Урок литературы в 5а классе Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб» Паустовского. Реальные и фантастические события и персонажи сказки».


Урок литературы в 5а классе Тема урока: «Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб» Паустовского. Реальные и фантастические события и персонажи сказки».
Цель урока: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте; учить умению работать с эпитетами.
Ученики научатся:
коммуникативным УУД
- аргументировать свою точку зрения,
- задавать вопросы,
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
2) личностным УУД
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
3) познавательным УУД
- устанавливать причинно-следственные связи,
- умению выделять главное и второстепенное,
4) регулятивным УУД
- принимать решение в проблемной ситуации.
Ход урока
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1мин. Орг.момент.
Целе-
полагание О чем пойдет речь сегодня на уроке?
А точнее? Исходя из домашнего задания?
О сказке Паустовского «Теплый хлеб».
О поступке Фильки.
7 мин. Актуализа-
ция знаний Какое было Д/З?
Прочитаем вопрос 2 на с.82.
Прежде чем мы послушаем ваши высказывания, я хочу дать задание: составить план сказки на ватмане.
А на доске запишет свой план ученик, который получил индивидуальное задание на дом.
(Я заранее написала свой план сказки)
Слушаем Ксюшу.
Послушаем Рому.
Хорошо. Молодцы! Ответить письменно на 2 вопрос с.82
Ксения Колесова:
«Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?
Ксюша читает.
Читает Роман
24 мин. Работа по теме урока (работа с текстом)
1этап работы с текстом до чтения (подготовка к восприятию)
2 этап
(работа с текстом во время чтения, восприятие)
3 этап работы с текстом Сверим планы сказки «Теплый хлеб». Насколько совпали?
Я открываю свой план.
1.История раненого коня.
2.Мельник Панкрат.
3.Лютая зима.
4.Филька по прозвищу «Ну Тебя».
5.Рассказ бабки.
6.Осознание Филькой своего плохого поступка.
7.Филька говорит с Панкратом.
8.Как помогла Фильке старая сорока.
9.Как пришло спасение.
10.Как Филька помирился с раненым конем.
Хорошо! Молодцы!
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» -говорил Л.Толстой. Произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает нам о том, как добрые дела помогаю растопить «охлажненное» сердце и побеждают «злобу людскую».
Главный герой сказки – Филька. Каким он предстает в начале?
Найдите и зачитайте сцену с конем.
(находят сами с.74)
Как поступил Филька?
Можно ли считать то, что происходило в природе, фантастическим?
Что еще фантастического есть в сказке?
А как вы считаете, ребята, только ли сорока вернула тепло?
Помог ли ему Панкрат?
Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?
Найдите в тексте и зачитайте, как в деревне пекли долгожданный хлеб. (с.80)
Из этого абзаца выпишите в тетрадь словосочетания с эпитетами.
Вспомним, что такое эпитет?
А сейчас самое время рассмотреть иллюстрацию.
К какому моменту сказки ее можно отнести?
А от чего был теплым хлеб, который Филька дал коню?
Как можно определить идею сказки? В чем ее мудрость?
Относитесь к окружающим так, как хотели бы, чтобы к вам так относились. Богдан и Лиза читают с листа. Влада читает свой план.
Молчаливый,
недоверчивый. И прозвище его говорит о лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости.
Читает Аня Стихина.
Обидел коня, после чего поплатился не только он, но и жители деревни.
Да. Об этом говорит автор, с этого момента в сказке начинают происходить фантастические события: конь взмахнул хвостом… История, рассказанная бабкой о старом солдате, сорока, к-я трещала о том, что разбудила теплый ветер и тем самым помогла людям.
Филька осознал свой плохой поступок и в лютый мороз отправляется на мельницу к Панкрату.
Филька сам придумывает выход. У него появляется смекалка и воля.
Вся деревня помогала Фильке исправить ошибку и помирить с конем.
Читает Шалдеева Олеся.
Образное определение.
Звонкие дрова.
Жаркий огонь.
Тугое тесто.
Румяная корка.
Чудесного хлеба.
Филька принес коню теплый хлеб.
От тепла души Фильки.
Нужно исправлять «злодейство», а лучше его не совершать.
10 мин. Самостоятельная работа, самоконтроль Ответить на вопросы теста
(тест проецируется через проектор) Ребята отвечают на вопросы и сами себя оценивают
2 мин. Итог урока Что вы чувствовали во время обсуждения?
Что для себя взяли?
Какой нравственный урок извлекли из сказки? Не делать зла людям. А если сделал, то обязательно исправь ошибку.
1мин. Задание на дом Написать мини-сочинение
«О чем я хочу спросить Фильку».