Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Литературная викторина»


Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Литературная викторина»
Цель: развитие у детей умения ориентироваться в знакомых литературных произведениях, классифицировать их по жанрам
Задачи:
Закрепить содержание литературных произведений в играх и упражнениях;
Вспомнить русских и зарубежных писателей;
Продолжать учить самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формировать свои мысли, описывать героев;
Совершенствовать навыки чтения;
Расширять словарный запас и развивать ассоциативное мышление;
Воздействовать на развитие творческих качеств детей собственным творчеством;
развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности;
Предоставлять детям возможность по-своему интерпретировать роль, давать выход импровизационным качествам.
Предварительная работа:
- Чтение детям рассказов, сказок, русских и зарубежных писателей;
- Подобрать картинки к «Волшебному кубику»;
- Выучить словесную игру«Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу».
- Игры с настольным театром по сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Лиса и журавль».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Вид деятельности: образовательная, игровая и коммуникативная и деятельность;
Материалы и оборудование: кубик с иллюстрациями героев литературных произведений, карточки с загадками
Содержание образовательной деятельности:
На столе у воспитателя лежит волшебный кубик, на каждой стороне его сказочный персонаж. Дети заинтересованно рассматривают его.
Воспитатель: -  Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей) Назовите литературные жанры, которые вы знаете (стихотворения, сказки, басни, рассказы)
- Какие бывают сказки? (ответы детей: народные, авторские, сказки зарубежных писателей).
Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и поиграть с волшебным кубиком на ковре.
Ребенок бросает кубик, и кубик катится по ковру, на какой стороне он остановится, дети называют персонаж и дают полное название сказки, стихотворения или рассказа.
Воспитатель: - Назовите народные сказки («Репка», «Теремок», Гуси лебеди», «Три медведя»)
- Почему они называются народными? (сочинил народ)
- Каких авторов-писателей вы знаете? (А.С. Пушкин, С.Михалков, С.Я. Маршак, Мамин-Сибиряк, и т.д.)
- Назовите зарубежных писателей? (Бр. Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен).
- Какие сказки вы знаете? («Золушка» и «Кот в сапогах» Ш.Перро, Бр.Гримм «Бременские музыканты»).
Волшебный кубик помещается в книжный уголок, педагог обращает внимание детей на настольные театры в книжном уголке, сказочных персонажей. Воспитатель загадывает детям загадки:
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький – крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи!
                        (Три поросенка)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
                                  (Три медведя)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарили.
Девочка имя забыла свое.
А вы подскажите нам имя ее.
                     (Красная Шапочка)
Воспитатель: - Героев каких сказок, басен, произведений, вы видите на полках? (Индивидуальные ответы детей: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «Теремок», «Колобок», русская народная сказка: «Журавль и лиса», басня «Стрекоза и Муравей» и др.)
Воспитатель: - Хорошо, а теперь поиграем в игру: «Какую книгу я читал - не скажу, а героя покажу» (для показа педагог вызывает 4-х детей). Дети отгадывают героя и называют произведение, в котором он присутствует, затем определяют жанр этого произведения.
Воспитатель: Занятие подошло к концу, очень хочется похвалить самых активных детейи пожелать всем дружить с книгой. А дома вы можете нарисовать рисунок к любому наиболее понравившемуся литературному произведению.
Методическое обеспечение к образовательной деятельности: иллюстрации литературных героев и развертка кубика