Открытый урок Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского Теплый хлеб


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 814»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ
НА ТЕМУ: «Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”
Учитель: Смурыгова Л.Н.
Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”
Цели урока:
1) образовательные: формировать умения:
а) анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра; б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;
2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Оформление доски: портрет К.Г. Паустовского; выставка иллюстраций к произведению, сделанных детьми.
Предварительное домашнее задание:
фронтальное: перечитать сказку К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
групповое: выявить в произведении сказочные элементы (1 вариант) и реальные элементы (2 вариант);
индивидуальное задание - сценка “Как Филька обидел коня”; индивидуальное №2: пересказать эпизод “Путь Фильки к добру”.
Эпиграф к уроку:
Он не был сказочником… Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.
В. Шкловский
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Рада, что все готовы.
2. Вступительная беседа с классом.
– Давайте начнём наш разговор о сказке “Тёплый хлеб” с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: «Он не был сказочником, он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра». Так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)
Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.
3. Работа в группах.
– Постараемся выяснить, какие же признаки сказки и какие – рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут 1-я группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2-я группа – имена реальных героев; 3-я группа перечисляет сказочные события; 4-я группа – реальные события.
В процессе проверки результатов работы групп на доске и в тетрадях оформляется следующая таблица.
  Сказочные Реальные
Герои Сорока
Силы природы Филька
Конь
Мельник Панкрат
Бабка Фильки
Жители деревни
События Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.
Сорока приводит теплый ветер. Филька обидел коня.
Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
Филька мирится с конём.
– Подведём итог нашей с вами работы: так всё-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)
4. Анализ текста сказки.
– Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)
– С чего же начинается фантастическое в сказке “Тёплый хлеб”? (Филька обидел коня.)
Сценка. Филька обидел коня.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом.
Слышны звуки метели. ( Читает автор...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)
– А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)
– Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)
– Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением “холод”. А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)
– А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить совершённое им зло.)
– Как же начинается путь Фильки к добру? Расскажите о том, как Филька решил искупить свою вину. (Проверка индивидуального домашнего задания.)
– Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер.)
- Давайте вспомним сказочный персонаж, который принес теплый ветер?
– Ключевые слова с каким общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением “тёплый”.) Давайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)
5. Сделаем выводы.
– Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки “Теплый хлеб”? (Ответы детей.) Смогут ли люди прожить без хлеба?
- Можно ли ей дать другое название? Какое?
- Объясните смысл слова "теплый"? (близкий, добрый, горячий и т. д. ) (Все значения пишутся на доске).
- А может ли быть холодным хлеб?
- Как может быть холодным человек, сердце?
- Какие смыслы имеет название? (1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).
– Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.
6. Игра. Разгадывание кроссворда (2 мин.)
– Раз мы сегодня заканчиваем работу над этой сказкой, то я проверю у вас знания, какие вы получили.
Кроссворд (задания выполняются только по вертикали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)
1. Синоним вьюги, пурги. – МЕТЕЛЬ2. Мельничные круги, для перетирки зерен. – ЖЕРНОВА3. Имя советчика Фильки. – ПАНКРАТ4. Имя обидчика коня. – ФИЛЬКА5. Дополни словосочетание «позеленевшие ...» – ПАТРОНЫ6. Масть коня. – ВОРОНОЙ7. Часть упряжи, которую надевают коню на шею. – ХОМУТ8. Мельника в деревне считали ... – КОЛДУНОМ9. Назови диагноз бабки, который она сделала злому мужику «охлаждение...» – СЕРДЦА10. Название деревни, где произошла эта история. – БЕРЕЖКИ
7. Проверка фронтального домашнего задания.
– Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. (Ответы учащихся.)
8. Творческое задание
– Теперь последнее задание.
– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.
Образец.
Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка! Я сорока-белобока, прилетела из далека,Не присела я нигде, принесла весть о беде.Помоги мороз осилить,Речку ото льда откинуть, Людям мельницу пустить,Хлеба мягкого вкусить!
Выводы: Чему же нас учит К.Паустовский?– зла не делать– если сделал, то исправляй– взаимопомощи и взаимопониманию– уметь признавать свои ошибки– уметь прощать– уметь помогать, причем бескорыстно...– Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.– Какие трудности испытали? Что узнали нового?
Оценивание детей
8. Домашнее задание
Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.