классный час Твои права на каждый день


Классный час 5 класс
Тема: Твои права на каждый день
Цель:
Повысить социально-правовую компетентность учащихся.
Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей – нет
прав.
4. Воспитать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
Оборудование: кластер «Календарь правовых дат», компьютер, карточки, Устав школы, Правила для учащихся, роликиФормы работы: общеклассная, работа в группе

Ход классного часа
. Эпиграфы к занятию:
«Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности»
(Б. Франклин);
«Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение);
«Учись думать о себе и о других» (китайская мудрость);
«Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» (правило Конфуция)

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.
Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.
Показ ролика «Декларация прав ребенка»
Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах
детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека.
Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил
все эти и другие права детей? Кто из вас знает, как называется этот документ?
Этот документ называется Конвенция о правах ребенка.
20 ноября 1989 год - принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права.
Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения). В каком школьном документе определены ваши права и обязанности? (В Уставе школы и правилах для учащихся). Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе. Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав учащихся 5 класса.
Учащиеся 5 класса:
Имеют право:
На бесплатное обучение
На медицинское обслуживание
На пропуски занятий без причины
На жизнь
На здоровое развитие ребенка
Не выполнять домашние задания
На грубые разборки в виде оскорблений, драк
На имя и на приобретения гражданства
Знать своих родителей и право на заботу
Делать только то, что хочется
Не слушаться взрослых
На сохранение своей индивидуальности
Выражать свое мнение
Не уважать старших
Сам может выбирать себе друзей
На собственную личную жизнь

Работа в группе:
Ситуация 1.
Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.
Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Учитель:
Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей? (Сын пользуется правом на отдых и досуг, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок)
О какой важной обязанности он забыл? (Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!)Ситуация 2.
«Чужой телефон»
Выходят дети с портфелями и кладут их.
Дима: - Ты не пойдешь на физкультуру?
Коля: - Нет, я освобожден.
Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.
Коля: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.
Коля начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.
Дима: - Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?
Коля: - А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?
Учитель:
На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята? (Дети высказываются)
Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество.
Ситуация 3.
А вот что случилось в одной семье.
– Сходи за хлебом в булочную!
– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
– Вымой посуду!
– Не имеешь права использовать детский труд.
– Помой руки!
– Это насилие над личностью!
– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.
– Это проявление жестокости.
Учитель:
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
Показ ролика «Права детей в мульфильмах»
Заполнение анкеты
Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют. Б) Затрудняюсь ответить. В) НЕ существуют.
Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено. Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
Кем были созданы права человека?
А) Народом. Б) Государственной властью. В) Сотрудниками милиции.
Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся. Б) Обязанность учащихся. В) Ни то и не другое.
А теперь давайте выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
-Ваша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Республики Казахстан. Любить свою семью.
- Ваша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
- Ваша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

А закончить мне хотелось бы следующими словами
Товарищи взрослые и дети!За свое будущее мы все в ответе!Права и обязанности все свои знайте,Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!Хорошими людьми вырастайте!Ваши права в ваших руках!
Литература:
Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,
М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Декларация прав ребенка.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Устав школы.
5. Правила для учащихся.