1. Характеристика исследуемого объекта
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере образования органа местного самоуправления.
Основными целями организации являются: реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ и обеспечение достижения обучающимися установленных государственных образовательных стандартов на трех ступенях общего образования, соответствующих уровням начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, на духовно-нравственное развитие личности, воспитание трудолюбия, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине.
2.2. Организационная структура управления персоналом

Персонал организации:
- Директор школы организует учебно-воспитательную работу школы и обеспечивают административно-хозяйственную работу школы; создает режим соблюдения норм и правил техники безопасности в школе; создает режим соблюдения норм и правил техники безопасности в школе
- заместитель директора организует учебно-воспитательный процесс в учреждении, руководство им и контроль за реализацией этого процесса; методическое руководство педагогическим коллективом; обеспечивает соблюдения норм и правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе, прав и свобод обучающихся.
- заместитель директора по административно - хозяйственной работе – организует хозяйственную деятельность школы, руководство ею и контроль за развитием этой деятельности;руководство коллективом младшего обслуживающего персонала; осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием школы.
- бухгалтер анализирует состояние материальной базы школы, эффективность и правильность использования и расходования материальных средств; прогнозирует последствия запланированной работы по совершенствованию и развитию материально-технической базы школы. Планирует разработку необходимой финансово-хозяйственной документации, мероприятия по проведению ежегодной инвентаризации материальных средств, своевременное и качественное проведение списания износившихся и морально устаревших материальных ценностей в учебных кабинетах, спортзале, а также в подсобных помещениях школы. Координирует разработку необходимой финансово-хозяйственной документации материально ответственными лицами, работу сотрудников школы по вопросам материально-хозяйственной деятельности. Контролирует движение имущества, рациональное расходование материальных средств, своевременность и правильность составления отчетной документации по материально-хозяйственной деятельности школы. Корректирует договоры по материально-хозяйственной деятельности школы в соответствии с изменяющимся законодательством. Разрабатывает нормативные требования по ведению материально-хозяйственной документации школы.
- социальный педагог — создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
- педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе; профилактику возникновения социальной дезадаптации; оказывает психологическую, коррекционную помощь обучающимся и другим участникам образовательного процесса
- учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях, обязан иметь тематический план работы по предмету  на учебную четверть и рабочий план на каждый урок, отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»- секретарь школы выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы директора школы и его заместителей; ведет делопроизводство
- технический персонал – поддерживает надлежащее санитарное состояние и порядок на закрепленном участке.
Для эффективной оценки социальной структуры необходимо проанализировать персонал по категориям, по половому, возрастному признаку, а также уровню образования и опыту работы.
Структура персонала по категориям
Руководители 5
Основные работники 36
Вспомогательные работники 7
Диаграмма 1

Из диаграммы 1 следует, что основных работников большинство, что говорит об эффективной организации образовательного процесса и четком распределении полномочий.
Структура персонала по половому признаку
Мужчины 4 чел.
Женщины 44 чел.
Диаграмма 2

Представленная выше диаграмма показывает, что абсолютное большинство по половому признаку имеют женщины, что соответствует сложившемуся положению в системе образования.
Структура персонала по возрастному признаку
Моложе 30 лет 6 чел.
От 30 до 40 лет 4 чел.
От 40 до 50 лет 15 чел.
Старше 50 лет 23 чел.
Диаграмма 3

Диаграмма 3 показывает, что основной возрастной состав педагогических работников 40 и более лет. Этот показатель можно оценить положительно, так как в этом возрасте сотрудник имеет достаточно энергии и опыта для эффективной работы, что говорит о высокой квалификации персонала.
Структура персонала по уровню образования
среднее 4 чел.
средне-специальное3 чел.
неоконченное высшее высшее 41 чел.
Диаграмма 4

Диаграмма 4 показывает, что сотрудников с высшим образованием преобладающее большинство. Это говорит о высоком уровне профессионализма и квалификации сотрудников и отражается на качестве обученности учащихся.
Структура персонала по опыту работы
От 1 до 3 лет 3 чел.
От 3 до 5 лет 2 чел.
От 5 до 10 лет 6 чел.
От 10 до 15 лет 5 чел.
Свыше 15 лет 27 чел.
Диаграмма 5

