Статья Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества ДОУ и семьи

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ

Т.И. Буслаева,
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем [1]. Вопросом приобщения детей к природе должны заниматься не только детские сады и другие воспитательно-образовательные учреждения, но, прежде всего родители.
Значение общения ребёнка с живыми существами трудно переоценить. Но есть семьи, где к животным существует специфическое предвзятое отношение. Где-то недолюбливают собак, где-то кошек, одни считают рыб глупыми бесполезными существами, другие уверены, что в их доме никогда не появится клетка с попугайчиками. Но вряд ли найдётся хоть одна семья, где бы считалось, что мучить животных - хорошо.
Жестокое обращение ребёнка с братьями нашими меньшими является своеобразной формой замещения других видов агрессии. Если ребёнка ругают за грубые слова, наказывают за участие в драках, требуют неукоснительно уважительного отношения к взрослым, даже когда те бывают не правы, то его агрессивные тенденции могут трансформироваться в ненависть ко всему живому. Поначалу малыш может безжалостно рвать траву, топтать цветы, ломать ветки деревьев. И если своевременно не обратить внимания на эти формы поведения детей, то они вполне могут перерасти в желание причинять боль и страдания тем, кто не в состоянии постоять за себя сам. Мальчики и девочки должны не в теории, а на практике освоить, что такое бережное отношение ко всему живому, тогда им не придёт на ум мысль привязать к кошачьему хвосту консервную банку или охотиться на дворовых воробьев. И здесь пример родителей незаменим. Если малыш вместе с мамой, папой или бабушкой хоть раз в жизни пять минут наблюдал, как паучок усердно плетёт свои сети, или любовался переливчатой радугой крыльев стрекозы, присевшей на воду, а любопытство научился удовлетворять, не отрывая ножки у кузнечика, чтобы посмотреть, что он будет делать дальше, а читая вместе с родными соответствующую литературу, рассматривая книжки, то вряд ли он будет развлекаться ампутацией ног жучка, паучка или кузнечика. Если на ребёнка не кричать, когда он приносит в дом брошенного котёнка-заморыша
или чуть живого выпавшего из гнезда птенчика, и не требовать от него поскорее унести назад эту гадость, то наши дети получат от нас урок гуманности, а не жестокости [2].
Совместно с воспитателями МДОУ № 11 «Юнга», являющегося базой практики студентов нашего колледжа, нами были разработаны рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, имеющие следующие направления:
- определение содержания эколого-развивающей среды в домашних условиях;
- разработка серии консультаций для родителей;
- разработка методического обеспечения (примерные конспекты для занятий и игр родителей с детьми).
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
- уголок живой природы с разнообразными комнатными растениями и растениями, выращенными ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, зверьками (хомячки, морские свинки, черепахи, рыбки, птички), а также все средства, необходимые для ухода за ними;
- уголок «выращивания», оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей, косточки от фруктов;
- уголок природного материала;
- фотографии на тему «природа», журналы и книги о природе.
При составлении консультаций для родителей мы постарались охватить разнообразные аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями. Консультации должны сопровождаться доказательными фактами и проходить в форме живой дискуссии. Например, «родители приезжают с ребёнком на дачный участок, где ребёнка можно занять и увлечь интересным делом. Если родители делают посадку, то можно попросить его подержать подготовленные к посадке семена или самому положить в лунку семечко. При этом нужно рассказывать ребёнку о своих действиях: «Мы положим семечко в землю и засыплем его землёй. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло и оно начнёт расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зелёный росточек, вот такой. (При этом надо показать какую-нибудь травинку.) Если росточку понравится, он будет становиться всё больше и может превратиться в такое дерево (показать ребёнку одно из деревьев на участке). Ещё я хочу, чтобы он принёс нам вкусный плод, и ты его будешь кушать». Каждый раз, когда вы приезжаете с ребёнком на участок, предложите ему посмотреть, не появился ли росточек. Как только вы увидите появившейся росток, обрадуйтесь. Таким образом, ребёнок начнёт проявлять интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать как и что растёт. Главное – он начнёт думать, анализировать.
Методическое обеспечение представлено в виде конспектов занятий и игр.
Например, таких: «Путешествие в мир природы», «Домашние растения и их признаки», «Растения и их назначение в праздниках», «Домашние животные и их значение для человека», «Дикие животные и их признаки», «Кто главный в лесу?» [3], [4].
Изучив названную проблему, мы пришли к выводу, что приобщение детей к природе актуально для экологического и эмоционально-положительного развития детей дошкольного возраста. Из всего спектра средств приобщения детей к природе эмоционально-положительное общение с родителями, несущее информацию о самых разных явлениях природы, имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе в домашних бытовых условиях.

Список литературы:

Корнева Е. Н. Эти загадочные малыши - Ярославль: «Академия развития», 1999. – 224 с.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72 с.










15