Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Составление рассказа на предложенную тему


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 18 ПОС. ГИРЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
О.О. «Развитие речи» - речевое развитие
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
«Составление рассказа
на предложенную тему».
Старшая группа. Воспитатель:
С. Г. Штименко2016 год
Цель:
- связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;
- словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображением на картинках;
- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Л) – (ЛЬ), (Р) – (РЬ), изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, чётко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.
Предварительная работа:
- чтение сказки Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов», рассматривание иллюстраций к сказке;
- игровые ситуации «Сказочная лавка волшебных предметов», «Новоселье».
Материал:
«Посылка» (красиво оформленная коробка), письмо, иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов», картинки для составления рассказа (медведь, барабан, труба, сорока, зеркало, расчёска, зайцы, одуванчики, скатерть, белки, орехи, воздушные шары, ёж, пирог, ковёр); картинки с изображением лука, ромашек, экскаватора, дороги, телевизора; фланелеграф.Персонажи:
Почтальон Печкин (взрослый).
Ход:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у всех хорошее настроение было целый день.
А теперь вспомним наше правило:
«Каждый день, всегда, везде, в работе, в игре – смело, чётко говорим и тихонечко сидим»
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, наверно кто-то из гостей опоздал.
Входит почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Здравствуйте! Это детский сад № 18? Старшая «Б» группа? (ответы детей)
Воспитатель: А вы кто ?Почтальон Печкин: Я почтальон Печкин, принёс вам посылку. Правда, она какая-то странная. Написано: «Из сказочного леса». А от кого не известно. Распишитесь и получите вашу посылку (воспитатель расписывается).
Воспитатель: Спасибо. До свидания.
Почтальон Печкин прощается и уходит. Воспитатель предлагает детям присесть на стулья, обращает внимание на осанку, открывает посылку.
Воспитатель: Ящик большой, тяжёлый. Кто посылку нам прислал? Давайте откроем и узнаем. Ребята здесь лежит чья-то фотография с подписью.
Воспитатель показывает детям фотографию и читает.
Воспитатель: «Дорогие друзья! Сегодня вы отправитесь в сказку, в названии которой есть число семь. Догадались, о какой сказке идёт речь?» (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое достаёт из посылки, начинает читать письмо.
Воспитатель: «Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки «Белоснежка и семь гномов». Вы наверно помните моих маленьких друзей гномов? А звали их так: Профессор, Ворчун, Весельчак, Стеснительный, Ап-чхи, Соня и Молчун. Посмотрите их фотографии. Какие они разные ! Как вы думаете, кто здесь Весельчак, кто Ворчун? Почему вы так думаете?»
Воспитатель показывает фотографии гномов, дети отвечают.
Воспитатель: Догадайтесь, почему так звали гномов?
Почему одного из гномов звали Стеснительный ? (ответы детей)
Ап-чхи ?(ответы детей)
Соня ?(ответы детей)
Молчун ?(ответы детей)
Воспитатель продолжает читать письмо.
Воспитатель: «Послушайте, что говорится в сказке о том, почему так назвали гномов, и что с ними произошло».
Воспитатель читает отрывок из сказки американского писателя Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» со слов «Жили они в бедной…», задаёт вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто такие гномы?
- Как звали гномов из сказки?
Воспитатель: Молодцы, ребята ! Вы хорошо потрудились ! И наверное чуть-чуть устали ? Ну тогда все дружно встали!
Физминутка «Гномы утром рано встали…»
Гномы утром рано встали,
И уборку делать стали (дети потягиваются) .Моют окна (дети стоят прямо, имитируют движения),
Моют пол (дети наклоняются, имитируют движения),
Чистят коврик (дети имитируют движения – подметают пол),
Приглашают в дом друзей,
Чтобы было веселей (дети выполняют прыжки на двух ногах).
Воспитатель предлагает детям пройти за столы и присесть, продолжает читать письмо.
Воспитатель: «Гномы долго думали, спорили, как отпраздновать новоселье. Но так и не придумали. Вы согласны им помочь? (ответы детей)
Ребята, придумайте и расскажите, как гномы праздновали новоселье. В помощь высылаю вам картинки-подсказки» .
Воспитатель показывает картинки.
Воспитатель: Ребята, чтобы рассказ получился интересным, я предлагаю работать в паре.
Воспитатель раскладывает картинки на столе, дети подходят и выбирают картинки, присаживаются на места и придумывают рассказы. Воспитатель парами приглашает детей, дети выставляют на фланелеграфе картинки, рассказывают рассказы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень интересные рассказы !
Воспитатель продолжает читать письмо дальше.
Воспитатель: «Ребята, хочу с вами поделиться радостью! Молчун наконец заговорил, но, правда, звуки (Л), (Р) у него не получается правильно произносить. А Стеснительный научился отгадывать загадки, но стесняется сказать отгадки. Ребята, вы поможете Молчуну и Стеснительному?» (ответы детей) Заранее вам благодарна. Белоснежка».
- Ребята, сейчас вы будете вместе с Молчуном учиться произносить звуки (Л), (Р). Какие звуки? (ответы детей) Когда вы произносите звук (Л), губы улыбаются, кончик языка упирается в верхние зубы (воспитатель показывает). Когда произносите звук (Р), губы улыбаются, язык лежит за верхними зубами, долго и сильно дуем на язык, горло дрожит (воспитатель показывает, предлагает детям положить тыльную сторону ладони на горло и ощутить вибрацию голосовых связок).
Я буду называть слоги. Если услышите звук (Л), хлопните в ладоши, если звук (Р) – поднимите руку. Будьте внимательны!
Воспитатель произносит слоги (ЛА, ВА, НА, РА, СА, ЛА, ДА, РА, ФА, ЛА, КА, ЧА, ЛА, РА и т. д.), дети выполняют задание.Воспитатель: Отгадайте загадку. А отгадку произнесите громко и чётко.
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Что это ?Дети: Лук.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это лук? (ответы детей)
Какой звук слышится в слове лук – (Л) или (Р) ? (ответы детей)
Послушайте ещё одну загадку.
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат.
Что это ?Дети: Экскаватор.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это экскаватор ? (ответы детей)
Какой звук слышится в слове экскаватор – (Л) или (Р) ? (ответы детей)
Произнесите это слово так, чтобы в нём отчётливо слышался звук (Р) (дети выполняют задание).
Ещё одна загадка.
Стоят в поле две сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички.
Что это ?Дети: Ромашки.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это ромашки ? (ответы детей)
Какой звук слышится в этом слове – (Л) или (Р) ? (ответы детей)
Произнесите это слово так, чтобы в нём слышался звук (Р) (дети выполняют задание)
Аналогичная работа проводится ещё по двум загадкам.
От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога)
Вот так дом – одно окно,
Каждый день в окне кино.
(Телевизор)
Вспомните и назовите имена гномов, в которых есть звуки (Л) или (Р) (ответы детей)
Молодцы, ребята ! Все постарались, были внимательные, поэтому справились со всеми заданиями.
Итог:
- Ребята, от кого мы получили письмо?
- О чём попросила Белоснежка?
- Какие звуки вы учились произносить ?