Научно-практическая конференция работа на тему: «Рисунок скажет всё»

МОУ «Козловская средняя
общеобразовательная школа №3»






Научно-практическая конференция
работа на тему:
«Рисунок скажет всё»




Работу выполнили
ученики 9-б класса :
Бакалова Вера
Ластухина Диана
Руководитель: Андреева Н.Н. педагог-психолог






Козловка

Оглавление

Актуальность...3 стр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]..................................................6 стр.
Глава II Значение рисунков..11 стр.
2.1.Пространственное расположение рисунков11 стр.
2.2 Характер рисунков.....12 стр.
Глава III Исследование по КСОШ №3........................................................22 стр.
Заключение.....26 стр.
Литература......27 стр.















Актуальность
Многие  школьники любят рисовать, особенно в минуты и часы, когда нечем себя занять, но есть возможность либо писать, либо что-то чиркать.
Одной из причин создания непроизвольных рисунков является то, что в этом находят выход наших эмоции. Почеркушки как бы сами собой появляются на полях школьных тетрадей. Одни рисуют животных, другие - абстрактные символы, но все это продукт слабо осознаваемой душевной жизни, реакции на происходящее. Не случайно мы не делаем этого в театре и кино, так как там образы и чувства заполняют нас. Но когда мы слушаем тему урока, мы как бы компенсируем недостаточность образов и чувств рисованием, чирканьем чего-то, порой малопонятного.
Рисунки скрашивают томительное ожидание. Непроизвольные  и незамысловатые стрелы, треугольники и круги, квадрат и другие образы часто удерживают нас «на плаву», так как  они более динамичны, чем монотонный голос преподавателя. В сложных ситуациях ручка и бумага помогают обрести уверенность, так как в рисунках и словах, в схемах и почеркушках проявляется что-то вполне определенное. А в сложной ситуации, когда решается наша судьба, запись мысли и рисунки помогают обрести уверенность.
   Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинаф был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха, идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.
Итак, « витая в облаках» и бездумно чиркая на бумаге, мы графически описываем свое психологическое состояние.
Непроизвольное рисование не наносят нам никакого вреда, но дает выход нашим эмоциям, и никто нас за это не осудит.
Отсюда мы ставим цель нашего исследования: Составить портрет эмоционального состояния ученика нашей школы, проанализировав то, что рисуют учащиеся на уроках
В соответствии с целью были выдвинуты задачи:
- выяснить, все ли школьники делают зарисовки?
- если рисуют, то, что чаще всего?
- есть ли подобные рисунки в тетрадях?
узнать из дополнительной литературы и сети Интернет о значение рисунков;
выбрать объект и место исследования;
провести опрос и анкетирование по теме работы;
Методы исследования:
анализ всевозможной литературы;
эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты);
анкетирование
математический
обсервационные(наблюдение, беседы)
анализ полученных результатов
Ценность полученных результатов: наша работа может помочь учащимся и учителям ориентироваться в эмоциональных состояниях учащихся через рисунок
Гипотеза исследования: Систематическое рисование и письмо выполняют психотерапевтическую  роль. Ведь часто накапливающая негативная энергия (эмоции) должна найти свой выход, лучше пусть будет бумага и карандаш, чем вымещение зла на других людях. Рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.
Сроки исследования: декабрь 20113 - апрель2014 г.
Глава I Виды рисования
1.1.Произвольное и непроизвольное рисование
Рисунок изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели.
Произвольное рисование – это рисование под контролем сознания, как правило, на заданную тему, с определенной целью. Например, что-то изобразить, показать другому человеку заинтересованность в теме рисования и т.д. Непроизвольное рисование – это способ бессознательной саморегуляции. Рисунки скрашивают томительное ожидание, выражая непроизвольное напряжение, позволяя разрядиться социально приемлемым способом. Непроизвольные рисунки позволяют сохранить душевное равновесие в обстоятельства психологического давления на личность. Кроме того, непроизвольное рисование – это способ самовыражения для любого человека. С этой точки зрения нетворческих людей просто нет. Непроизвольное рисование отчасти заменяет общение с другими людьми – есть возможность пообщаться с одним из самых любимых и знакомых людей – с самим собой. В непроизвольных рисунках находят выход наши бессознательные потребности, ожидания, мысли, чувства. Рисунок одного и того же предмета будет разным в зависимости от настроения и актуальных потребностей личности.
Психотерапевтический эффект прослеживается не только у детей, которые в силу возраста любят и хотят рисовать, но и у взрослых, многие из которых не брали в руки карандаш или кисточку со школьной скамьи. Самовыражение, являясь неизбежным результатом рисования, приводит к воплощению мыслей, чувств, возможности рассматривать их как бы со стороны, что и приводит к психотерапевтическому эффекту. Лечению рисованием поддаются тонкие, не выражаемые в словах нарушения, например, высокая, мешающая жить тревожность.
1.2.Основы интерпретации рисунков
Интерпретируется, прежде всего, форма нажима. Сверхсильный нажим (возможно до дыр в листе) – психическое напряжение. Сильный нажим – амбициозность, решительность. Слабый нажим – неуверенность, депрессивность, возможно наличие хронического заболевания.
