Рабочая программа элективного курса Твои права


МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс по обществознанию
«Права и обязанности».
9 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.
Изучение прав человека приобретает особое значение в условиях становления правового государства, строить которое предстоит будущему поколению. Знание человеком и гражданином своих прав необходимо и в экономической, и в правовой деятельности. Основные задачи обществоведческого образования в школе - содействие социализации личности, формировании жизненной позиции личности. Изучение данного курса способствует также профессиональной ориентации. Курс направлен на развитие практических навыков анализа ситуации, умения и желания отстаивать свои права в повседневной жизни. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Курс рассчитан преимущественно на учащихся, выбравших социально-экономический профиль. Основой изучения курса являются предметные знания по истории, обществознанию, правоведению.
Элективный курс «Права и обязанности» направлен на расширение правовых знаний, дает общие представления и знания, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о правах человека и способов их защиты. Настоящий курс предполагает знакомство с основными научными понятиями, документами по правам человека.
Курс «Права и обязанности» включает и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений, в том числе:
выделять в источнике права норму права,
сопоставлять разные источники по правам человека,
описывать изучаемое право человека на конкретных примерах,
сравнивать и делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их,
участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам,
анализа конкретных жизненных ситуаций,
выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности,
принятие практических решений на основе теоретических знаний, а также изучении документов по правам человека,
планирование практических действий,
составления ряда документов, необходимых для защиты прав человека: заявлений, договора и т. д.
Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина.
Задачи курса:
обеспечить углубленное изучение прав человека;
способствовать созданию положительной мотивации в выборе элективного курса;
познакомить со спецификой деятельности учреждений по защите прав человека;
формирование человека - гражданина, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека.
Данный курс адресован учащимся общеобразовательных школ. Элективный курс «Права и обязанности» предназначен для учеников 9 класса.
Его можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания.
Элективный курс «Твои права и обязанности» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Изучение курса рассчитано на 34 часа
Учебно- тематический план
№ п/пНаименование темы Всего часов Лекции Практика Семинар Формы контроля
1 Вводное занятие 1 1 2-3 Понятие прав человека 2 1 1 Практическая работа
4 Становление и развитие прав человека 1 1 5-6 Всеобщая декларация прав человека 2 1 1 Практическая работа
7-8 Проблема прав человека в нашей стране и в мире 2 1 1 Проблемы гарантий прав человека. Собеседование по вопросам.
9 Гражданские права человека 1 1 Лабораторная работа с источниками
10 Политические права человека 1 1 1 Решения теста
11-12 Экономические права
человека 1 1 Практическая работа
13-14 Права потребителя 2 1 1 Лабораторная работа с документом
15 Социальные права человека 1 1 1 Подбор материала
16 Культурные права человека 1 1 Подбор материала, подготовка сообщений
17-18 Правовое государство и обеспечение прав человека 2 1 1 Участие в дискуссии
19 Права человека в случае совершённого им преступления 1 1 Лабораторная работа с источниками
20-21 Преступление. Ответственность за правонарушение 2 1 1 Подбор материала
22-23 Положение детей в нашей стране и в мире. Конвенция о правах ребёнка 2 1 1 Практическая работа
24 Права человека в истории человечества и в современном мире 1 1 Лабораторная работа с источниками
25 Международное гуманитарное право 1 1 Практическая работа
26 Итоговое повторение 1 1 Решение теста
27 Обязанности человека и нравственный долг 1 1 Участие в дискуссии
28 Обязанности человека перед обществом 1 1 Составлять таблицу
29-30 Моральные и правовые обязанности. Соотношение прав человека и его обязанностей. 2 1 1 31 Понятие и виды обязанностей гражданина 1 1 32-33 Конституционные обязанности человека 1 1 Запись определений
34 Итоговое повторение 1 1 Решение теста
34 15 10 9 № п/пТема Содержание Понятия Формы работы Литература
1 Вводное занятие. Понятие прав человека 1.Осознание человечеством экономических, политических и духовных потребностей развития личности и общества как предпосылка возникновения прав человека.
2. История прав человека.
3. Сущность человека. Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле.
4. Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности.
5. Демократия и её связь с правами человека. Человек. Гражданин. Личность. Государство.
Право Лекция с элементами беседы. Права человека: сборник международ. Документов /сост.Л.Н.Шестаков. М., 1985. А.Я.Азаров, Т.В. Болотина. Права человека: документы.
М.,2009.
Права человека: учебник для вузов/ под ред. Е.А.Лукашевой, М.
2 Становление и развитие прав человека 1.Библия о человеке.
2. Проблема личности в древнегреческой и древнеримской философии.
3. Зарождение представлений о естественном праве.
4. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
5. Американский Билль о правах (1791 г.) Билль. Философия. Личность. Естественное право. Декларация. Проблемная беседа. Рассмотрение вопроса о причинах возникновения, становления и развития прав человека в различные периоды истории человечеств. Общая теория прав человека /под ред. Е.А.Лукашевой. М. 1996. Новое мышление и современная философия прав человека// Права человека в истории человечества и современном мире. М., 2008. Ф.М.Рудинский Понятие и содержание прав человека// Право и жизнь. 2000. № 27
3 Всеобщая декларация прав человека 1948 года 1.Всеобщая декларация прав человека 1948 года: её содержание, история её создания, историческое значение.
2. Американская Декларация прав и обязанностей человека 1948 года.
