Пусть будет дверь открыта…(урок по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»)


Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б. Окуджава
Пусть будет дверь открыта
(2-ой урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
Цели и задачи урока
1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».2. Понять причины поступков главного героя сказки.3. Совершенствовать навык монологической речи. 4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать). 5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки.
Ход урока
Организационный момент
Слайд №1
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Слайд №2
На предыдущем уроке мы с вами прочитали эту сказку. Дома вы должны были поразмышлять над событиями, описанными в ней, ответить на предложенные вопросы. Ваши размышления будут положены в основу нашего урока "Пусть будет дверь открыта". Эту строку я взяла из стихотворения Б. Окуджавы
Слайд №3
Когда метель кричит, как зверь —Протяжно и сердито,Не запирайте вашу дверь,Пусть будет дверь открыта.
- Почему были выбраны эти слова? На этот вопрос мы попробуем ответить позже.
II.Цели и задачи
Отправляясь в путь, мы всегда ставим перед собой цель. Ведь дорога без цели - блуждание, путь в никуда.Давайте подумаем, что мы должны сделать на уроке?
Слайд №4
1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».2. Понять причины поступков главного героя сказки. 4. Развиваться самим: уметь анализировать текст, выделять главное, сравнивать. 5. Научиться уважать, любить людей и научиться отвечать за свои поступки.
III. Повторение изученного на предыдущем уроке
Итак, сказка "Теплый хлеб" 1) Вспомним ее краткое содержание.
Слайд №5
2) В чем особенность этой сказки в отличие от сказок волшебных или сказок о животных?
IV. Беседа с элементами театрализации
Слайд №6
Где происходят события? (В деревне Бережки)
Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов «беречь», оберегать». Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне, должны беречь друг друга, жить мирно). В нашей сказке много героев. Все они интересны.
Слайд №7
Но мы обратим внимание на главного героя - Фильку по прозвищу «Ну тебя». Потому что он не такой, как все жители деревни Бережки.
Слайд №8
Да вот и он сам!
Филька: Да ну вас! Что вы на меня смотрите? Что вам больше делать нечего? Я сам по себе, вы тоже! Нам с вами делить нечего!
1) Вас удивило поведение мальчика?
2) Приятно ли вам было слышать слова Фильки?
3) Есть такое выражение: «Посредством слова творю я мир». Как вы понимаете эти слова? 4) Какой мир творит (создает) вокруг себя Филька своими словами?
5) Как вы думаете, кто себя чувствует более счастливым, тот, кто любит людей или ненавидит их? У злого человека холодное, злое, черное сердце.
V. Пересказ фрагмента
Именно злобой руководствуется Филька, когда обижает беззащитного коня.
Перескажем этот фрагмент сказки.
Слайд №9
VI. Работа по группам
Ответим на предложенные вопросы.
Слайд №10
1группа. Почему Филька свою злобу (и словом и делом) срывает именно на коне, который побирается, христарадничает, просит в каждом доме хлеб.
2группа. Каковы последствия Филькиного поступка? Почему природа именно так реагирует на произошедшее?
3группа. Кто из литературных героев похож на Фильку ( так же обижает того, кто просит помощи и сам не может себя защитить).
VII. Беседа
А теперь вернёмся к стихотворению, прозвучавшему в начале урока.
Слайд №11
1)Как в свете сказанного вы понимаете смысл этого отрывка?
Слайд №12
(Когда кому-то плохо - не отворачивайся, помоги, выручи, не унизь и не обидь; «Пусть будет дверь открыта» = пусть будет открыто сердце)
Звучит стихотворение:
Не зли других, и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А, если что не так - смирись,
Будь поумнее – улыбнись.
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
VIII. Беседа с элементами театрализации
1) Кто и как помогает понять Фильке, что он совершил плохой поступок?
Слайд №14
2) В тексте сказки не говорится, почему Филька после рассказа бабушки решил бежать за помощью к деду Панкрату. Давайте подслушаем размышления Фильки.
Филька: Да ну их! И коня-попрошайку, и бабку с этой историей. Только то, что страшно почему-то и холодно. А вдруг я умру от охлаждения сердца, как тот мужик. Ведь он тоже обидел, как и я, нищего. Батюшки свет, что мне делать? Я не хочу умирать. Вот я сейчас соберусь и к деду Панкрату побегу. Он умный, он подскажет.
И дед Панкрат, конечно, подсказал.
3) Как заканчивается сказка? Давайте вместе от имени ребят расскажем о том, что придумал Филька, как удалось прогнать злой мороз и помирить мальчика с конем.
Слайд №15
Я начинаю: «Мы удивились, когда Филька, испуганный, плачущий, прибежал к нам и стал нас просить...
Далее по 1 предложению составляем связный текст.
Слайд №16
4) А теперь давайте спросим Фильку, что он понял для себя?
Слайд №17
5) Мороз ушел, всё стало таять, началась оттепель."Растаяло" и злое Филькино сердце, именно потому, что мальчик понял, что людей нужно любить людей, что нужно по мере возможности помогать нуждающимся.
6) Послушайте историю о человеке, который жил много веков назад. Как эта история связана с нашей сказкой?
Слайд №18
«… В дни римского императора Траяна в городе Эфесе жил старец, пресвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил. Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что-нибудь, он отвечал только одно: “Дети, любите друг друга, любите друг друга!”. Это наскучило всем, и однажды ему сказали: “Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?”. Он помолчал, подумал и сказал: “Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, - довольно… - И опять: “Дети, любите друг друга…”»
IX. Рефлексия. Работа в группах
(Во время комментария Слайд №19)
1)1,2 группе даны пословицы, афоризмы. Выберете из них те, которые можно отнести к нашей сказке и прокомментируйте.
2) Цветопись 1 группа
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Возлюби ближнего своего (заповедь Божья).
2 группа
Умение прощать - свойство сильных. Слабые не прощают никогда.
Нет ничего важнее, чем победа над собой.
«… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея, 12-14)
3 группа
Перед вами изображено сердце Фильки (контурный рисунок). Каким вы представляете его в начале сказки и в конце. Разукрасьте цветными карандашами и объясните, почему выбран тот или иной цвет.
X. Итоги урока.
1) Я думаю, что сказка вам понравилась.
3) За что бы вы хотели сказать спасибо автору?
4) Закончить нашу работу хотелось бы словами К.Г. Паустовского.
Слайд № 20
«Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная»
К. Паустовский заслужил эту улыбку своим ярким, неповторимым творчеством. Заслужили и вы своими достойными ответами, а гости - терпением. Спасибо за работу!
XI. Домашняя работа (по выбору)
1.Составить кроссворд по содержанию сказки.
2. Мини-сочинение «Над чем меня заставила задуматься сказка «Теплый хлеб».