Из диаграммы 5 видно, что преобладают сотрудники со стажем 15 и более лет, что говорит о высоком профессионализме. Меньше средств и времени требуется на обучение сотрудников, следовательно, больше остается для профессиональной деятельности.
Таким образом, из анализа социальной структуры видно, что в МБОУ СОШ № 122 преобладают основные работники, среднего возраста, в основном женщины, с высшим образованием и достаточным опытом в сфере образования, что должно сказаться на качестве обученности учащихся.
Используя экспертный метод и метод наблюдения, можно выявить процентное соотношение работников по типу поведения.
Супернормативный-исключительно добросовестный 5 чел.
Нормативный – достаточно добросовестный 39 чел.
Субнормативный – недостаточно нормативный 2 чел.
Ненормативный – недобросовестный работник 2 чел.
Диаграмма 6

Диаграмма 6 показывает, что преобладают работники нормативного типа поведения.
Исследование ценностно-мировоззренческой сферы персонала МБОУ СОШ № 122
Чтобы управлять поведением персонала, необходимо знать, что поведение человека в группе не всегда можно объяснить. Каждый человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей. Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ). Если в организации обладает ЦОЕ, которое складывается в совместное полезной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения в группе упорядочены.
Для оценки уровня ЦОЕ служит методика Р.Вайсмана. Суть ее состоит в том, что членам коллектива предъявляется набор качеств личности, и каждый должен выбрать из него пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. Ниже представлен список из 24 качеств, 5 из которых нужно выбрать работникам. В опросе участвуют 7 сотрудников из МБОУ СОШ № 122 г.Н.Новгорода.

