Конспект урока краеведения 7 класс «Зюраткуль»

Тема урока: «Национальный парк Зюраткуль».
Краеведение, 7 класс
Учитель Жидкова Наталья Николаевна школа МБСКОУ СКОШ № 36
Г.Oзерск Челябинской области

Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями, достопримечательностями национального парка
Развивающая: развитие познавательного интереса к родному краю
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, любовь к малой родине
Оборудование: компьютер, проектор
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: рассказ учителя с элементами беседы
Приемы обучения:
- рассказ учителя
- использование ИКТ
- творческая деятельность учащихся
После изучения темы учащиеся должны
Знать:
- год образования национального парка, его местонахождение
- понятия: национальный парк
Уметь:
- показывать по карте Челябинской области парк
- описывать достопримечательности парка
Литература:
Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7- 9 классов. Челябинск: ЮУКИ, 2002, с.132-135
Памятники природы Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1987, с.149-152.
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие по краеведению. Выпуск 1. Челябинск: АБРИС, 2006, с. 88-92.
Журнал Путешествие по свету. 7 чудес Южного Урала №9, 2008, с. 53-57.
Челябинская область. Атлас: Учебное пособие /Под ред. Латюшина В.В. Челябинск: АБРИС, 2002, с.24.
Средства обучения: физическая карта Челябинской области, атласы Челябинской области, компьютер, проектор, экран.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Этапы учебного занятия
1.Организационный момент
2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – формулировка темы, цели учебного занятия.
3. Изучение нового материала - презентация
4.Закрепление
5.Контроль полученных знаний
6. Домашние задание
7.Подведение итогов урока
Ход урока:
Организационный момент
Изучение новой темы: объявление темы и целей урока
Слайд № 2 Национальный парк «Зюраткуль» - крупнейший парк в области. Занимает территорию 13,5 кв. км. Свое название получил от высокогорного озера.
Слайд № 3 Озеро потерянного сердца (легенда об озере).
Давным-давно на Урале жила башкирская красавица по имени Амина. Однажды она пошла к озеру и увидела свое отражение в зеркальной глади, так загордилась своей красотой, что в мыслях изменила влюбленному. Верное девичье сердце не стерпело самовлюбленной хозяйки, выпрыгнуло из груди и навсегда осталось на дне озера. Сама Амина превратилась в каменного истукана – Голую сопку, а озеро приобрело форму сердца и стало кристально чистым, как настоящая любовь, и вечно холодным, как непростительная измена. С тех пор Зюраткуль называют озером потерянного сердца. Зюраткуль с башкирского «зюрак» - «сердце» и «куль» - «озеро».
Слайд № 4, 5 Рельеф
Национальный парк занимает наиболее высокогорную часть Южного Урала, в окрестностях озера Зюраткуль. Здесь располагаются горные хребты: Зюраткуль, Нургуш, Б.Сука, Москаль. Хребты вытянуты в северо-восточном направлении, которые образуют параллельные между собой цепи. Вершины увенчаты нагромаждениями скал.
Слайд № 6 Озеро Зюраткуль (сообщение ученика)
Сверкающее снежной белизной или синеющее сапфиром в изумрудной зелени лесов озеро Зюраткуль – неотъемлемая часть национального парка Зюраткуль. Это самое высокогорное озеро области (724 м над уровнем моря). За неповторимую красоту его называют «Уральская Рица». Средняя глубина 4,5 м, наибольшая 8 м. Вода в озере чистая и прозрачная. На берегах его нетронутые реликтовые ельники. В прибрежной части озера найдены следы поселений каменного и бронзового веков. Это один из самых примечательных памятников природы мирового уровня.
Слайд № 7.8 Хребет Нургуш
На территории парка находится самый высокий хребет Челябинской области – хребет Нургуш. Средняя высота 1200 м наивысшая 1406 м. Протянулся на 50 км. Вершины Нургуша увенчаты кварцитовыми останцами в виде столбов, конусов, гребней. Каменные изваяния поражают воображение причудливых форм. На вершине хребта находится уникальное огромное горное плато, около 9 кв. км, самое крупное в области.
Слайд № 9,10,11 Органический мир
Богат и разнообразен растительный и животный мир национального парка.Для него характерны пихтово-еловые сообщества, ельники, леса с участием широколиственных пород: липы, вяза, клена, лиственницы. В травостое встречается купена лекарственная, валерьяна, кислица, зверобой. Из редких растений волчье лыко, княжник сибирский. Много ягодников , в тундре – черника, голубика, брусника, на болотах – клюква, морошка.
Окрестные леса богаты зверями и птицами. В них водятся бурые медведи, лоси, куницы, косули. Из птиц обитают глухари, тетерева, совы, филины, беркуты.
Закрепление:
С каким национальным парком вы сегодня познакомились? Почему он так называется?
Что в переводе с башкирского означает «Зюраткуль»?
Какие горные хребты располагаются в парке?
Какое второе название есть у озера Зюраткуль?
Назовите самый высокий хребет в области?
Какие растения и животные встречаются в парке?
Результаты обучения: краткие записи о национальном парке
Домашнее задание: учить записи в тетради
Итог урока
15