Тренинг для школьников младшего и среднего школьного возраста Коммуникативное поведение


Тренинг уверенного поведения
Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Способность к ассертивному поведению – это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.
Ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.
В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.
Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких «психологических прав», о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать «я Вас не понимаю» и не испытывать угрызений совести по этому поводу.
Ассертивность подразумевает три компонента:
Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы
Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.
Способность выражать свои чувства и эмоции.Цель занятия:
приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Аудитория: 8 человек (малая группа).
Продолжительность занятия: 30-40 минут.
Ход занятия:
Вступление, (3-5 мин.)
1).Установление правил работы группы
- Я рада вас всех видеть и хочу с вами познакомится поближе. Для этого мы немного поиграем. Меня зовут…
2). Разминка. Упражнение «Знакомство»
Ход упражнения:
Участники называют свои имена, передавая игрушку- сердечко.
Задания: встаньте те, кто любит мороженое, конфеты, апельсины, у кого есть домашние животные, в имени есть буква А, Е, Н, Р.
2.Основная часть(20 мин)
1). Упражнение «Рисунок по точкам»
Участники получаю по чистому листу бумаги формата А4 и изображают на нем 20 точек, расположив их произвольно, но более или менее равномерно. Потом участники обмениваются этими листами со своими соседями. Задача каждого – на том листе, который ему достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение. Затем проводится публичная презентация получившихся работ – каждый выходит со своим рисунком перед другими участниками, показывает его и рассказывает, что именно там изображено. Психологический смысл. Активизация творческого потенциала, тренировка уверенного поведения, ситуации публичного представления результатов своей работы.
Обсуждение. Какие эмоции возникали в процессе рисования и при публичной презентации? Какой рисунок был самым интересным и почему? 2). Упражнение «По листикам»
Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое имя и кладет этот лист в любом месте в помещении. После этого все встают в шеренгу и берутся за руки. Задание: каждый должен добраться до своего листа и наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шеренга. Психологический смысл упражнения. Координация совместных действий, тренировка уверенности в ситуации управления другими людьми. 3). Упражнение «Клубочек».
Материалы: клубок ниток.
Участники сидят в кругу, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: « Что ты любишь? Чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа образовавшаяся фигура. Участники могут узнать много нового друг о друге.
Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся человеку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает участнику. В результате можно увидеть людей, испытывающих затруднения в общении, у психолога с ними будут двойные, тройные связи.
Цель упражнения: выявление  лиц, имеющих проблемы в общении, высказывании своих мыслей, формирование навыков уверенного поведения
4).Упражнение «До черты»
Участников просят, закрыв глаза, вслепую дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5-6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят ее. Победителем считается тот, кто остановился максимально близко от черты, но не заступил за нее.
Психологический смысл упражнения
Обучение регуляции поведения и принятию решения в условиях риска: чем дальше пройдешь, тем выше шанс победить, но одновременно и выше вероятность проигрыша в случае заступа. Как правило, у тех, кто останавливается, далеко не дойдя до финишной черты, ярче выражена мотивация к избеганию неудач, а у тех, кто оказывается рядом с ней или заступает, — к достижению успехов.
Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть».
3. Подведение итогов занятия.
1). Упражнение  «Комплименты».
Все участники сидят в кругу, первый участник говорит комплимент сидящему рядом с собой и берет его за руку. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу и берет его за руку. Так продолжается до тех пор, пока круг не замкнется.
Цель упражнения: установление контакта  участника тренинга с группой, умение самовыражения и преодоление социальных страхов.
И на прощание я прошу вас нарисовать мне на память какой-нибудь красивый рисунок (тест «Красивый рисунок»)