Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.


Тема Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Тип урока Урок освоения новых знаний
Дата Образовательные ресурсы УМК
Таблица «Биоценоз пруда»
Презентация «Природные и искусственные сообщества»
Цель Формирование новых умений и знаний о природных и искусственных сообществах на примере пруда, озера и аквариума; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Задачи Обучающие: создать условия для представления учащихся об огромном разнообразии природных сообществ, для знакомства учащихся с природными сообществами на примере сообществ пруда и озера, а также с искусственным сообществом аквариума; рассказать о растительном и животном мире этих биоценозов, о приспособленности их к совместному обитанию; рассказать об охране водоемов.
Развивающие: создать условия для развития умения обобщать и систематизировать; сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учеников, а также умение составлять схемы простейших пищевых цепей организмов, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; уважительного отношения к природе.
Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.
Формы и методы обучения Методы: словесный, наглядный, проектный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия и термины Природные и искусственные сообщества: пруд, озеро, аквариум
Планируемые результаты Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности природных и искусственных биоценозов; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к жизни в данном биоценозе, описывать их; приводить примеры искусственных и природных сообществ и их обитателей.
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Промежуточный контроль
Организационный момент Проверяет готовность учащихся к уроку. По ходу урока использует презентацию Слушают, настраиваются к учебной работе. Регулятивные: принимают учебную задачу Актуализация знаний Звучит музыка «Звуки природы – журчание воды»
Организует беседу, чтобы подвести к теме урока.
- Вспомните термины словаря и скажите, о чем идет речь: это совокупность организмов, живущих совместно и связанных определенными взаимоотношениями?
- Вы слышали музыкальный отрывок. Скажите, о каких биоценозах мы сегодня будем говорить, как их можно назвать одним словом?
- На какие группы можно разделить все биоценозы, в том числе и водные?
Какова тема нашего урока?
Организация игры «Экохлоп»:
Учитель называет различные сообщества (лес, поле, пруд, огород, море, аквариум, луг), а учащиеся должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда будут названы естественные сообщества.
А что это за сообщества живых организмов попробуйте отгадать.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро, пруд)
А это водное сообщество есть у некоторых дома. (аквариум) Обсуждение, выделение признаков, ответы.
Принимают участие в игре, после уточнения правил игры
Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока.
Запись темы урока.
Формулируют цели и задачи урока Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.
Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Ответы учащихся
Изучение нового материала Пруд и озеро как природные водные сообщества.
Ребята, попробуйте сами дать определение, что такое озеро и пруд. Своими словами.
– А теперь сравним ваши определения с моим: озеро или пруд – это скопление воды в углублении на суше.
Давайте с вами совершим заочную экскурсию на водоем – пруд или озеро. Итак, перед нами пруд. Первое, на что мы обратим внимание, - это растения.
Прибрежные растения.
Организует работу с рисунком учебника на с.148.
Плавающие и погруженные растения
Дальше от берега встречаются плавающие и погруженные в воду растения.
На поверхности воды плавает и это растение. Угадайте его!
На воде ковер из зеленых монет.
Убери его – и пищи нет!
(ряска)
А какова, на ваш взгляд, роль зеленых растений в пруду или озере?
Животный мир прудов и озер.
Организует работу с учебником.
Давайте составим цепь и сеть питания, которая складывается в водоеме. Но для начала еще раз вспомним, что такое цепи и сети питания?
Как взрослые и школьники должны охранять пруды и озера?
Пруд и озеро – это природное сообщество, которое надо охранять.
Проводит физкультминутку
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
Аквариум – искусственный биоценоз. Рассказ учителя.
Аквариум – это действующая модель водоема, управляемая человеком. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода, температура) и три группы живых существ.
Организует работу в группах по созданию проектов аквариума.
Задание:
Используя рекомендации, создать модель аквариума.
Организует защиту проектов.
Отвечают на вопросы, опираясь на собственные знания
Работают с рисунком на с.148 учебника, отвечают на вопросы
Работают с таблицей, называют растения.
Отвечают на вопросы учителя
Попарно работают с текстом учебника и рисунками на с.150-151 с последующим ответом на вопрос: «Какие животные обитают в биоценозах озера и пруда»
Выполняют задания в игровой форме, предварительно записав цепь питания в тетради
Высказывают предположения
Выполняют упражнения
Слушают учителя
Работают в группе по созданию проекта аквариума.
Выступают с проектом Познавательные: ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
Личностные: мотивируют свои действия
Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, устанавливают причинно-следственные связи при изучении обитателей водных биоценозов. Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Письменная работа в тетради
Создание и защита проекта
Закрепление знаний Беседа по вопросам:
Какие естественные и искусственные сообщества вы знаете?
Чем искусственная экосистема отличается от естественной?
Что служит источником энергии для обитателей природного водоем?
Как располагаются растения и животные в водоеме?
Что представляет собой аквариум?
Чем аквариум отличается от пруда и что у них общего? Отвечают на вопросы Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Познавательные: высказывание в устной форме по проблемному вопросу.
Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты Устные ответы
Итоги урока. Рефлексия Закончите предложение:
Я узнал...Я научился...Я понял, что могу...Мне понравилось...Для меня стало новым...Меня удивило...У меня получилось...Я приобрёл...Мне захотелось...Меня воодушевило...
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Поставьте друг другу в тетрадях оценки за урок. Определяют эмоциональное состояние на уроке Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание Конкретизирует задания, выполняемые учащимися дома:
Всем: § 4.4, 4.5.
По выбору:
Написать сочинение на тему «Мой аквариум»
Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Водные биоценозы» Записывают домашнее задание РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАСЕЛЕНИЮ АКВАРИУМА (для проекта)
Растения. Высокие растения лучше располагать на заднем фоне аквариума, низкие – на переднем. Учитывать, что через некоторое время растения разрастутся (не засаживать много!).
Рыбы. Обратите внимание на условия содержания рыб (температуру воды), хищная рыба или растительноядная, миролюбивая или бойцовая, место, которое она займет в аквариуме (дно или толщу воды).
РАСТЕНИЯ
Высокие: валлиснерия, эхинодорусСредние: криптокорина, анубиасНизкие: сагиттария
РЫБКИ:
Любители холодных вод: золотая рыбка, даниоТеплолюбивые рыбы: гурами, гуппи, барбус, астронотус, петушок, боция клоун, неон
Мирные рыбки: барбус, неон, боция клоун, гуппи, золотая рыбка, крапчатый сомик, птеригоплихт, даниоБойцовские: петушок (нельзя селить несколько вместе!)
Хищники: змееголов, астронотусРастительноядные: барбус, неон, боция клоун, гуппи, гурами, крапчатый сомик, птеригоплихт (сом), даниоПридонные: все виды сомов
Обитающие в толще воды: барбус, неон, боция клоун, гуппи, золотая рыбка, змееголов, астронотус, данио змееголов
Астронотус Барбус Боция клоун
Гуппи
Гурами неон
петушок
золотая рыбка
Крапчатый сомик птеригоплихт данио Валлиснерия
Сагиттария
анубиас криптокорина Эхинодорус