Далее рассматриваются преобладающие линии. Горизонтальные – слабость, женственность, боязливость. Отражают желание не высовываться или, даже, подчиняться. Вертикальные – уверенность, мужественность. Могут указывать на решительность, экспансивность, даже агрессивность. Удлиненные линии выдают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Твердые удлиненные вертикальные линии свойственны личностям с практическим складом.
Далее интерпретируется размер рисунков и почерка. Сверхбольшие – экспансивность, маниакальность, стремление захватить все пространство. Маленькие – астеничность, депрессивность, скромность, даже чувство неполноценности, невысокую самооценку. Размер рисунка – довольно точный индикатор состояния человека. В состоянии приподнятости рисунки крупнее, чем с в состоянии депрессии.
Интерпретации подлежит расположение рисунка в пространстве. Вверху – нереальный оптимизм, внизу – неуверенность, сбоку – желание иметь поддержку, в центре – нормальное состояние души. При бессознательном рисовании можно проследить «движение» рисунков вверх или вниз. Движение вверх говорит о высоком уровне надежд, оптимизме. Движение вниз – о нарастающей безнадежности и пессимизме. Личности, располагающие рисунки в центре или вверху чувствуют себя более защищенными, чем личности, располагающие рисунки внизу листа.
Интересна интерпретация преобладающих цветов у детей и взрослых. Предпочтение желтого цвета. У детей – показатель развитой фантазии, мечтательности, непрактичности, предрасположенности к творческому и духовному. У взрослых – (согласно Люшеру) непосредственность, любознательность, склонность строить планы, мечтать, целеустремленность, оптимизм, новаторство.
Предпочтение фиолетового цвета. У детей – показатель творческости, артистичности, мечтательности, развитой фантазии, любви к красивому, ранимости. У взрослых – стремление к интимности, мистичность, фантазийность, стремление познать мир через слияние с ним.
Предпочтение красного цвета. У детей – показатель открытости, активности, живости и непоседливости, кипучей жизненной энергии. У взрослых – интерес к внешнему миру, стремление к движению, активность в поведении, мыслях и чувствах, соревновательность, стремление добиться успеха.
Предпочтение синего цвета. У детей – показатель перенапряжения нервной системы, вызванного складом характера и высоким уровнем притязаний. У взрослых – стремление достичь цельности, пассивность, высокая чувствительность, некоторая отстраненность, холодность, спокойствие, настроенность сопереживать.
Предпочтение зеленого цвета. У детей – показатель того, что ребенок чувствует себя незащищенно и нуждается в материнской любви. У взрослых – гибкость ума, стремление и умение защищаться, напряженное состояние, стремление удержаться на достигнутом уровне, претензия быть основоположником неоспоримых жизненных принципов.
Предпочтение оранжевого цвета. У детей – показатель энергии, активности, но, одновременно, невозможности найти выход для разрядки напряжения. Такие дети очень беспокойны, суетливы, крикливы.
Предпочтение коричневого цвета. У детей – показатель компенсаторных потребностей. Обычно проявлению таких потребностей предшествуют драматические события в жизни ребенка: неурядицы в семье, необходимость спасаться от стихийных бедствий и катастроф, долгие болезни. У взрослых – обостренное чувство «своих корней» – домашнего очага, своей семьи. У таких людей существует повышенная потребность в физическом благополучии, избавлении от проблем, вызывающих физические неудобства.
Предпочтение черного цвета. У детей – как правило, показатель стрессового состояния, острого кризиса, говорит о необходимости психологической помощи. У взрослых – отвержение всего, возможно даже собственной жизни. Выбирая черный цвет, личность показывает, что все идет не так, как должно, как хотелось бы. Часто выбор этого цвета связан с суицидальными намерениями.
Предпочтение серого цвета. У детей – показатель отгороженности от сверстников, стремления быть «тихим», скромным, показатель замкнутости, иногда усталости. У взрослых – это показатель желания, чтоб оставили в покое. Показатель нежелания вовлекаться, смотреть на все, в том числе и на собственные действия со стороны.
Предпочтение белого цвета. У детей – показатель резкой внутренней перемены, когда все «начинается сначала». Такое бывает при резкой смене образа жизни, перемене окружения и т.п.
Необходимо учитывать цвет в жизни и культуре. В различных культурах цветам приписывают различное символическое значение. Но существенные различия в значениях цветов видны при сопоставлении восточных и западных их толкованиях. Между тем, существуют и общие точки зрения на значения цветов.
Например,
Красный цвет – ассоциируется во всем мире с властью, кровью, огнем, войной, переворотом.
Белый цвет – обозначает чистоту, незапятнанность, святость, нечто неземное. Продолжая этот ряд, неизбежно приходишь к тому, что белый цвет может означать также и небытие, смерть. У некоторых народов принято хоронить в белых одеждах, в белых гробах, вывешивать траурные флаги белого цвета.
Черный цвет – несчастье, горе, траур. Обозначает также бездонность, великую тайну. Отсюда – любовь как великое и непонятное, сексуальность, плодородие и изобилие.
Желтый цвет – цвет солнца, зрелости. Но также у некоторых народов – цвет болезни (например, в Европе желтый крест – знак чумы), цвет ревности, и в Азии даже траурный цвет.
Синий цвет – у многих народов символизирует вечность, постоянство, расположение, верность. Сходство густого синего с черным придает ему у некоторых народов родственное с черным значение.
Зеленый цвет – символизирует юность, надежду, веселье, незрелость. У некоторых народов (например, в Иране) зеленый ассоциируется с несчастьем, скорбью.



