Урок по повести В. Распутина Прощание с Матёрой


Долгова Елена Павловна

Урок – взгляд по повести
В. Распутина
«Прощание с Матёрой».
Тема: «У кого нет памяти, нет жизни».

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спроситься».
Цели:
на материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);
продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно – следственные связи;
способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно – проблемных вопросов;
ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.
Оборудование:
тексты
эпиграф на доске
портрет писателя
музыкальный фон
пиктограммы учащихся
схемы ценностей учащихся и героев повести
В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Ход урока.

Организационный момент.
Игра – разминка «Черты характера».
Беседа – установка на восприятие темы.
Беседа по содержанию.
Работа со словарной статьёй.
Пиктограммы.
Обобщение.
Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР – В. Распутине и о его произведении «Прощание с Матёрой». Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть – Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её – лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином
В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».

Слово учителя (вопросы по психологии).
О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин? (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).
Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
Ценность – представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.
Каждый человек не только выбирает ценности. Он придаёт им различную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе. Ценности определяют наше поведение
Проведём игру - разминку «Нравственные ценности личности». (Участники игры становятся в круг. Один из участников называет своё качество. С помощью рукопожатия передаёт очерёдность. В результате – все участники группы должны назвать те нравственные качества, которыми они обладают и затем показать это в триаде).
Какие ценности вам ближе по духу, мы посмотрим по вашим триадам. (Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).
Ценности – родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.
Слово учителя (вопросы по литературе).
Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?
Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: «Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?» (Покажите на примерах).
Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»
«Интересно, куда денется её жизнь? – думала старуха Анна из последнего срока. Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скрючивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой – то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась?»
Старая Дарья из «Прощание с Матёрой» спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради того чего – то ещё? Вечным ли будет это движение?»
Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: «Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).
Мне видится Матёра такой. Вот он остров, надёжно, «утюгом» стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру
Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангара; словно причаливший к Матёре другой остров – Подмогу. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится мне поля, за ним лес, ближе, у дороги царь – дерево, могучий в три обхвата, листвень.
Мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова
Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?
Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.
Матёра – свидетель жестокого боя между колчаковцами и партизанами.
Создавала «коммунию – колхоз».
Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.
Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.
Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?
Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?
Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.
Гибель Матёры – это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто.
Слово учителя (вопросы по психологии).
А что же такое душа?
Есть ли душа у человека?
Где она?
Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни – то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.
А сейчас мы проверим ваше умение работать со словарем дома. Вам необходимо было найти значение понятия души.
Душа, понятие, выражавшее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела. (Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова стр. 423).
Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией, в представлениях первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей. В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова издание четвертое стр. 106).
Душевность – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. (Атлас по психологии под редакцией М.В. Гамезо, И.А. Домашенко стр. 13).
Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни – то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.
Душа – понятие, которое отражает внутренний мир человека, независимое от тела животворящее и познающее начало.
Задание: при помощи пиктограмм изобразите свои души.
(Демонстрация пиктограмм, сопровождаемая комментарием учащихся).
Вывод: Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Слово учителя (вопросы по литературе).
Что конкретно выявляет: кто есть кто? (Отношение к Родине, к родной земле, к малой родине).
Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство – это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища? (Учащиеся инсценируют сцену разорения кладбища).
Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
Как к этому относитесь?
Так поступать можно?
Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова – не тот же народ?
Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
Чем является Матёра для них?
Критик Ю. Селезнёв говорит о земле – Родине и о земле – территории. «Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное». Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит – кто до нас был, и кто после нас прейдёт» не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него».
Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля – территория?
Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе – ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?
Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вновь вернемся к образу бабки Дарьи, стариков, старух и тех, кто старается как можно быстрее уехать с острова.
Как в чувствах, в поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?
На сколько эти чувства понятны вам?
Работа по группам.
I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.
II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.
Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: «У кого нет памяти, нет жизни». Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.
А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?
Работа по группам.
I группа - дать оценку поступкам Петрухи и Клавки.
II группа – дать оценку поступкам Андрей и Павла.
Подведение итогов урока.
Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.
Комментирование оценок за урок.
Домашнее задание.
1.Подготовить чтение стихотворения Сергея Куняева «Валентину Распутину» и ответить на вопрос: «В каких строках стихотворения вы видите личностное отношение поэта к произведению Распутина».
2. Сделать ценностный ориентир Дарьи, Павла, Петрухи, Клавки и Воронцова.
15