Среднесрочный проект по пьесе — сказке С.Я.Маршака Двенадцать месяцев


Среднесрочный проект
Тип проекта:
Социальный, творческий, групповой, средней продолжительности (3-4 недели). Ребенок участник от зарождения идеи до получения результата. Область «Театр и литературное чтение».
Актуальность проблемы:
Анализируя результаты мониторинга детей на начало учебного года, выявлено, что дети знают недостаточно о театре, пьесе. Для повышения уровня знаний решено организовать среднесрочный проект «Театр и литературное чтение», результатом которого станет открытый урок.
Цель: Познакомить с театром как видом искусства.
Задачи:
Развивать читательские и речевые умения детей.
Расширить средствами театра и литературы культурное поле учеников.
Развивать умение работать в коллективе и индивидуально по плану проекта.
Развивать умение публично представлять результаты исследования.
Развитие творческого мышления и творческих умений.
Участники:
-Руководитель проекта.
-Обучающиеся.
-Родители.
Для этой работы мы разделились на рабочие группы. Каждая группа работала над своими заданиями, искала информацию, делились наработанным с остальными участниками среднесрочного проекта.
1 этап - подготовительный, 1 неделя
Разработка стратегии реализации проекта.
Постановка цели и задач.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Посещение театров.
2 этап - основной, 2 недели
Виды театров.
Презентация «Путешествуя по театру»
Словарная работа.
Участие в конкурсах.
Сотрудничество с родителями:
Привлечение родителей к помощи в сопровождении вТЮЗ .Индивидуальное консультирование по теме проекта.
3 этап - заключительный, 1 день
Открытый урок.
Театральное путешествие по страницам пьесы
С.Маршака «12 месяцев» (Отчет заключительного этапа проекта)
Цели и задачи :1.Познакомить с театром как видом искусства.
2.Развивать читательские и речевые умения детей.
3.Расширить средствами театра и литературы культурное поле учеников.
4.Развивать умение работать в коллективе и индивидуально по плану проекта.
5.Развивать умение публично представлять результаты исследования
Развитие творческого мышления и творческих умений.
1.Организационный момент:
 - Необычный день у нас. И гостями полон класс.- Что гостям сказать нам надо?- Видеть Вас мы очень рады!
Видеть рада вас и я
Здравствуйте, присаживайтесь, друзья.
2. Эмоциональный настрой.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся:
Там есть сцена и кулисы,И актеры, и актрисы,Есть афиша и антракт,Декорации, аншлаг.И, конечно же, премьера!Догадались вы, наверно… (театр)
-А когда вы слышите слова театр, какое настроение у вас становится? (радостное, сказочное) У всех такое настроение?
3. Сообщение темы урока:
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом театр?
- А какие ассоциации у вас возникают со словом литературное чтение?
- А что общего у слова театр и литературное чтение? ( и театр и литературное чтение - искусство).
- Их объединяет слово искусство. Искусство - это художественное творчество.
-Друзья, кто же догадался, куда мы сегодня отправимся? (Сегодня мы отправимся в театральное путешествие.)
(СЛАЙД)
Искусство театра – это очень древнее искусство. Слово «театр» происходит от греческого «место для зрелищ». Мы не раз бывали в театре и уже немного приобщились к этому таинственному миру. 27 марта отмечают Международный день театра. Театр приглашает нас в гости. А с театром нужно общаться на его языке - на языке театра. А учиться этому языку мы будем вместе со сказкой. С какой сказкой? Вам предстоит угадать.
(НА СЛАЙДЕ высвечиваются пословицы, детям надо вставить название месяцев.)
Вставьте пропущенные слова в пословицы.
(Январь)... году начало, зиме середина.
(Февраль)...силён метелью, а (март)... капелью)
(Апрель)... с водою -  (май)... с травою.
(июнь)... с косой по лугам прошёл, а (июль)... с серпом по хлебам побежал.
Что в (августе)... соберёшь, с тем и зиму проведёшь.
(Сентябрь)... пахнет яблоком, (октябрь)...- капустой.
(Ноябрь)... ворота зимы.
(Декабрь)... год кончает, зиму начинает.
- Какие слова мы вставили? ( название месяцев) Сколько в году месяцев? (12)
- Так о какой сказке пойдет речь? «Двенадцать месяцев».
Сформулируйте тему нашего урока.( театральное путешествие по пьесе- сказке «12 месяцев»)
4. Работа по теме урока
- Что такое сказка? Какие 2 вида сказок мы знаем? Что такое пьеса?
- Как и любом театре, перед началом театрального путешествия вы получили программки. Для чего они необходимы?
- В наших программках этапы сегодняшнего путешествия.
Программки
План
*Правила поведения в театре.
*В гостях у писателя.*Антракт.* Афиша.
*Маленький театр.
*Впечатления от путешествия.*Творческое домашнее задание
5. Отчёт творческих групп.
( 1 группа)
-Чтобы отправиться в путешествие, я предлагаю ознакомиться с правилами поведения а театре.
Посещение театра - это праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим, следует соблюдать некоторые правила. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актерам.
Наша группа поработала и подготовила книгу для начинающих театралов о правилах поведения в театре.
- Театральное путешествие продолжается. Что у нас дальше по программке?( в гостях у писателя)
Слово представляем 2 группе.
(2 группа ) Рассказ об авторе
- Когда и где родился С.Я.Маршак?
- Когда написана пьеса- сказка 12 месяцев? Что это за годы?
- Как вы думаете, почему сказка была написана в годы В.О.в?
- Когда и где пьеса – сказка была поставлена? (Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 г.)
6. Антракт (Физкультурная пауза).
Выделенные слова разминки помещены на доску. После паузы учитель обращает на них внимание.
Мы сидим с тобой в партере:Мы сегодня на премьере (руки в стороны).Будут здесь играть артисты (встать)И поклонятся всем низко (наклон вперёд).А в ответ – аплодисменты (хлопки) – Для артисты – комплименты (хлопки).Будет зритель ликовать (руки на пояс, ходьба на месте)И театр прославлять.
- Ребята, что такое афиша? (объявление о спектакле)
( 3 группа)
Представляем слово 3 группе.
( 4 группа) Маленький театр
Настало время представления. Занавес открывается. Не забудьте после представления отблагодарить актёров аплодисментами.
Анализ отрывка
- Какими показаны братья и падчерица в произведении?
-Кто из братьев тебе понравился больше и почему? Ваше впечатление от игры наших актёров.
- Чему учит сказка- пьеса?
…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе… Маргарита Иосифовна Алигер
( поэтесса)
7. Рефлексия. - Сегодня я узнал... - Было интересно... - Было сложно... - Я выполнял задание... - Я понял, что... - Теперь я могу... - Я почувствовал, что... - Я приобрёл... - Я научился... - У меня получилось... - Я смог... - Урок дал мне для жизни... - Мне захотелось...8. Итог урока. Выводы.- Ребята, какими вы вернулись из путешествия по пьесе –сказке «Двенадцать месяцев»?Скажите, для чего великий писатель С.Я.Маршак написал эту сказку? Чему она нас учит?Оценивание. Помните высказывание, что театр начинается с вешалки. Кому принадлежат эти слова и что они обозначают?
-У вас у каждого номерки. На обратной стороне оцените свою работу, поставив оценку. Повесьте номерок на вешалку. Занавес закрывается.
9. Домашнее задание ( на выбор)
1.Подготовить иллюстрации к сказке.
2. Написать продолжение сказки. Как вы думаете, чем она закончилась? Несколько предложений.