Н.Н. Обозов пишет о родственных различным темпераментам цветах.
Меланхолику родственен голубой цвет. Он действует на него успокаивающе, расслабляюще. Красный, оранжевый и желтый цвета придают меланхолику импульс к действию.
Флегматику родственен зеленый цвет. Этот цвет придает равновесие с внешним миром. Некоторые флегматики предпочитают зелено-желтые цвета, а некоторые сине-зеленые цвета.
Сангвинику родственен желтый цвет. Этот цвет действует на него оптимистично, веселяще, делает его приветливым. Дополнительный цвет – фиолетовый. Этот цвет способен несколько приглушить жизнерадостность и энергичность сангвиника.
Холерику родственен красный цвет. Холерикам нравится активность, стимулирующее начало этого цвета. Компенсируют, сдерживают такой темперамент голубые и зеленые цвета.












Глава II Значение рисунков
2.1.Пространственное расположение рисунков
Чаще всего непроизвольные рисунки появляются на полях записных книжек, на пустых страничках ежедневника, на запотевших окнах, на стикерах. Во всех этих случаях рисунки занимают свободное пространство. Поэтому первый параметр, на который принято обращать внимание удаленность (близость) рисунка от края листа.
Так принято в проективных методиках, что левая вертикальная граница символизирует прошлое (воспоминания, переживания); правая вертикальная граница будущее (перспективы, стремления); верхняя горизонтальная граница планирование, беззаботность; нижняя горизонтальная внутренний конфликт, тяжесть на душе. Таким образом, по тому, к какой границе смещен рисунок, можно сделать выводы о том, что человек переживает переживает ли он за прошлое, давит ли на него груз ответственности и т. д.
Расположение рисунка у левой вертикальной границы признак того, что человек готов действовать, но при этом действия человека должны быть подкреплены прошлым опытом, он будет действовать только в хорошо знакомых ситуациях. Такие люди ценят покой, они стремятся застраховать себя от любых неожиданностей, не рискуют понапрасну.
Расположение рисунка у правой вертикальной границы выдает человека непосредственного, устремленного вперед, он открыт всему новому, он жаждет новых впечатлений, хорошо ориентируется в новых условиях. Рутина пугает такого человека. Очень много дел такой человек не доводит до конца, увлекаясь чем-то новым. Если рисунок смещен вверх, это может говорить о завышенной самооценке, желании самореализоваться, об амбициях. Расположение рисунка в нижней части говорит о неуверенности, пессимистическом настрое, неспособности решать проблемы.