1 2 3 4 5 6 7
постоянство + + + выдержка + + Свобода действий + + +
общительность + исполнительность + + переменчивость чувствительность +
Знание своих возможностей + Соблюдение семейных традиций Склонность к воображению + + самомнение мастерство + + + + бережливость + + организованность + + изворотливость инициативность + целеустремленность + + настойчивость + +
Умение слушать собеседника искренность самостоятельность + +
эрудированность + Стремление к успеху + +
деловитость + + Уровень ЦОЕ устанавливается по формуле: ЦОЕ % =n-m100 %, где n- сумма
N
выборов, приходящихся на 5 качеств, полученных в группе максимальное предпочтение, m – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов, N – общее число выборов, сделанных членами группы.
Согласно представленным данным, приведенным в таблице и формуле расчета можно рассчитать уровень ЦОЕ. Цое=17-5/35*100=34,2%. Расчет ЦОЕ показал, что в данной группе ценностно-ориентированное единство ниже среднего, это может привести к конфликтным ситуациям. Это может быть объяснено тем, что опрошенные были взяты из числа педагогических и технических работников.
Анализ межличностных отношений в организации
Хорошие личные взаимоотношения людей в организации улучшают деловые отношения, повышают эффективность работы коллектива. Удачно сформированные группы представляют собой живой организм, наделенный основными свойствами единой системы.
Наибольшие трудности при формировании групп для выполнения профессиональных целей вызывают вопросы психологической совместимости их членов. Для выявления неформального лидера в коллективе можно использовать метод анкетирования.
Неформальный лидер организации – человек, за которым идет весь коллектив. Он может быть простым рабочим, но обладать большей властью, чем руководитель.
Сотрудникам раздаются бланки, в которых одним из ключевых вопросов является вопрос: С кем бы вы хотели пойти в разведку? Далее анализируют информацию, на листе бумаги выписывают имена сотрудников и рисуют стрелки от каждого анкетируемого к тем, кого он выбрал. Человек, у которого больше всех стрелок и является неформальным лидером.
Анкета на выявление неформальных лидеров в коллективе
Дружба для вас: А) сотрудничество Б) поддержка В) альтруизм
Настоящий артист должен обладать А)талантом Б)решимостью В) подготовкой
На вечеринке вы чувствуете себя А) «петушком» Б) «курицей» В) «цыпленком»
Если бы вы были геометрической фигурой то А) цилиндром Б) сферой В) кубом
Когда вам нравится мужчина Вы А)делаете первый шаг Б) ждете, когда он сделает первый шаг Д) делаете мелкие шаги
Вы сталкиваетесь с неожиданностью А) тормозите Б) прибавляете скорость В) теряетесь
Если вам приходится говорить на публике, вы чувствует А)Вас слушают Б) критикуют В) смущаетесь
В экспедицию лучше брать товарищей А) крепких Б)умных В) опытных. Кого бы вы взяли в разведку? __________________
Золушка была А) несчастная девчонка Б) хитрюга-карьеристка В) брюзга
Как бы вы определили свою жизнь А) партия в шахматы Б) матч бокса В) игра в покер
Что общего имеют карандаш и ботинок? _________________
Поставьте + в пустой клетке против выбранного ответа:
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди
Есть всякие
Большинство – люди малоприятные
Считаете ли вы, что было хорошо, если бы члены коллектива жили близко друг от друга?
Нет
Скорее нет, чем да
Не задумывался
Скорее да, чем нет
Да
Не знаю
Поставьте + против выбранного ответа
Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств коллектива и личных качеств большинства членов коллектива:
Да
Не задумывался
Пожалуй, да
Нет
Пожалуй, нет
Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, 9 – коллектив, который не нравится. Как вы оцените свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами коллектива, то, как бы вы к этому отнеслись
Это бы меня устроило
Не знаю
Не задумывался
Совершенно не устроило
Могли бы вы с уверенностью сказать о большинстве коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам
Нет
Не задумывался
Да
Не могу сказать
Какая атмосфера преобладает в коллективе? Цифра 1 – нездоровая обстановка, цифра 9 – атмосфера взаимопомощи, уважения.
2 3 4 5 6 7 8 9
Как вы думаете, если бы вы пошли на пенсию или долго не работали, стремились бы вы встречаться с членами коллектива
Да
Скорее нет, чем да
Нет
Не задумывался
Скорее да, чем нет
В транспорте начался спор. Вы
Не принимаю участия
Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
Активно вмешиваюсь
Выступаете ли с критикой руководства?
Нет
Только есть веские основания
Критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает
Часто ли спорите с друзьями?
Если люди необидчивы
По принципиальным вопросам
Споры – моя стихия
Очереди отравляют жизнь. Как реагируете на тех, кто лезет в обход?
Возмущаюсь в душе
Делаю замечание
Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком
Разработка предложений по совершенствованию проектирования организационных отношений
Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит руководителю повысить эффективность работы группы и команды, ее сплоченность и чувство удовлетворения результатом своего труда.
Нужно учитывать, что любой сотрудник подвержен влиянию окружающих, поэтому его поведение должно интерпретироваться с учетом этого воздействия. Руководитель должен понимать, что повседневная жизнь и работа взаимодействуют друг с другом.
Нужно способствовать развитию и повышению квалификации членов группы и команды. Правильное руководство, обучение и помощь из вне могут помочь им преодолеть трудности при решении задач. Успех зависит от того, насколько хорошо члены группы могут разрешать возникшие конфликты.
Руководители могут сами создать для членов групп и команд возможность повышения эффективности использовать средства поощрения, усиливая чувства удовлетворения своим трудом. Также действия могут привести к росту сплоченности и эффективности групп. Команда и сплоченные группы являются наиболее производительными. Их нормы эффективности и цели способствуют успешному выполнению задач.
Надо предпринимать шаги для предотвращения потерь рабочего времени и простоев. Поощрять работников за установление реальных и напряженных целей, признавая индивидуальный вклад в общее дело каждого члена группы.
Нужно создать сотрудникам условия для достижения успеха. Использования таких приемов, как участие в установлении целей, специальные задания могут создать у членов группы чувство непосредственного участия. Успех необходим для всех стадий развития группы и ее превращения в команду. Но это особенно важно для успеха в только что сформированных группах, т.к. первые успехи приведут к росту чувства удовлетворенности.
Следует развивать в коллективе чувство ответственности и самостоятельности, способствовать самоуправлении, позволять группам самим определять, выбирать и решать проблему.
Таким образом, формированию сплоченного коллектива способствует социальные, организационные и экономические факторы: высокий уровень организации труда, наличие цели, традиций, широкое привлечение членов коллектива к управлению, успехи коллектива в труде, спорте, самодеятельности, стабильность состава коллектива.
Заключение
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. Коммуникация представляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Коммуникации – это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации.
Коммуникация является не только существенным элементом внутреннего функционирования организации, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между организацией и средой. Система коммуникации служит средством включения организации в их внешнюю среду.
Решающим соображением в пользу изучения коммуникаций в организации является тот факт, что они осуществляются в сильно регламентированных условиях, когда на процесс коммуникации воздействует организационная структура. Так, коммуникация между подчиненным и руководителем существенно отличается от коммуникации между людьми с равным статусом в организации
Список литературы:
1. Джордж. Дж. М. Организационное поведение. Основы управления. – М., 2003.
2. Коренной А.А. Информация и коммуникация. – Киев, 1986.
3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М., 1999.
4. Мескон М. Основы менеджмента. – М., 2000.
5. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М., 1998.
6. Почепцов П.Г. Теория и практика коммуникаций. – М, 1998.
7. Роджерс Э. Агарвала – Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М, 1990.
8.Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Организационное поведение.
9.Организационное поведение: Учебник для вузов/ В.Г. Алиев, С.В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. – метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004 год. – 310 страниц.
10. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие/ ВЗФЭИ. – Москва: ЗАО «Финстатинформ», 2002 год, 1 – 256 страниц.
11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008 год. – 384 страницы.