«Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».

Тема урока: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».
Тип урока: урок формирования новых знаний, навыков и умений.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о политической ситуации на Руси в начале XIV века; подвести учащихся к пониманию причин и обстоятельствам возвышения Москвы, подчеркнуть роль и политику московских князей на усиление Москвы. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельно работать дополнительной литературой, работать с исторической картой, анализировать исторические факты и делать выводы.
Задачи как пути реализации цели урока:
Образовательные:
Учащиеся должны знать
- предпосылки и причины объединения русских земель;
- ключевые понятия изложенные в данной теме: великое княжение Владимирское, ярлык, баскак, княжеские договоры, великие княжества на Руси (Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское, Рязанское), князь Московский и всея Руси;
- основных персоналий по данной теме: Ярослав Ярославович, Даниил Александрович, Юрий Даниилович, хан Узбек, Иван Калита, митрополит Петр. Учащиеся должны понять двоякую политику Ивана Калиты и роль его личности в усилении Московского княжества.
- учащиеся должны знать следующие даты: 1305 г. – получение Твери ярлык на великое княжение владимирское, 1327 – восстание в Твери, 1325-1340 – правление Ивана Калиты;
- географическое расположение приведенных выше княжеств, знать расположение городов Тверь, Москва, Коломна, Можайск, Серпухов, Переяславль, Ярославль;
- портреты личностей, картины исторических событий (приглашение митрополита Петра в Москву, поездка московских князей к хану Узбеку, вид Москвы 13-14 веков).
Развивающие:
учащиеся должны уметь
- применять ранее изученные понятия, термины и даты в ходе изложения нового материала (великие княжества на руси, даты основания городов);
- обращаться с исторической картой, уметь показать основные княжества и города;
- работать с дополнительной исторической литературой, анализировать текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы;
- строить логические и развернутые ответы, уметь оспаривать другое мнение и доказывать свою точку зрения;
- делать оценочные выводы на политику Ивана Калиты, показать навыки критического и креативного мышления на примере составления синквейна по личности Ивана Калиты;
- излагать суждения о причинно-следственных связях на примере возвышения Москвы.
Воспитательные:
- вызвать интерес у учащихся к поставленной проблеме и предмету в целом;
- развитие культуры речи и культуру общения;
- способствовать формированию патриотизма и осознанию важности изучения данной темы для истории государства;
- развивать духовные ценности, показать их роль в объединении народа на примере приглашения митрополита Петра в Москву;
- способствовать формированию толерантности и уважительного отношения к мнению других людей.

Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- репродуктивный

Средства, необходимые для проведения урока: карта «Образование и расширение Российского государства XIV – XVI веков», исторический атлас, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс; компьютер и проектор, презентация урока по теме ««Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества»; выставка дополнительной литературы по теме, раздаточный материал – текст «Иван Калита», тетради, доска, мел.

Проект урока.
План урока:
Организация начала занятия.
Подготовка к основному этапу занятия.
Усвоение новых знаний:
Причины и предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.
Политическая система Руси.
Соперничество московских и тверских князей за великое княжение владимирское.
Политика Ивана Калиты.
Возвышение и усиление Москвы.
Диагностика.
Проверка и закрепление новых знаний, умений и навыков.
Обобщение знаний.
Подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании.

Содержание урока
Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного климата.
Готовность класса к работе.

Подготовка к основному этапу занятия. Постановка целей.
Вопрос: Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучать одну большую тему «Раздробленность на Руси». Давайте вспомним некоторые факты и события этого периода. Под игом какого государства находилась Русь? Почему монголо-татарам так легко удалось завоевать русские земли? Как повлияло завоевание Батыя на экономику и политику Руси?
(ученики отвечают)
Но уже с 13 века начинается восстановление северо-восточных земель и возникает желание объединиться. Тема сегодняшнего урока «Предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы». Озвучивание целей урока для учащихся.


Связь ранее изученного материал с новой темой. Создание познавательной атмосферы на уроке, мотивация на приобретение новых знаний.
Учащиеся видят слайд с постановкой целей и темы, отвечают на поставленные вопросы( за ответы учащиеся получают цветные жетончики)