2.2 Характер рисунков
      Две трети людей в то время, когда заняты только их уши, хватаются за карандаш и что-нибудь рисуют. Но что это означает?
На многочисленных совещаниях, заседаниях, на уроках, на листах бумаги возникают домики и узоры, буквы и геометрические фигуры. Карандашом водит наше подсознание - мы ведь не задумываемся над тем, что рисуем. Поэтому каракули, возникающие на бумаге, можно считать зеркалом души. Подобно линиям на ладонях, «каракули» отражают мысли, чувства и даже жизненные позиции...
Однако имеет значение не только то, что нарисовано, но и как нарисовано.
Итак, несколько наиболее типичных рисунков и их значения.
Масти и пасти.
 Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.
Спирали.
 Типично женский рисунок, - утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.
Сердца, сердечки - большие и маленькие.
 Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.
Небо, солнце, облака.
 Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я - мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.
Грубые линии.
 Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная, энергичная линия - это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.
Камень на камне.
 Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.
Головы и лица.
 Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм - его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но - будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.
Домики и коробки.
 Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.
«Кренделя».  «Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. "Кренделя" могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.
Геометрические формы.
 Тут - ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.
Ручки, ножки, огуречик...
 Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.
Знаки препинания.
 Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.
Шахматные рисунки.
 Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.
Глаза.
 Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.
Губы.
 Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, - все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы - такой человек не лишен некоторой агрессии.
Парад цветов.
 Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни - гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.
Бутылки, фляги и прочая посуда.
 Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.
Луна, звезды.
 Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.
Рамки и рамочки.
 Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность - их основной козырь.
Дикие каракули.
 Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.
Стилизованные буквы.
 Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.
Штрихи из центральной точки.
 Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты.
 Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше - вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.
Заборы, баррикады.
 Человек строит забор, еще забор, потом - несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.
Лес и деревья.
 Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.
Гирлянды и цепи.
 Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.
Круги и кольца.
 Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе 


Сетки
Вероятно, вы попали в неловкое положение или вступили в рискованное дело, и в подобной ситуации вы не возьмете инициативу в свои руки, а согласитесь на все, что вам предложат, стерпите обиду и сдержите раздражение. Рисунок напоминает решетку – тогда вы ощущаете себя загнанным в угол или пытаетесь отгородиться от подобного препятствия.
Шахматные поля
По-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.
Домики и коробки
Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Вот что говорит окружающим такой рисунок: «Меня нелегко сбить с толку, я точно зная, чего хочу, у меня ясные цели и я собираюсь решительно отстаивать свое мнение».
Цветы, солнце, облака
Жизнерадостные цветочки и солнышко – верные приметы того, что ты довольна тем, как проходит телефонный разговор. Вероятнее всего, слушая собеседника, ты попутно уже мечтаешь, фантазируешь о чем-то приятном. Подобные рисунки с головой выдают твой оптимистичный настрой и благостное расположение духа.
Звездочки
Вы хотите оказаться в центре внимания, для вас важно быть ярким и всегда замеченным. Но если у вашей звезды слишком много лучиков или вы изображаете их отдельно от нее, это может свидетельствовать о депрессивных переживаниях.


Личные подписи
Такие машинальные рисунки свойственны натуре тщеславной и эгоцентричной. Обилие собственных росписей, машинально выведенных на листе во время разговора, или обдумывания какой-то проблемы – сигнализирует, что ты что-то уж слишком зациклилась на собственной персоне. Пора бы уже и по сторонам поглядеть.
Узоры как на обоях
Это говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор или лекция, а может быть, вообще весь ваш образ жизни. Придумайте что-нибудь новое, купите интересную вещицу или несвойственную для вас одежду, совершите сумасбродный поступок и тоска пройдет сама собой.
Пчелиные соты
Вы стремитесь к спокойствию, к гармонии, хотите упорядочить свою жизнь. А еще вполне вероятно, что вы задумались о создании семейного гнезда.
Круги и кольца
Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, говорят о стремлении к присоединению и соучастию. «Мне одиноко, я чувствую себя как бы выключенной из внешнего мира», сигнализируют такие рисунки. Выводя кружочки на бумаге бессознательное намекает на то, что тебе не хватает дружеского участия и внимания.
Фигура круга
Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости, особенно если круг ничем не заполнен. Вы закрываете свой внутренний мир и не желаете давать сведений о себе. Вы не любите, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в вашу жизнь и ваши дела.
Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры
У вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.