3. Принятие международных пактов о правах человека 1966 г. Декларация. Пакт. Практическая работа с материалами Всеобщей декларацией прав человека и американской Декларацией прав и обязанностей человека. Сравнительный анализ. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
Декларация независимости США 1776 г. Декларация прав человека и гражданина, 1979 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина России 1991 г.
4 Проблема прав человека в нашей стране и в мире 1.10 декабря 1948 г. – Всемирный день прав человека.
2. Проблемы гарантий прав человека.
3. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г.
4. Конституция РФ 1993 г.
5. Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России (1998 г.)
Геноцид. Апартеид. Расизм. Декларация. Конвенция. Конституция. Уполномоченный по правам человека Собеседование по вопросам А.Н.Головотенко Права человека и статус личности. История и современность. М.,
Дёмин М.В. Проблемы теории личности М. 2007. Права человека в истории и современном мире М., 2009.
5-6 Гражданские права человека 1.Понятие и содержание гражданских прав.
2. Право на жизнь – первейшее право человека.
3. Право на гражданство. Гражданин. Гражданство Лабораторная работа с источниками Декларация прав народов России 1917 год. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 год.
7 Политические права человека 1.Понятие политических прав, формы их осуществления.
2.Избирательные права.
3. Основные политические свободы. Политика. Выборы. Референдум. Лабораторная работа с источниками Права человека: учебник для вузов/ под ред. Е.А.Лукашевой, М., Естественные права человека /под ред. Л.И. Богораз, 2003.
8 Экономические права человека 1.Содержание экономических прав человека, формы их осуществления.
2. Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся Собственность. Предпринимательство. Международная организация труда (МОТ) Практическая работа Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2009.
Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире// Право на жизнь 2000. № 25
9 Социальные права человека 1.Система социальных прав.
2.Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека.
3. Права детей в системе прав человека. Право. Органы социальной защиты Практическая работа Конвенция относительно принудительного или обязательного труда 1930 года.
Конвенция о защите заработной платы 1949г. Конвенция о сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю 1935 года.
10 Культурные права человека 1.Развитие культуры и осуществление культурных прав.
2. Конституция РФ и Закон об образовании. Культура.
Права человека. Практическая работа Конституция РФ.
Закон РФ
«Об образовании»
11 Обязанности человека 1.Обязанность человека и моральный долг.
2. Права и обязанности и их соотношение.
3.Права и обязанности человека и гражданина. Право. Права. Обязанность. Человек. Гражданин. Правовой статус личности. «Круглый стол» или дискуссия Всеобщая декларация прав человека // Права человека: учеб. под ред. Е.А.Лукашевой, М., 1999 г. Л.Д.Воеводин, Юридический статус личности в России, М., 2007.
12 Правовое государство и обеспечение прав человека. 1.Роль и значение государства в обеспечении и защите прав человека.
2.Функции глав государств в обеспечении прав человека.
3. Правоохранительные органы.
4. Законодательство о средствах защиты прав человека. Суд. Законодатель-
ство«Круглый стол» Социальная защита человека: региональные модели /под ред.В.Г.Гурьяновой. М., 2009.
Социальное государство и защита прав человека. М.,: институт государства и права 2004.
13 Права человека в случае совершённого им правонарушения 1.Преступление.
2. Ответственность за правонарушение Несовершеннолетний.
УК РФ Урок с элементами беседы УК РФ
14 Положение детей в нашей стране и в мире 1.Конвенция о правах ребёнка.
2.Международные преступления Ребёнок. Конвенция.
Декларация. Урок - дискуссия Конвенция о правах ребёнка. Принята 26 января 1990 г.
Вступила в силу 15 сентября 1990 г.
15 Права человека в истории человечества и в современном мире. 1.Понятие прав человека и их основное содержание.
2.Классификация прав человека.
3.Нарушения прав человека.
4.Международные документы по правам человека.
5. Механизм защиты прав человека.
6. Правовой статус личности. Повторение всех ранее изученных понятий Практикум – дискуссия. Самостоятельная работа 16 Международное гуманитарное право 1.Права человека в вооружённых конфликтах и их защита.
2. Женевские конвенции и Дополнительные протоколы Международное гуманитарное право. Конвенция Лекция с элементами беседы и практической работой О.И.Туинов. Международное гуманитарное право: учебник. М., 2009.
17 Итоговое повторение Литература.
1. Азбука прав человека, пер. с англ. — М., 1994.
2. Вокруг тебя мир — Книга для ученика, 5 класс. М., 1996 г.
3. Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М.: Общество «Знание» России, 2006.
4. Белов Г.А. Права человека. Учебное пособие по курсу «Политология». М.: Общество «Знание» России, 2006.
5. Булгакова А.В. Изучаем Всеобщую декларацию прав человека. Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. Харьков: КОНСТАНТА, 2008.
6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Инфра-М-Норма, 1997.
7. Все различны – все равны. Учебный сборник.
8. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. Ангстрем, М.: 1992.
9. Граждановедение Учебник для средней школы. – М.: 1998.
10. Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. 9 кл.: Учебник для учащихся общеобразоват. Учебн. Заведен. – М.: Дрофа, 1999.
11. Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов. М.:НОРМА – ИНФРА М, 1999.
12. Международное право прав человека: Учеб. Пособие / Отв. Ред. Акад. Топорнин Б. Н. / Саидов А. Х. Академический правовой университет, М.: 2002.
13. Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000.
14. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд НАН), 1999.
15. Мои права или Конвенция о правах ребенка для детей. Институт Открытого Общества, г. Будапешт, 1994.