Усвоение новых знаний, умений и навыков.
Объяснение причин и предпосылок объединения русских земель. На экране показан соответствующий слайд, однако в нем содержатся сжатые предложения. Учитель рассказывает и объясняет их более подробно. В ходе повествования учитель задает вопросы из прошлой темы: Год основания Москвы? Кто основал Москву? Какая религия была на Руси?
Учитель сводит все выше указанное к общему выводу – необходимость объединения русских земель.
Далее учитель говорит, что русские земли находились под ордынским владычеством и князья зависели от хана Золотой Орды.
Переход к новому слайду и рассмотрение политической системы Руси. Учитель рассказывает о должности великого князя Владимирского. Акцентирует внимание на терминах ярлык, баскак. Затем говорит, что право на княжение давали ордынские ханы. Затем учитель задает вопрос: Какие великие княжества вы знаете? Из перечисленных 4 княжества показаны на слайде, как сильнейшие. Между князьями княжеств существовали договоры, а князья именовали себя как «братья». Кроме того, были более мелкие княжества – удельные. У великого князя владимирского и других князей была общая задача – внешняя политика.
Среди всех древнерусских княжеств выделялось два более сильных – Московское и Тверское. Здесь учитель рассказывает о преимуществах обоих княжеств и политики их князей на укрепление власти – за великое княжение владимирское.
Учитель акцентирует внимание на политике московских князей Даниила Александровича и его сына Юрия Данииловича. Говоря о территориях, присоединенных при них к Московскому княжеству, учитель просит учащихся показать их на карте. Карта «Образование и расширение Российского государства XIV – XVI веков» располагается на доске и на слайде, у ребят на парте лежит исторический атлас.
Далее на слайде показан рисунок «Поездка московских князей к хану Узбеку» и их цель. Учитель рассказывает, что политика сближения с ордынским ханом помогла московским князьям укрепить свое княжество, но после смерти Юрия в княжество снова посылают баскака за данью. Стоит угроза для Московского княжества и его населения.
Учитель говорит: «Но тут князем московским становится Иван Калита. Ребята, сейчас вы мне поможете разобраться, кто же это такой и что он сделал?» учащиеся читают текст про Ивана Калиту и его деятельность.
Тем временем на слайде появляется портрет этой личности. Затем учащимся предлагается назвать даты его правления и восстания в Твери. Эти даты (1325-1340, 1327) появляются на доске. Учащиеся записывают их в тетрадь.
Затем на слайде появляется картинка, где изображено приглашение митрополита Петра в Москву. Учащиеся находят в тексте этот отрывок и зачитывают его.
На слайде снова появляется картина с изображением Москвы и Ивана Калиты вместе с вопросами. Вопросы ориентированы на текст: откуда такое прозвище у этого князя? Что делал Иван Калита, чтобы ордынский хан не нападал на русские земли? Где Иван Калита брал средства на подъем Московского княжества? Какие земли вошли в состав Московского княжества?
Учитель и учащиеся делают вывод, что Иван Калита укрепил позиции Москвы и возвысил ее. Далее на слайде приводится речь историка 17 века: «И почему было Москве царством бытии? И хто знал, что Москве государством слыти?» Учащиеся с помощью учителя, вспоминая пройденное, называют причины возвышения Москвы. Затем они появляются на экране.
Последняя строка этого слайда называет новый титул Ивана Калиты: князь московский и всея Руси.


Развитие умения внимательно слушать, анализировать, способность связать знания с новой информацией, делать общие выводы.

















Развитее умения учащихся логически мыслить, предложенная схема поможет упростить восприятие новой информации. Создаю ситуацию успеха для каждого ученика.













Усвоение новых знаний, развитие умений и навыков работы с исторической картой. Воспитание эстетического интереса к предмету и теме.




































Настраиваю учеников на восприятие и успешное выполнение предложенного задания,. Развиваю умение работы с дополнительной литературой. Создаю ситуацию успеха. Развиваю способность у учащихся логически мыслить, делать выводы, расширять их кругозор.





























Развитие умения делать логические выводы, анализировать, создаю обстановку сотрудничества на уроке.
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечая на вопросы в ходе рассказа, смотрят слайд.






































Учащиеся работаю с исторической картой, отвечают и показывают города и княжества на карте у доски, остальные контролируют правильность показанного и сравнивают с данными исторического атласа.



















Учащиеся смотрят иллюстрации на слайде и комментируют увиденное.








Учащиеся читают текст про Ивана Калиту. Отвечают на поставленные вопросы, анализируют текст. Записывают основные даты в тетрадь.


































На основе прочитанного текста учащиеся делают выводы и сравнивают свои суждения с показанными на слайде.

Проверка и закрепление новых знаний, умений и навыков.

Учитель говорит, что политика Ивана Калиты помогла возвышению княжества Московского. Но у историков есть разные мнения об этом человеке. Одни считают, что он действовал только в своих интересах, другие – Иван Калита действовал в интересах всего государства и народа. Ребята, у вас тоже есть свое мнение на эту личность. Я предлагаю составить вам синквейн на тему «Иван Калита». На экране показан план составления синквейна для тех, кто забыл.
Заслушиваются варианты синквейна.

Рефлексия учащихся. Развитие творческих способностей, умение анализировать и использовать усвоенную информацию в виде нестандартного задания.
Учащиеся составляют синквейн в тетради, затем зачитывают его вслух.

Обобщение и закрепление пройденного.
Затем учитель предлагает повторить изученное. На экране появляются вопросы по изученной теме: Назовите причины объединения русских земель?
Кем назначался Великий князь владимирский? Какие великие княжества были в этот период? Какие два города соперничали за получение ярлыка?Что изображено на картинках? Почему именно Москва стала центром объединения земель русских?
Ребятам предлагается вспомнить картинки на предыдущих слайдах, они показаны без названия, а учащиеся должны их назвать.

Создаю ситуацию успеха, данные вопросы помогают оценить и закрепить уровень усвоения новой темы. Тренировка зрительной памяти.
Учащиеся отвечают на вопросы по пройденной теме, отгадывают события и личностей, изображенных на экране.

Подведение итогов занятия. Итак, цель урока был узнать причины объединения русских земель, познакомиться с личностью Ивана Калиты, а также как Москва стала центром объединения Руси. Достигли ли мы этой цели? Кто на уроке работал лучше всех? Чей синквейн вам понравился больше? А теперь выставим оценки.
Рефлексия. Формирование навыка самооценки и взаимооценки.
Учащиеся отвечают и называют своих одноклассников, подсчитывают количество жетончиков.

Информация о домашнем задании.
Дома вы еще раз прочитаете изученный материал параграф 17 и ответите на вопросы 1,4,5 в рабочей тетради. Задание появляется на экране.
Комментирование учителя способствует повышению познавательной активности.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Окончание урока.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15