Переплетение кругов
Вам кажется, что вы находитесь вне каких-то важных событий, вам хочется в чем-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности. А вот переплетение сердец означает, что вы переполнены чувствами и готовы дарить любовь и тепло всему миру. Не сдерживайте себя, и окружающие ответят вам взаимностью.
Кресты
Возможно, вас беспокоит чувство вины перед близким человеком или тяготит какая-то проблема, за которую вы чувствуете себя ответственным.
Лабиринт
Выражает поиски жизненной гармонии, своего жизненного пути.
Сабли, пистолеты или другое оружие
В вас накопилось много агрессии, возможно, вы на кого-то сильно сердитесь или вообще злитесь на жизнь.
Маленькие домики
Вам не хватает чего-то основательного, например, сильного и крепкого плеча, заботы и опоры.
Стрела
Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх – ориентация на других людей, вниз – на себя, налево – смотрите в прошлое, направо – надеетесь на будущее.
Животные
Тут нас ждет разнообразие толкований. Если ваш питомец поставлен на две лапы или же одет в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), то вы явно уподобляете его человеку: себе или какой-то важной в вашей жизни персоне. Присмотритесь как следует, иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап на ноги и руки. При таком раскладе все это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости – ведь вы подсознательно ставите себя на более низшую ступень развития.
Ваши сегодняшние эмоции могут напрямую зависеть от того животного, который поселился на вашей бумаге. Если это тигр или волк – в вас спряталась агрессия, если лиса – задумали где-то схитрить, зайчик или белочка – вам нужна забота и защита, лев – ощущаете свое превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то, скорее всего, сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки.
Человеческие фигуры
Обратите внимание на детали. Если это маленькие человечки, то, скорее всего, вы ощущаете беспомощность или хотите уклониться от каких-либо обязанностей. Когда вы изображаете человека схематично («палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек») – ваше эмоциональное состояние нестабильно, вы хотите закрыться и никого не подпускать к себе.
Если человек большой и «настоящий», то начать следует, прежде всего, с головы. Голова в профиль, а тело анфас – в вас живет тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, полный анфас – вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит» – тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов. Большая голова – руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая – уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная – проявляете застенчивость и робость. Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабоченны своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно как вас «встречают по одежке».
Изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными – вы застенчивы и боязливы, вам трудно заводить непринужденные беседы и знакомиться на вечеринках. Закрытые, спрятанные или непрорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни. Большие уши – вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют – не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы – в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову – вами управляют враждебные чувства.
Куклы
Над вами доминируют окружающие, вы ощущаете, что постоянно должны кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура
Они выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит.
Маска
Вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
И в заключении. Психологи утверждают, что абсолютно нормальный человек не рисует бесцельно во время разговора














Глава III Исследование по КСОШ №3
Нами было проведено анкетирование учащихся нашей школы. В анкетировании приняло участие 118 учащихся с 7 по 11 классы, Один класс с каждой параллели.

Вопросы анкеты:
1. Рисуете ли вы на уроках?
а) Да
б) Нет
в) Иногда
2. Что чаще всего рисуете?
3. В каком месте тетради вы рисуете?
а) На обложке
б) На полях
в) В конце тетради
4. Что вынуждает вас рисовать на уроках?
а) Скучно
б) Плохое настроение
в) Обида на учителя
г) другое .
5. На каких уроках вы чаще всего рисуете?
а) На устных
б)На письменных


Вот такие результаты у нас получились. Опросник "Рисунки"

 
 
Вопросы
класс
кол-во опрош.
класс
кол-во опрош.
класс
кол-во опрош.
класс
кол-во опрош.
класс
кол-во опрош.
класс
кол-во опрош.


7-е классы
28
8-е классы
20
9-е классы
23
10-е классы
23
11-е классы
24
Общее
118


кол-во ответов
%
кол-во ответов
%
кол-во ответов
%
кол-во ответов
%
кол-во ответов
%
кол-во ответов
%

1.Рисуете ли вы на уроках? 

- да
4
14
2
10
9
39
4
17,4
12
50
31
26,3

- нет
3
10
7
35
5
21
6
26
6
25
26
24

-иногда
21
75
11
55
9
39
13
56,5
6
25
51
47

2.Что чаще всего рисуете? 

-цветы
6
21,4
1
5
2
8,6
3
13
2
8,3
14
12

- солнце, небо, облака
 
 
 
 
2
8,6
 
 
 
 
2
1,7

-каракули
6
21,4
3
15
3
13
6
26
4
16
22
18,7

-человеческие фигуры
3
10,7
2
10
 
 
1
4,3
2
8,3
8
6,8

-домики, кораблики
 
 
1
5
 
 
 
 
3
12,5
4
2

-сердечки
 
 
3
15
6
26
2
8,6
2
8,3
13
11

-штриховка
3
10,7
2
10
4
17
 
 
2
8,3
11
9,3

-звезды
 
 
 
 
1
4
 
 
 
 
1
0,9

-надписи, личные подписи
 
 
1
5
 
 
1
4,3
1
4,1
3
2,5

-разное(сетки, гирлянды, узоры)
 
 
5
25
2
8,6
2
8,6
 
 
9
7,6

3.В каком месте тетради вы рисуете? 

на обложке
4
14
7
35
 
 
 
 
 
 
11
10

на полях
8
28
2
10
2
17
4
17,4
1
4,1
17
14,4

в конце тетради
15
53
4
20
14
60
8
61
10
41,6
51
37

везде
 
 
1
5
3
13
2
8,6
6
25
11
10

4.Что вынуждает вас рисовать на уроках? 

скучно
17
60
11
55
11
47
4
30
9
37,5
52
44

различные эмоциональные сосотяния
8
28
4
20
5
21
6
26
3
12,5
26
24

обида на учителя
 
 
3
15
 
 
1
4,3
1
4,1
5
4,3

другое
3
10
3
15
 
 
2
8,6
4
16
12
10,2

5.На каких уроках вы чаще всего рисуете?

на устных
25
89
10
50
14
60
11
47,8
19
79,2
79
62

на письменных
1
3,4
6
30
4
17
5
21,7
3
12,5
19
16,1

По нашей таблице видно, что у 26,3% опрошенных учеников рисуют на уроках постоянно. Часто рисуют – 47% учеников. Вообще не рисуют – 24%. Отсюда видно, что 73,3% учащихся, так или иначе, рисуют на уроках.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Чаще всего ученики рисуют каракули – 18,7% . Это означает, что внутренний хаос либо знак того, что ученики стоят на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах их души. Внутренние переживания, эмоциональная нестабильность.
12% учеников рисуют цветы. Жизнерадостные цветочки и солнышко – верные приметы того, что учащиеся довольны тем, как проходит урок. Вероятнее всего, слушая учителя, они попутно уже мечтают, фантазируют о чем-то приятном. Подобные рисунки выдают оптимистичный настрой и благостное расположение духа.
9,3% учеников рисуют просто штриховку. Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.
Исследуя школьные тетради на предмет наличия в них рисунков, мы обнаружили следующее: чаще всего рисунки появляются на последней странице тетрадей по устным предметам - 37% , рутина пугает таких людей. Очень много дел, такой человек не доводит до конца, увлекаясь чем-то новым. 14,4 % рисуют на полях будущее (перспективы, стремления) . Люди непосредственного, устремленного вперед, они открыты всему новому, они жаждят новых впечатлений, хорошо ориентируется в новых условиях.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
А что же вынуждает рисовать ученика на уроках? 44% учащихся ответили , что начинают рисовать, когда им становиться скучно на уроках. И 24% учащихся начинают рисовать на уроках, когда их переполняют различные эмоциональные состояния.
И наконец, на каких уроках чаще рисуют на уроках? На этот вопрос ученики школы ответили – на устных – 62% и на письменных – 16,1%. Значит, на письменных уроках, у них не хватает времени делать свои зарисовки.13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.
Исследования эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку, своеобразие рисунка определяется не столько интелектуальной сферой ребенка - его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном настроения, интересами, активностью и т.п.
Исходя из исследования видно, что большинство учеников нашей школы переживают внутренний хаос, либо ученики стоят на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах их души. Внутренние переживания, эмоциональная нестабильность у учащихся. Их пугает рутина. Очень много дел, не доводит до конца, увлекаясь чем-то новым. Поэтому учителям стоит обратить внимание что рисуют ученики на уроках, т.к это отражает их внутренне эмоциональное состояние.








ЛИТЕРАТУРА
 
Дилео Дж. «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». – М., 2002.
Зинкевич– Евстигнеева Т., Кудзилов Д. «Психодиагностика  через рисунок», Санкт – Петербург, 2004.
Обозов Н.Н «Мир нашего «Я» в рисунке и почерке»,  Санкт – Петербург, 1999 г
Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.»Психологический анализ рисунка и текста». - СПб., 2006;
Потемкина, «Дидакт», 1991 г.
Приложение к газете «1 Сентября» «Школьный психолог». 
Психология цвета / под ред. С.Л. Удовик. – М., 1996;
Романова Е.С. «Графические  методы в психологической диагностике», М 2004,









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715